23:41 Станиславский Константин Сергеевич - Полное собрание сочинений | |
Толчок, который дал Станиславский, — это и есть театр всего столетия. Кажется неправдоподобным, кажется, что это просто перегруженная мифологией фигура, однако это так. Потому что Станиславский сделал и выразил то, для чего культура уже созрела и перезрела, на что имелся эстетический и социальный запрос. ------------------------------------------------------------------------------✂-------------------------- СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938). Театральный режиссер, актер, педагог; крупнейший теоретик и реформатор русского театра. Почетный академик Петербургской Академии наук (1917). Первый народный артист СССР (1936). Родился в Москве. Не окончив ни одного учебного заведения, постоянно занимался самообразованием, свободно говорил по-немецки и по-французски. С 1877 г. — на любительской сцене. В 1898 г. с В.И. Немировичем-Данченко1 основал Московский художественный театр (МХАТ), деятельность которого оказала огромное влияние на мировой театр. Занимался творческими поисками и в области музыкального театра, с 1918 г. возглавлял оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр им. Станиславского). Разработал теорию и методологию сценического творчества, получившую название «система Станиславского», основанную на «йоге». Автор книг «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой». В Москве в доме, где жил Станиславский, в 1948 г. открыт мемориальный музей. Жена Станиславского Мария Петровна Лилина (Перевощикова) (1866-1943) — актриса МХАТ со дня основания, народная артистка РСФСР (1933). Дочь режиссера — Кира Алексеева-Фальк (1891-?) долгое время была директором Дома-музея Станиславского. К.С. Станиславский среди участников спектакля "Праздник... Станиславский вел себя по отношению к властям крайне осторожно, за что его сегодня порою упрекают. Но без такой осторожности театр нельзя было сохранить. Она вытекала из трезвой оценки властной силы Сталина и общественно-политической ситуации в стране. К тому же коллектив театра находился под бдительным контролем НКВД. У Станиславского имелись и сугубо личные причины не слишком полагаться на благорасположенность кремлевского мецената — он происходил из богатой купеческой семьи Алексеевых (об этом ему никогда не давали забыть). Константин Станиславский и Владимир Немирович — Данченко В оперной студии со Станиславским сотрудничал как режиссер его старший брат Владимир. В связи с делом Промпартии 17 мая 1930 г. по обвинению в шпионаже арестовали младшего сына Владимира Сергеевича — Михаила, жену последнего Александру (урожденную Рябушин-скую) и ее сестру. ОГПУ постоянно продлевало срок содержания их под стражей, что санкционировалось секретарем ЦИК СССР А. Ену-кидзе, одновременно занимавшим пост главы органа, контролировавшего главные театры страны. Станиславский настойчиво хлопотал за племянника и его жену. Писал письма Енукидзе, а также Ягоде, Вышинскому, в Прокуратуру СССР и т. п. Не исключено, что писал и лично Сталину (во всяком случае, несомненно, что Сталин находился в курсе событий). Но помощи Станиславский ни от кого не дождался. Племянник умер в тюремной больнице. Его жену и свояченицу заключили в концлагерь сроком на десять лет, в 1937 г. обеих расстреляли. Ценою унизительных хлопот основоположнику МХАТа удалось добиться, чтобы из столицы не выслали детей Михаила Владимировича. Их Станиславский взял на свое иждивение. Не помогло. В лихой год арестовали его внучатого племянника, а также мужа племянницы. Оба они хлебнули ГУЛАГа Вот как исторические заслуги Станиславского перед мировым театром выглядят согласно знаменитому "Словарю театра" Патриса Пави. Станиславский открыл: а) "подтекст", дублирующий исполняемый текст или противоречащий ему; психологический инструмент, информирующий о внутреннем состоянии персонажа, устанавливающий дистанцию между тем, что сказано в тексте, и тем, что показано на сцене; подсознательный фон текста сосуществует параллельно с текстом, реально произносимым персонажами, образуя нечто вроде непрерывного и по-своему значимого второго смыслового ряда; б) мизансцену как физическую ощутимость сокровенного смысла драматургического текста; в) тяготение текста пьесы к претексту, перемежающемуся паузами: персонажи не смеют до конца выражать мысли или не могут это делать, они общаются друг с другом полунамеками, или же говорят, чтобы ничего не сказать, заботясь о том, чтобы это ничто было понято собеседником как нечто, наполненное реальным смыслом. По существу, Станиславский задолго до возникновения кино- и телеискусства с их крупными и сверхкрупными планами разработал систему актерской игры для "близорукой Талии", нашел средства для игры в театре абсурда, где персонажи обмениваются репликами, содержащими ничто, противопоставил слову — действие, чем предвосхитил театр конца века. А в самом начале сезона 1938/39 года, 7 августа, в процессе работы над "Тартюфом" умирает и Константин Сергеевич. Причина — сердечная недостаточность, вероятно, ишемическая болезнь. Аортокоронарное шунтирование изобрели только полвека спустя. В сборник вошли: "Моя жизнь в искусстве" — 1 том. Автор: Станиславский К.С Жанр: Искусство/Театр Издательство: М., Искусство Формат: doc Качество: eBook Размер:4.79 МБ Скачать:Stannislavskii.rar | |
|
Всего комментариев: 0 | |