Понедельник, 23.12.2024, 03:41 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Июнь » 13 » Ми-28 "Ночной охотник"
20:15
Ми-28 "Ночной охотник"
картинка

Боевой вертолет Ми-28(Havoc по классификации НАТО — англ. «Опустошитель») — российский ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронированных целей и огневой поддержки сухопутных войск.

История создания

В связи с созданием за рубежом усовершенствованных боевых вертолетов нового поколения (в 1972 г. в США началась конкурсная разработка опытных боевых вертолетов Белл YAH-63 и Макдоннелл-Дуглас YAH-64) в МВЗ им. М. Л. Миля с 1972 г. также начались исследования усовершенствованного боевого винтокрылого аппарата нового поколения с высокоточным мощным вооружением с большой дальностью действия и обзорно-прицельной системой с высокой разрешающей способностью. Для нового винтокрылого аппарата на основе опыта боевого применения вертолетов Ми-8 и Ми-24 была разработана оптимальная концепция по критерию «стоимость-эффективность» и использованы передовые технические решения, обеспечивающие высокие летные и эксплуатационные характеристики при минимально допустимом
техническом риске.

картинка

Разработка нового вертолета, получившего обозначение Ми-28, велась совместно с ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ и ВИ-АМ, НИИАС и ГНИКИ ВВС, ЦКБ «Сокол» и Раменским ПКБ и др. под руководством ведущего конструктора М. В. Вайнберга и заместителя главного конструктора А. Н. Иванова. 16 декабря вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке вертолетов Ми-28 и В-80 (двухвинтовой соосной схемы ОКБ Н. И. Камова) на конкурсной основе.

Полномасштабная разработка вертолета Ми-28 началась в 1980 г., когда было принято решение о постройке двух опытно-экспериментальных образцов; 10 ноября 1982г. совершил полет первый опытно-экспериментальный вертолет Ми-28 (летчик-испытатель Г. Р. Карапетян и штурман-испытатель В. В. Цыганков) и был передан на государственные испытания, проводившиеся в ГНИКИ ВВС.

картинка

По требованиям ВВВ новый винтокрылый аппарат предназначался для поддержки подразделений на поле боя, сопровождения вертолетных десантов, уничтожения танков и борьбы с вертолетами. Вооружение должны составлять ПТУР комплекса «Штурм» и пушка калибром 30 мм, задавалась боевая нагрузка 12 000 кг, экипаж из летчика и оператора и максимальная скорость 380 — 420 км/ч.

Первоначально рассматривались различные схемы скоростных винтокрылых аппаратов, среди которых приоритетным был проект винтокрыла двухвинтовой поперечной схемы с толкающим винтом, обеспечивающей возможность не только достижения больших скоростей, но и катапультирования экипажа. Был построен макет винтокрыла, продемонстрировавший большую сложность его конструкции и повышенный технический риск его создания, поэтому предпочтение было отдано проекту вертолета одновинтовой схемы с использованием опыта разработки и эксплуатации вертолетов Ми-24.

картинка
Вертолет Ми-28 меньше боевого вертолета Ми-24, но несколько больше американского вертолета АН-64 «Апач». Экипаж вертолета, как и у боевого вертолета Ми-24, состоял из двух человек: летчика в задней кабине, обеспечивающего пилотирование вертолета и использование неуправляемого оружия, и штурмана-оператора в передней кабине, обеспечивающего поиск, обнаружение, распознавание и уничтожение малоразмерных целей на предельных дальностях с применением управляемого высокоточного оружия и пушечной установки. В отличие от зарубежных боевых вертолетов в фюзеляже Ми-28 имеется свободный объем, в котором могут разместиться два — три человека, если потребуется срочно эвакуировать экипаж пострадавшего вертолета или самолета.

