19:09 Звезда по имени Солнце | |
21 июня день рождения Виктора Цоя. Российская молодежь давно послана государством на три буквы. Вот они: ЦОЙ Эта трехбуквенная комбинация единственно конкурентна по отношению к
другой, также трехбуквенной и тоже повсеместно начертанной. Короче, в
вопросе: "Кто сегодня самый известный рок-исполнитель и рок-автор?" —
никакой загадки нет. Тем более что любой поклонник Цоя знает биографию
своего идола: кореец, был пэтэушником, работал истопником в котельной,
вышел на орбиту большого шоу-бизнеса, погиб в автокатастрофе. Житие
стремительное и плакатное, видеоклиповое, одномерное, как миф или донос. ------------------------------------------------------------------------------✂---------------------- Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград (Московский район), СССР — 15 августа 1990, на 35-м км шоссе Слока — Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Цой также снялся в нескольких фильмах. «Мне даже, честно говоря, неудобно Цоя называть Витькой, есть в этом какая-то ложная задушевность, которой никогда не было. Потому что то, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем — это реальность, никакого обозначения в языке на имеющая. У него другое имя, и не человеческими губами его говорить. Вот как обычно описывают ангелов? Ангел — это фигура бытия, выполняющая определенную функцию в бытии, совершенная изначально, то есть неразвивающаяся. И то, о чем я говорю, это не ангел, но это фигура такого же типа. Она совершенна от природы Вселенной. Сущность, которая так или иначе находит разные методы воплощения. Вот то, что делала группа «Кино», то, что делал Виктор Цой. Просто мы не о том говорим, имя — оно уводит в сторону. Не было никакой задушевности ложной. Никогда». Борис Гребенщиково Викторе Цое и группе КИНО Кого любят, тому не вторят Загадка Цоя начинается с того, что по дворам и по своим тусовкам
цоевские фаны (а их тьмы и тьмы, и среди них хватает поющих гитаристов)
его песен практически не поют. Явление в массовой культуре редчайшее и
на первый взгляд странное. Занятная страна Россия. Здесь любят того,
кому не вторят. Ночь, день. Спать лень. Город говорил за Цоя так, как Цой потом стал за него петь: "Я — асфальт". Цой, его метод (общий имидж, мрачноватые миманс и интонация,
словарь и фразеологическая скупая графика, замешенные на сленге
подворотен, манера пения и поведения при сем) есть не что иное, как
воплощенная в эффективнейшем синкретическом жанре социальная оборона
подростков конца 70-х — начала 80-х годов против социокультурных форм
Большого Совка. Это ответ на пышную, бодряческую и слащавую совковую
эстетику от лица и духа молодежной субкультуры Санкт-Питер-Ленинграда.
О, этот магический город, породивший свой рок!.. "Я — свой сын..." < /a>
Он вообще не был игрецом, плейбоем. Не "намыливал" свой
микро-Ливерпуль в Ленинграде, не рядился в западные шмотки и не
тиражировал престижных конструкций англо-рока, не пересыпал речи своей
англофеней, столь модной тогда и сейчас в среде рокеров. Сегодня кому-то говорят: "До свидания!" Или: Как дрожала рука у того, кто остался жив, Неясно, каким по счету чувством угадала молодежь, кто ей чужой и почему. Никто ей не сообщал по каналам СМИ, что Высоцкий в анкете на вопрос: "Кто ваш любимый политический деятель?" — ответил: "Ленин". Никто не информировал ее, что Валерий Леонтьев стартовал в эстрадный бомонд с выигрыша на конкурсе патриотической (по партийным тогдашним понятиям) песни. И незачем было напоминать молодежи, что Пугачева начинала на официальных подмостках с того, что "косила" под "народ", приглашая по-матрешечьи "посидеть поокать". И в этот "шоу-бизнес" шагнул в один прекрасный день Витя Цой. Неисповедимы дела твои, Господи!.. Знал ли Цой, куда повернул? Знал. Я говорил с ним об этом. Когда-то Ежов пожаловался Сталину, что какой-то его бывший соратник по Политбюро под пытками не сознается, что он эскимосско-мексиканский шпион. "Продолжайте. Сознается." Через месяц Ежов опять докладывает: "Не сознается — упрямится". "Ничего. Продолжайте, сознается." Через месяц все повторяется. И еще через месяц. Ежов не выдержал, полюбопытствовал: "Товарищ Сталин, почему вы уверены, что он сознается?" Гений ответил вопросом: "Как думаешь, Ежов, сколько весит государство?" Тот опешил. Напрягся, лоб наморщил. Развел руками: "Не знаю..." Отец народов мудро разъяснил: "Государство много весит. Вот и представь, товарищ Ежов: на одной чаше весов твой подследственный, а на другой — все наше государство. Какая чаша перевесит? Правильно. И подследственный догадывается. Так что продолжайте — сознается. Обязательно сознается". На общий слух побольше общих слов ...Чаша перевесила. Цой пошел в шоу-бизнес Большого Совка. И пусть
первым бросит в него камень тот, кто сам безгрешен. Кому же не хочется
порадовать родителей, что у тебя "все, как у всех людей"? Кто откажется
от оглушительных оваций на стадионах и шепелявого шепота шин шикарной
собственной машины? Об остальном Цой в нашем последнем с ним разговоре
сказал: "Как-нибудь прорвемся..." И сразу с овациями у него все
получилось. "Убитых не было" — как писал в дни нашей юности Габриель Гарсия Маркес в романе-притче о всех нас "Сто лет одиночества". ...Когда-то в песне "Война" Виктор Цой спел: "Но кто-то станет стеной, Он не встроился в стену так покорно, надежно и прочно, как требуется от каждого кирпичика, чтобы стена была стеной. Он не стал стеной, но не вышло стать и тем плечом, под напором которого она дрогнула бы. Да и возможно это вообще?.. Но он стал именем на этой стене. Алексей Дидуров, "Имя на стене", | |
|
Всего комментариев: 0 | |