10:36 Байконур: космодром и город | |
via drugoi «Астронавигатор побледнел. Подошло неожиданное — оно требовало немедленного решения. Судьба звездолета находилась в его руках. Неуклонно увеличивавшееся тяготение требовало замедления хода корабля не только из-за возрастания тяжести в корабле, но и потому, что, очевидно, прямо по курсу находилось большое скопление плотной материи. Но после замедления набирать новое ускорение было нечем! Пел Лин стиснул зубы и повернул рукоятку включения ионных планетарных двигателей-тормозов. Звонкие удары вплелись в мелодию приборов, заглушая тревожный звон аппарата, вычислявшего соотношение силы тяготения и скорости. Звонок выключился, и стрелки подтвердили успех — скорость снова стала безопасной, придя к норме с возрастающей гравитацией. Но едва Пел Лин выключил торможение, как звон раздался снова — грозная сила тяготения требовала замедления хода. Стало очевидно, что звездолет шел прямо к могучему центру тяготения.» В детстве казалось, что в будущем всё так и будет, как в романах Ивана Ефремова: серебристые звездолеты на стартовых площадках, фантастические здания космопорта, высокие стройные люди в белых одеждах машут вслед фотонному кораблю, на котором Дар Ветер уносится оставлять свои следы на тропинках далеких планет. Космическое будущее наступило, но выглядит оно совсем не так, как хотелось нашим фантастам. Космодром Байконур при ближайшем рассмотрении напоминает, скорее, цементный завод, воинскую часть и автобазу вместе взятые. На военном испытательном полигоне №5 готовили ракету не для того, чтобы полететь на ней на Альдебаран — маршрут был куда прозаичнее и ближе: Р-7 с водородной бомбой должна была научиться перелетать океан, где стояли такие же ракеты, нацеленные на нас. Поэтому, никаких красот в казахстанской степи не строили — незачем и на на что. Получилось некрасиво, но, кажется, вполне функционально. В продолжение репортажа о заброшенном комплексе «Энергия-Буран» я
расскажу и покажу, что я увидел еще на космодроме и в городе Байконур. Дорога из города на космодром занимает минут сорок, если ехать на автобусе. Пейзаж за окном невеселый, «степь да степь кругом». Рядом с шоссе идет железнодорожная ветка, по которой работники космодрома ездят на работу и домой. Уходит этот поезд с железнодорожной станции в Байконуре рано утром и состоит из тепловоза, который тянет несколько видавших виды плацкартных вагонов. Называется эта средство передвижения «Космотрансом» или, попросту, «мотовозом». По дороге попадаются исторические памятники. Въезд на территорию космодрома обозначается постом милиции на дороге. После него пейзаж за окном меняется не очень — где-то попадаются отдельно стоящие на холмах здания, какие-то технические сооружения, вроде трансформаторных будок. Станция слежения сразу выделяется на общем невеселом фоне. Хоть какая-то привязка к тому, что называется космодромом. После того, как отсюда убрали военных, многие здания выглядят вот так. Здесь были казармы и общежития. Территория космодрома, по которой мы ехали, огромная. Постоянно в поле зрения оказывались вот такие заброшенные руины. На общем фоне выделялся тот район космодрома, где располагались здания РКК «Энергия», уже полвека запускающей в космос ракету «Р-7». Здесь хороший асфальт, чисто, дома пятидесятых годов постройки покрыты сайдингом. В этом месте располагается музей космодрома и домики Гагарина с Королевым. В музее космодрома: катапультируемое кресло пилота космического корабля «Восток». Это кресло и манекен слетали в космос 25 марта 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин и военнослужащие боевого расчета стартового комплекса. Анатолий Семенович Кириллов командовал космодромом в 1960-1967 гг. Историческая запись в журнале дежурного по космодрому. Фрагмент пульта на командном пункте старта «гагаринской» ракеты. Космическая еда. В этом домике Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов жили перед запуском космического корабля «Восток-1». Комната космонавтов. В углу — кровать Юрия Гагарина. Отсюда 12 апреля 1961 г. он отправился на стартовую площадку «Востока». Святая-святых Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» — сборочный цех ракеты-носителя Р-7. Здесь собираются ступени ракеты-носителя, которые приезжают на Байконур из Самары. Отюда ракета доставляется на стартовую площадку №2 — «Гагаринский старт». По случаю запуска «Союза» работы в цехе в тот день не велись. Всегда было интересно, как ракета на стартовом столе остается стоять после того, как отходят последние фермы обслуживания. Оказывается, «семерка» висит вот на этих приспособлениях, как пальто на вешалке. Телефоны в сборочном цехе — тоже исторические памятники. Так обедают те, кто собирает космические корабли. Этот ритуал исполняется уже добрых пятьдесят лет с небольшими вариациями. Так было год назад, когда на МКС улетала экспедиция Сураева — Вильямса — Лалиберте («Союз-ТМА 16»). Так будет и завтра с экипажем «Союз-ТМА 19» — рапорт представителям правительственной комиссии, последнее «до свидания» родным и близким, посадка в автобусы и отъезд на стартовый комплекс. Потом все отправятся на вертолетную площадку, чтобы наблюдать за тем, как «Союз» улетит в космос. Знаменитый «гагаринский» старт выглядит отсюда довольно прозаично — несколько железных мачт освещения и маленькая ракета между ними. Зрители станут фотографировать друг друга на фоне еле видной отсюда стартовой площадки. Будет много милиции и даже автобус, где будут сидеть ОМОНовцы в полном боевом снаряжении — в шлемах, с дубинками и большими щитами. Байконурский общепит привезет сюда палатки и начнет торговать пивом в розлив, пирожками с капустой и «космическими» сувенирами. Из громкоговорителя в зеленом фургоне ГАЗ-66 начнут транслировать переговоры на командном пункте. Объявят пятнадцатиминутную готовность, командиры расчетов начнут докладывать о подготовке к старту. Причастные к запуску мужики нервно закурят. Потом от ракеты отойдут фермы обслуживания, покажется легкий дымок,
раздастся сухой треск. На вертолетной площадке все разом замолчат. Протяжка один! Продувка! Есть продувка! Ключ на дренаж! Промежуточная... Главная! Подъем! Ракета быстро отрывается от стартового стола и улетает — только успевай фотографировать. Несколько мгновений и от «Союза» на небе — только белое облачко после отработавших ступеней. Голос в динамике начинает отсчитывать секунды полета. Сразу после того, как ракета с космонавтами улетела, мы сели в свой автобус и поехали смотреть на «гагаринский» старт. Стартовый стол через час после того, как отсюда в космос улетел «Союз». Через некоторое время фермы обслуживания начали поднимать. Общий вид «Гагаринского старта». Когда строители начинали рыть здесь котлован, секретный проект назывался «Стадионом». Стартовый комплекс оказался значительно меньше, чем это представлялось по фильмам и фотографиям. Про город Байконур и окрестности: Перед въездом в город наши «Мохавы», на которых мы проехали половину Казахстана, обыскали с собакой — искали наркотики (да-да!). Ничего не нашли, но сказали, что собаку расстраивать нельзя, работать не будет, поэтому в одну из машин положили пакет травки. Овчарка её тут же «нашла» и довольная побежала на ужин. Надо сказать, что по периметру Байконур огорожен забором, через который может перелезть кто угодно, даже ребенок. Со стороны реки Сырдарья, на которой стоит город, вообще нет никакого ограждения — переплывай речку и вот тебе космический поселок во всей красе. Байконур готовился отмечать День города. Когда поселок начинали строить, он выглядел вот так. Каждый военнослужащий в то время должен был посадить дерево и ухаживать за ним. Теперь в Байконуре много деревьев и по-армейски выкрашенные белым бордюры. На дорогах двоевластие — стоит наша, российская, милиция и ездят «газики» казахстанской полиции. Законсервированные в начале девяностых жилые дома вновь готовят к заселению — вынимают из окон кирпичи, ставят стеклопакеты. У железнодорожной станции, с которой уходит поезд на космодром, стоит паровоз с надписью «Космотранс». Школьный двор. Парк аттракционов на берегу Сырдарьи. На центральной площади стоит памятник Ленину и давно закрытый Дом офицеров — местные детишки умудрились сжечь его так, что осталась только коробка с провалившейся крышей. Виды Байконура: крашеный бронзовой краской лев на фоне продуктовой палатки под названием Justice. Отношения между русскими и казахами в Байконуре стали за последние годы чуть получше, чем они были в начале девяностых. Но, все равно, местные недовольны друг другом — русские жалуются, что казахи называют их «оккупантами» и грозятся выгнать отсюда, казахи рассказывают, что их не берут на работу без взятки и считают людьми второго сорта. По дороге в аэропорт: здесь этот памятник называют «Рыбаком». Последнее, что мы увидели на Байконуре — аэродром федерального космического агентства «Крайний». Отсюда мы улетели в Москву. На въезде стояла бетонная плита с названием аэропорта и изображением самолета, похожего на Ту-144 на фоне неизвестной мне планеты. Вид на летное поле аэродрома. Туалет аэродрома федерального космического агентства. В этом накопителе мы ждали посадки на рейс. Здесь почему-то нельзя было фотографировать, поэтому пришлось сделать пару кадров, просто на память. Спасибо, Байконур, было интересно. | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||