Для повышения живучести вертолета использовано не только бронирование кабины экипажа и отдельных агрегатов, но и конструктивно-компоновочные решения, обеспечивающие взаимное экранирование агрегатов и защиту более важных агрегатов менее важными, чтобы при их повреждении не происходило катастрофическое разрушение за время, достаточное для выполнения задания и возвращения на базу; широко применяется дублирование наиболее важных сторон.

картинка

Использование системы катапультирования экипажа было признано нецелесообразным, учитывая, что большая часть полетов производится на малых высотах, поэтому был применен ряд решений, позволяющих экипажу выжить, не покидая вертолет, при аварийном приземлении со скоростями и перегрузками, значительно превышающими нормальные.

Большое внимание было уделено улучшению эксплуатационных характеристик, для чего сокращено число точек смазки благодаря использованию тканевых и эластомерных подшипников, применены встроенные средства автоматизированного контроля и облегчен доступ к силовой установке и отсекам оборудования. В результате общая трудоемкость технического обслуживания по сравнению с вертолетом Ми-24 уменьшилась в три раза, а по отдельным системам и агрегатам — в девять раз. Предусмотрена возможность быстрого перебазирования вертолетов с помощью военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76 при минимальной разборке (снимаются только лопасти несущего и рулевого винтов), позволяющей подготовить вертолет в течение одного часа к полетам. Разработку Ми-28Н возглавили заместители главного конструктора В. А. Щербина и В. А. Стекольников.

картинка
Дальнейшая разработка вертолета Ми-28 задерживалась из-за недостаточного финансирования, поэтому испытания опытного вертолета Ми-28А, оснащенного всеми системами и оборудованием и высотными двигателями ТВЗ-117ВМА, начались только в январе 1988 г., а в мае 1989 г. вертолет Ми-28А впервые был продемонстрирован за рубежом на авиакосмическом салоне в Париже, а затем и на других международных выставках, вызывая большой интерес специалистов и посетителей. В 1991 г. начал проходить испытания второй опытный вертолет Ми-28А, а в 1993 г. оба вертолета Ми-28А успешно завершили в полном объеме летные испытания, в которых было продемонстрировано, что вертолет Ми-29А, обладая мощным вооружением и большим статическим и практическим потолком, может с большой эффективностью применяться в частях специального назначения и для борьбы с террористами, скрывающимися в труднодоступных местах, для уничтожения их техники и оборонительных сооружений. Во время испытаний 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Г.Р. Карапетян впервые выполнил на Ми-28А «петлю Нестерова», а через несколько дней — «бочку».
картинка
В 1994 г. Ростовское вертолетостроительное производственное объединение «Роствертол» начало подготовку серийного производства вертолетов Ми-28 для армейской авиации России, где они станут основными боевыми вертолетами.

Вертолет Ми-28А, разработанный в 80-х годах, оснащен комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Поэтому в 90-х годах в МВЗ им. М. Л. Миля под руководством генерального конструктора М. В. Вайнберга в сотрудничестве с Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ главный конструктор Г. И. Джанджгава) была создана глубоко модернизированная модификация Ми-28Н (ночной) с интегрированным комплексом бортового оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5—15 м). Это достигается использованием в составе комплекса БРЛО и его обзорно-прицельных систем тепловизионных каналов, надвтулочной РАС миллиметрового диапазона, очков ночного видения, лазерных дальномеров, системы экстремальной навигации с использованием физических полей земли и ряда других систем.

Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В. Юдин и штурман С. В. Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Внешне Ми-28Н отличался от Ми-28А установленной в сферическом обтекателе надвтулочной РАС, разработанной в ЦКБ «Алмаз» и позволяющей вертолету обнаруживать наземные и воздушные цели, прячась за укрытиями и в складках местности. В дополнение к комплекту вооружения вертолета Ми-28А вертолет Ми-28Н будет вооружен сверхзвуковыми УР «Игла» «воздух—воздух» с модернизированные тепловыми головками самоведения.

картинка

В 1983 г. на базе вертолета Ми-28 начались исследования проекта нового вертолета Ми-40, или вертолетной боевой машины пехоты (ВБМ~ предлагаемой для замены боевого вертолета Ми-24. а в 1992 г. была продолжена ее разработка. В новом вертолете предлагалось использовать динамическую систему вертолета Ми-28 (несущий и рулевой винты, силовая установка, трансмиссия и система управления), но новый фюзеляж с бронированными двухместной кабиной экипажа и грузовой кабиной для восьми десантников или восьми раненых на носилках. Вертолет предполагалось оснастить круглосуточным и всепогодным прицельно-пилотажно-навигационным комплексом с надвтулочной РЛС и усовершенствованным вооружением, включающим НАР, ПТУР с УР «воздух—воздух», а также подвижной пушечной установкой калибра 23 мм в носовой части и подвижной пулеметной установкой 12,7 мм за десантной кабиной для защиты задней полусферы. Был построен макет вертолета Ми-40, который по летно-техническим характеристикам приближался к Ми-28.

На базе Ми-28 в 1995 г. по предложению генерального конструктора М. В. Вайнберга была начата разработка перспективного пассажирского вертолета Ми-58 в соответствии с требованиями российских норм летной годности и американских FAR-29. Вертолет должен был иметь динамические системы вертолета Ми-28 и новый фюзеляж с комфортабельной кабиной для размещения 19 пассажиров, а в грузовом варианте для перевозки различных грузов, для чего был предусмотрен задний грузовой люк.

Ми-28НЭ — экспортный вариант боевого вертолета круглосуточного и всепогодного действия, является развитием боевого вертолета Ми-28А с новым интегрированным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим пилотирование со следованием рельефу местности в ручном и автоматическом режиме, поиск, обнаружение и распознавание целей и управление вооружением. Комплекс вооружения и оборудования на Ми-28НЭ такой же как и на Ми-35М, дополнительно установлен надвтулочная РЛС кругового обзора. Впервые демонстрировался на МАКС-2001. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.

Конструкция

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовош конструкции с широким использованием КМ, имеет значительно меньшие размеры, чем у вертолета Ми-24. В носовой части размещена двухместная кабина экипажа с отдельными кабинами штурмана-оператора и летчика, сиденья которых расположены уступом, как на Ми-24. Кабина экипажа образована плоскими поверхностями и полностью бронирована с использованием облегченной комбинированной брони с керамическими плитками и малобликующего броневого остекления, выдерживающей прямое попадание снарядов калибром до 23 мм в лобовые стекла и до 12,7 мм в боковые. Поврежденные керамические плитки брони могут заменяться при эксплуатации, Между кабинами штурмана-оператора и летчика имеется бронированная перегородка. Система спасения малых высотах включает энергопоглощающие кресла, снабженные системой притяга для придания необходимой изготовочной позы при ударе о землю; на больших высотах экипаж может покинуть вертолет с помощью парашютов через боковые двери, открывающиеся влево у штурмана-оператора и вправо — у летчика. В центральной части фюзеляжа предусмотрен специальный технический отсек, имеющий свободный объем, что позволяет обслуживать БРЭО в непогоду. В случае необходимости в отсеке могут разместиться два —три человека, доступ в отсек осуществляется через люк с левого борта.

Крыло размахом 4,88 м, среднерасположенное, с отрицательным поперечным V, имеет кессоновую конструкцию из алюминиевых сплавов, носок крыла и хвостовая часть изготовлены из КМ. Крыло оснащено четырьмя универсальными балочными держателями ДБ-34 для подвески вооружения и ПТБ и встроенными лебедками для их подъема. На концах крыла установлены обтекатели с контейнерами для кассет пассивных помех.

Шасси трехопорное, с хвостовым колесом, неубирающееся, главные опоры рычажного типа имеют двухкамерные гидропневматические амортизаторы с увеличенным ходом, обеспечивающие снижение перегрузок при ударе о землю с вертикальной скоростью 12 м/с до уровня, который физиологически может переноситься экипажем. Колеса главных опор имеют размер 720х 320 мм и давление 5,4 кг/см2, хвостовое колесо — 480х 200 мм, самоориентирующееся. Колея шасси 2,29 м, база шасси 11м.

картинка
Несущий винт пятилопастный, такого диаметра, как на Ми-24, но с новыми стеклопластиковыми лопастями, имеющими профили с увеличенной кривизной, создающие большую подъемную силу. Лопасти прямоугольной формы в плане, хорда лопасти 0,67 м. Концевые части лопастей имеют стреловидность по передней кромке, на последних модификациях концы лопастей отогнуты вниз. Лопасти имеют стеклопластиковый лонжерон, изготовленный методом спиральной намотки на станках с ЧПУ, к которому присоединены стеклопластиковые секции с сотовым заполнителем. Вдоль носка лопасти проходит противоэрозионная титановая накладка с электрической противообледенительной системой. Титановая втулка несущего винта имеет сферические эластомерные шарниры и торсионы. Агрегаты несущей системы не требуют смазки при эксплуатации.

Рулевой винт диаметром 3,84 м четырехлопастный, образован двумя двухлопастными модулями, установленными под углом 45° для увеличения КПД и уменьшения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане из стеклопластика, хорда лопасти 0,24м.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117ВМА Санкт-Петербургского научно-производственного объединения им. В. Климова (главный конструктор С. П. Изотов) с взлетной мощностью по 1620 кВт/ 2200 л. с., установленных в отдельных гондолах по бокам главного редуктора и снабженных модернизированной электронной системой регулирования. Вспомогательная силовая установка — ГТД АИ-9В, расположенный за редуктором несущего винта сверху фюзеляжа, обеспечивает запуск двигателей и привод систем при неработающих двигателях. Воздухозаборники ГТД снабжены пылезащитными устройствами, а сопла охлаждаются потоком воздуха, поступающего через воздухозаборники по бокам мотогондол и смешиваемого с потоком газов ГТД для уменьшения ИК излучения.

Топливо содержится в мягких топливных баках общей емкостью — 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Для перегоночных полетов возможна установка подвесных топливных баков. Трансмиссия включает главный редуктор ВР-28, два угловых редуктора УР-28 и редуктор рулевого винта с валом привода.

Система управления бустерная, с четырьмя комбинированными рулевыми приводами на главном редукторе. Предполагается разработка электродистанционной системы управления. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора — управление вооружением. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока с напряжением 208 В питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.

картинка
Оборудование

В состав БРЭО вертолета Ми-28Н входят:
• РАС миллиметрового диапазона с круговым и секторным обзором, размещенная в обтекателе над втулкой несущего винта и используемая для навигации и прицеливания;
• тепловизионная станция переднего обзора с лазерным дальномером, размещенная в носовом обтекателе и обеспечивающая выдачу летчику индикации закабинного пространства, сориентированного с положением головы летчика, на индикаторе нашлемной системы и на жидкокристаллических индикаторах на приборной доске;
• многофункциональная стабилизированная оптико-электронная станция оператора, включающая прямой оптический канал с широким и узким полями зрения (с трехкратным и 13-кратным увеличением, телевизионный и тепловизионный каналы, лазерный дальномер-указатель и канал управления ПТУР «Атака», все каналы стабилизированы с высокой точностью на едином зеркале и имеют широкую зону обзора ±110° по азимуту и + 13° — 40° углу места:
• нашлемная система целеуказания, индикатор и очки ночного видения;
• система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях, выдающих картографическую информацию и трехмерное синтезированное изображение местности;
• инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям земли;
• комплекс средств связи, обеспечивающих двухсторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными и наземными командными пунктами.

БРЭО интегрировано в установленный на вертолете прицельно-пилотажно-навигационный комплекс ПрПНК-28, созданный РПКБ и обеспечивающий поиск, обнаружение и распознавание целей, прицельную стрельбу и бомбометание, автоматическое пилотирование вертолета по заданной траектории со стабилизацией высоты и неподвижным висением, а также непрерывное определение местоположения.

