20:13 На реформу «коммуналки» нужнo 6 триллионов рублей. Их заплатят россияне | |
Министерство регионального развития предлагает ввести в наши платежки за квартиру графу «на инвестиции» Коммунальная реформа в России провалилась: многие ДЕЗ и ТСЖ
превратились в мошеннические конторы, а деньги в ЖКХ разворовываются
миллионами. Чиновники говорят: чтобы исправить ситуацию, им нужны
триллионы рублей. Почему, несмотря на то что «коммуналка» только и
делает, что каждый год дорожает, мы по-прежнему платим не 100% от ее
себестоимости. Об этом и многом другом в интервью с директором департамента ЖКХ Министерства регионального развития России Ириной Булгаковой. УРОВЕНЬ ПЛАТЫ ЗА «КОММУНАЛКУ» СОПОСТАВИМ С ЕВРОПОЙ - Ирина Александровна, так что же происходит с нашим ЖКХ? Недавно премьер-министр возмущался ситуацией, прокуратура 140 уголовных дел завела. Реформа провалилась? - И да, и нет. - Как так? - Серьезные изменения в этой сфере все-таки произошли. Уровень платежей населения от себестоимости коммунальных услуг вырос с 4 до 70%. Изменилась система соцподдержки (монетизация льгот, система субсидий). 82% граждан стали собственниками своего жилья. В новом Жилищном кодексе появилось три способа управления многоквартирными домами. Но, наверное, не сделано главное: во-первых, человек не почувствовал, что он хозяин своего жилья и что он может и должен влиять на качество и цену услуг ЖКХ. А, во-вторых, в жилищно-коммунальный сектор так и не пришел инвестор, который бы помог отремонтировать наше жилье и модернизировал коммунальную систему. - И вы самое главное не сказали — платеж за услуги ЖКХ стал просто грабительским! - В советские времена среднестатистический гражданин платил 4% от своего среднемесячного дохода за коммунальные услуги, сейчас же это 10% от дохода (еще раз отметим — платил не от себестоимости «коммуналки», а именно процент от дохода. — Авт.). - Как-то не верится. Ощущение, что мы платим гораздо больше… - Ну, это, конечно же, как средняя температура по больнице. Тем не менее это так, и это почти европейский уровень. В европейских странах и цены за ЖКХ, и зарплаты выше. - То есть мы платим за ЖКХ, как в Европе. Кстати, какая у европейца в среднем квартплата? - Тяжело привести абсолютные цифры. Структура платы у нас и у них не совпадает. Если мы возьмем только содержание квартиры, то это действительно 10% от среднемесячного дохода россиянина и европейца. Но в целом в Европе человек платит за жилье 30% от дохода. Еще 20% — это, как они называют, инвестиции (плата либо за ипотечный кредит, либо за аренду жилья). Причем у нас в этих 10% большой кусок — плата за отопление. У них же — за электричество. ПОДНИМАЕМ ЦЕНЫ — КАК СОБАКЕ ХВОСТ РУБИМ - Ирина Александровна, но как так вышло, что реформа ЖКХ, о которой нам постоянно талдычили, фактически провалилась? - Хорошо, давайте разберем, что вообще собой представляла эта реформа. В 1997 году был указ президента. Его главная идея — каждый россиянин должен получать те коммунальные услуги, которые оплатил. Но в тот момент мы платили еще по советским стандартам — лишь 5% от себестоимости «коммуналки». Все остальное было за счет государства. К 2002 году мы должны были прийти к 100-процентной оплате. - А мы разве еще не пришли? - Реформу ЖКХ придумывали одни люди, и совсем другие разработали реформу электроэнергетики. В стране происходила реформа электроэнергетики и одновременно была принята энергетическая стратегия, предусматривающая поэтапный переход к равной доходности от продажи газа в стране и за ее пределами. В результате ежегодный рост тарифов на газ и электричество был гораздо больше, чем повышение цен на коммунальные услуги. — Слушайте, но ведь каждый год минимум на 20% «коммуналка» дорожает… - …А в результате получается, что сейчас мы платим 82,1% от себестоимости услуг ЖКХ. Бег по кругу! Как собаке хвост — рубим, рубим, рубим. Это все мучительно. - То есть вы за то, чтобы разом поднять до 100% оплату? - Тут вопрос еще в другом. В существующей системе оплаты ЖКХ нет никаких нормальных механизмов оптимизации. - Что вы имеете в виду? - Вот если резко поднять цену на хлеб, то человек сможет с этим более-менее смириться. У него будет выбор хотя бы: купить дорогую целую буханку или взять половинку, подешевле. А с ЖКХ человек не знает, что делать: его, по сути, ставят перед фактом. Получил квитанцию — плати! - Я просто по себе сужу — каждый год у меня платежка рублей на 700 растет. Насколько все-таки у меня должна подорожать «коммуналка», чтобы от меня уже отвязались? - Если по Москве, то плюс 40%. По России — в зависимости от средней платы. Но в этом году газ на 10% дорожает. Так что еще и их плюсуйте. - У меня семья — двое детей, жена и бабушка. До Нового года мы платили ежемесячно по 6000 рублей за квартиру без учета электричества. То есть, чтобы я платил 100%, я должен за «коммуналку» выкладывать 9000 рублей. Как-то это можно изменить? - С одной стороны, нужно улучшать механизм социальной защиты, в том числе повышать зарплаты и пенсии, а с другой — необходимо совершенствовать механизм ценообразования. И не только в ЖКХ. В себестоимости коммунальных услуг до 40% — это водоснабжение и электроэнергия. Компании, которые предоставляют нам услуги ЖКХ, не могут с теми же энергетиками заключить долгосрочный договор. Наш рынок электроэнергии живет только на день вперед. И здесь полная непредсказуемость и никакой прозрачности в стоимости. - То есть расценки постоянно растут? - Конечно. Когда рынок на сутки вперед — это спекулятивный рынок. Если вы попросите: спрогнозируйте, сколько будет стоить «коммуналка» через три года, — никто такого прогноза вам не даст. А если и даст, то никакой ответственности нести не будет. Хотя во всем мире на электроэнергию и топливо договоры заключаются минимум на три года вперед и по хорошим ценам. Потому что можно выбирать спокойно где подешевле. - Ну так что мешает так сделать? - Нужно совершенствовать законодательство. - Так почему же это не делается? - Правительство над этим работает. ТАК НУЖНЫ ЛИ СЧЕТЧИКИ? - Вот простой человек — он же может поставить счетчики и снизить плату? - Если на воду, то да, будет экономия в большинстве случаев. Если счетчик на тепло, то нет. Он дорогой, и затраты, как правило, не окупаются. - А вот была идея всех россиян обязать ставить счетчики. - Я поддерживаю эту идею. Но от этого решено отказаться. Не готовы еще к такому. - Но идея-то была странная. Кто ставит счетчики, тот платит одну цену. Кто нет — тому повышенный тариф за «коммуналку». - Не тариф повышенный, а объем потребляемой услуги. И логика в этом есть: если вы не ставите счетчик (отказываетесь подтверждать свой объем потребления), значит, вам есть что скрывать. Поэтому к вам применяются нормативы. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ — НЕОБХОДИМОСТЬ - А что же происходит с ТСