Фотоаппараты Leica, имеющие почти сто летнюю историю, своим появлением во многом предопределили все дальнейшее развитие фототехники. А сегодня камеры Leica – "элита” среди фотоаппаратов, стали особенно популярны.
Представляем вашему вниманию интересную статью журнала Wired "Leica изнутри. Как собираются камеры” о производстве известных фотоаппаратов.
Завод Leica расположен в небольшом городе Зольмс(Solms), на западе Германии. Многие сотрудники работают в компании больше 20 лет. Штефан Дэниелс(Stefan Daniels), который в настоящее время возглавляет завод в Зольмс, один из них. Он познакомился с Лейкой в 15 лет и получил техническую степень благодаря работе в компании.
Техник вставляет ПЗС-матрицу. ПЗС для Лейки производит компания Кодак. Поверхность матрицы покрыта множеством микролинз, направленных на изменение входящих лучей света так, чтобы они попадали на датчик равномерно, по одной микролинзе напротив каждого пикселя.
После того, как ПЗС вставлена, рабочий собирает легкий магниевый корпус камеры. Корпус скрывает верхнюю и нижнюю латунные пластины,призванные защитить внутренние компоненты.
Никакая фотография не является точной копией снятого предмета. Но философские возражения не останавливают фотографов в достижении идеального образа, который требует ловкости и знания предмета. Правильный инструмент может стать решающим фактором.
Для многих поколений фотокорреспондентов, работающих в центре событий, фотоаппарат Leica был этим инструментом.
Альберто Корда(Alberto Korda) и его портрет Че Гевары; плачущая вьетнамка сфотографированная Ником Ютом(Nick Ut), то как она бежала после атаки напалмом; фото матроса целующего медсестру на Таймс-сквер, снятое Альфредом Эйзенштедтот(Alfred Eisenstaedt) – все были сделаны при помощи Лейки. В самом деле, компания может честно утверждать, что именно она дала возможность появиться на свет этим фото. Камеры были компактными, ненавязчивыми и весьма надежными, в условиях ежедневного износа, способные давать качественные изображения без особой подготовки.
ПО установлено, и камера может работать на базовом уровне, позволяющем техникам проводить тщательное тестирование, по каждой отдельной камере. К моменту завершения тестирования, Leica M8 будет состоять из 1800 отдельных частей.
На рубеже 20-го века, инженер и фотограф-любитель Оскар Барнак(Oskar Barnack) работал на компанию Leitz, производитель оптических приборов, базирующихся в немецком городе Ветцлар. Барнак занимался изучением гор неподалеку, но для документирования исследований приходилось тащить с собой камеру и несколько сумок тяжелых стеклянных пластин(прообраз современной пленки). После этого он разработал карманное устройство, которое использовало модифицированную кинопленку – результатом стала первая 35мм камера.
Работодатели Барнака назвали новый продукт «Leica», сокращенно от «Leitz camera». Исходная модель, известная теперь как Ur-Leica, поступила в серийное производство в 1925 году. Уже в 1928 году, Александр Родченко(Alexander Rodchenko), мастер советской пропаганды, и Андре Кертеш(Andre Kertesz), отец фотоочерка, оба обзавелись Лейками. Анри Картье-Брессон(Henri Cartier-Bresson), чья работа с Leica популяризировали уличную фотографию и импровизированный стиль послевоенной фотожурналистики.
Рабочий подвергает каждую камеру стандартной системе проверок: проверка выдержки, дальномера, системы фокусировки, а также чувствительность и слаженность работы ПЗС.
На этом этапе контроля качества, техника определяет точность видоискателя камеры. Каждый видоискатель должен быть скорректирован после установки, и Leica требует, чтобы изображение в центре, видимое через видоискатель отличалось от реального не более чем на 0,0001 миллиметра.
Рабочее место настроено на сборку аналоговых камер Leica. Но так как M8 и М9 имеют практически идентичный состав деталей, то собираются они параллельно с аналоговыми камерами. Весь процесс включает в себя 35 человек, и занимает около восьми часов на камеру. Крошечные частицы пыли внутри камеры, могут вызвать серьезные проблемы, поэтому завод Leica создал правила доступа к рабочему месту. Сотрудники носят низко-статическую обувь, чтобы избежать притягивание пыли. Пыле-поглощающее напольное покрытие находится на входах в сборочный цех. Все бумажные изделия на конвейере, рассматриваются в пластиковых пакетах чтобы убедиться, что даже маленькие волокна, которое могут вырваться из страниц не смогут попасть в комнату. А сотрудники вынуждены носить специальные шапочки.
Корпуса M7, готовы к сборке в любой момент.
Малые размеры камеры и тихий затвор позволили Картье-Брессону и его современникам фотографировать в общественных местах без привлечения внимания к себе. В дополнение к мобильности, Leica также может похвастаться отменным качеством объективов. Сочетание точности и мобильности открыло дверь в новый реализм, или, как Картье-Брессон выразился, Leica «в буквальном смысле представляет собой оптическое продлении моих глаз».
Как сказал Кристиан Эрхардт(Christian Erhardt), заместитель директора по маркетингу, – «Единственная причина по которой наши камеры столь бережно изготавливаются в том, что практический каждый работник компании является пользователем нашей продукции. Это у нас в крови».
Под заказ камеру Leica M7 можно покрыть страусиной кожей. Модель «a la carte« позволяет потребителю выбрать косметические детали камеры, такие как цвет отделки, кнопок и кожаного чехла. Клиенты также могут настроить размер видоискателя и расположение его линий.
Техник вносит незначительные корректировки в дальномер камеры, чтобы обеспечить его синхронную работу с объективом.
Основная часть настройки камеры Leica делается при участии человеческого глаза, а не компьютерами или сложными оптическими приборами. Здесь техник проверяет и настраивает механизм ручной фокусировки, используя принцип межкадровой полосы. В М-серии нет автофокусных камер и Leica очень гордится этой линейкой фотоаппаратов.
На фото внутренний вид камеры Leica S2. Эта широкоформатная камера, имеет 37,5-мегапиксельный ПЗС(30 х 45 мм) на 56 процентов больше, чем 24 х 36 мм на 35 мм кадра. Ее цена 22000$.
Leica M-серии запущена в 1954 году и занимает особое место в сердцах многих известных фотографов. Джим Маршалл(Jim Marshall) использовал камеру Leica M-серии для съемки Джими Хендрикса(Jimi Hendrix) на поп-фестивале в Монтерее и группу Битлз(The Beatles) на их последнем концерте.
«Я использую исключительно Лейку, вот уже 50 лет, – говорит Маршалл – С технической точки зрения резкость объективов, гораздо лучше, чем у кого-либо другого».
Ральф Хагенауэр(Ralph Hagenauer), глава департамента по распространению продукции компании Leica, рассматривает модельный ряд камер, в вестибюле центрального офиса.
Они могут выглядеть как гигантские леденцы от кашля, но эти шайбы сырого стекла предназначенные для шлифовки и полировки на элементы для объектива Leica 21mm f/1.4. Компания покупает стекло у крупнейших производителей по всему миру, в зависимости от оптической чистоты.
Подобно другим давним пользователям Лейки M-серии, Маршалл описывает дальномерку, как «вторую природу», добавив: «Это часть меня, а я являюсь частью ее.»Фотожурналист Ким Коменич(Kim Komenich) , обладатель Пулитцеровской премии говорит, – «Дальномерка быстрее, чем автофокусная камера …. Мне намного удобней фокусироваться дальномеркой».
Значительная часть производственного оборудования на заводе Зольмс произведена под заказ, по спецификациям Leica, и часто использует собственные процессы, которые компания держит в тайне.
Стеклянная шайба во время шлифовки, которая в итоге станет элементов объектива Leica 21mm f/1.4
Рабочий наблюдает за полировкой линз, во время производственного процесса.
Объективы Leica полируются с допуском около 1 / 2, 000 миллиметра. Это примерно в тысячу раз тоньше человеческого волоса.
Cтекла прошедшие предварительное шлифование и полирование. Теперь инспектор должен определить, какие из них пригодны для дальнейшей обработки.
Компьютер отображает графическое представление прохождения света через объектив. Он проверяет светопроницаемость со всех сторон и определяет, требуется ли поверхности линзы дополнительная полировка.
Линза имеет до 43 покрытий, в зависимости от модели объектива. Стекло помещается в печь, где материал покрытия наносится в виде аэрозоля, затем слои прикипают к стеклу при помощи запатентованного процесса. Каждый слой предназначен для повышения качества изображения и производит коррекцию цвета, искажений и других неточностей.
«Каждый объектив, каждый кусок стекла, является уникальным, мы просто должны убедиться, что конечный результат всегда высокого качества», – говорит Эрхардт.
Готовые линзы, предназначенные для объектива Leica Noctilux-М 50mm f/0.95 ASPH. Компания утверждает, что это самая светосильная асферическая линза в мире. При цене $ 11000 за объектив, этот лоток стоит более чем 100.000$
«Я бы с удовольствием вернулся обратно, – говорит Коменич. – Но сейчас это больше бизнес. 20 лет назад у нас были камеры, а теперь камеры-компьютеры. Из минусов, хочу отметить, что срок годности для цифровых камер гораздо короче срока годности пленочных, да и по надежности они уступают».
На одном из заключительных этапов контроля качества, техник проэцирует изображение гомогенного образца через объектив на стену. Затем он делает визуальный осмотр чтобы убедиться, что изображение достаточно резкое.
Лоток готовых объектив Summilux Leica M-21mm F/1.4.
Источник: Журнал Wired
Текст: Matthew Shechmeister
Фото: Jock Fistick
Перевод, адаптация и дополнение: Влад
Коваленко, за что, ему больше спасибо!