Вертолет оснащен системой предупреждения об облучении РАС и лазерными целеуказателями, системой постановки помех РАС и УР с ИК и радиолокационными ГСН и контейнерами с кассетами для отстрела ложных целей для защиты от ракет с ИК ГСН.

картинка
Вооружение

Вооружение состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-2-с мощной пушкой 2А42 калибром 30 мм с углами отклонения по азимуту ±110° и по возвышению от +13° до — 40°, размещенной под фюзеляжем. Боезапас пушки в 250 снарядов размещается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей.

На двух внешних балочных держателях подвешиваются на двух пусковых установках до 16 сверхзвуковых ПТУР 9М120 комплекса «Атака-В» или 9М114 комплекса «Штурм-В» с радиокомандной системой наведения, предназначенных для поражения наземных целей и низколетящих нескоростных воздушных целей. На двух внутренних балочных держателях подвешиваются — два блока Б8-В20 по 20 НАР С-8 или Б-13Л по 5 НАР С-13, предусматривается подвеска пушечных контейнеров УПК-23/250 с пушкой ГШ-23Л или контейнеров мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра, авиабомб калибром 250 или 500 кг и зажигательных баков ЗБ-500. Возможно использование пусковых установок для подвески восьми сверхзвуковых УР «воздух—воздух» «Игла» или тяжелых НАР С-45.

картинка
УР комплекса «Атака» могут применяться селективно в зависимости от вида цели и отличаются высокой помехозащищенностью. Управляемые ракеты комплекса «Атака-В» с радиокомандной системой наведения имеют три варианта:
• с тандемной кумулятивной боевой частью (б. ч.) для поражения бронированной техники, оснащенной динамической защитой, с толщиной брони 300 — 500 мм на дальностях 800 — 6000 м;
• с фугасной б. ч. с объемно-детонирующим зарядом;
• со стержневой б. ч. для поражения воздушных целей.

Ми-28
Назначение: Поражение бронированных целей, огневая поддержка сухопутных войск.
Первый полёт: 10 ноября 1982
Принят на вооружение: 2007
Всего построено: 27 (поставлено для МО РФ с 2007 по 2009 год)
Производитель: Ростовский вертолетный завод
Модификации: Ми-28Н
Стоимость: $16 млн (Ми-28НЭ при поставке на экспорт по данным на 2002 год)

Габариты
Диаметр несущего винта: 17.20 м
Диаметр рулевого винта: 3.84 м
Длина с вращ. винтами: 16.85 м
Высота с вращ. винтами: 3.82 м
Длина фюзеляжа: 17,91 м
Высота: 3,82 м

Основные массы
Пустой: 7890 кг
Нормальная взлётная: 11000 кг
Максимальная взлётная 12100 кг
Внутренний запас топлива: 1500 кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 2 x ТВ3-117ВМА
Мощность: 2 х 2200 л.с.

Лётно-технические характеристики
Экипаж: 2 чел.
Пассажиров: 2-3 чел.
Крейсерская скорость: 270 км/ч
Максимальная скорость
в горизонтальном полёте: 324 км/ч
Максимальная скорость: 382 км/ч
Дальность полёта практическая: 960 км
Дальность полёта перегоночная: 1105 км
Статический потолок: 3700 м
Динамический потолок: 5800 м
Максимальная скороподъёмность: 13,6 м/с

Вооружение
Встроенное
стрелково-пушечное: 1 х 30-мм пушка 2А42, 300
Число точек подвески: 4
Подвесное
стрелково-пушечное: ГШ-23 х2
Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» х16, р-73
Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13 — 2 х 5 шт; С-24
«Воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 4 шт.
Бомбовое: авиабомбы 250, 500 кг, баки с зажигательной смесью

картинка
Просмотров: 1344 | Добавил: Yurich | Теги: Ми-28 Ночной охотник, Havoc | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters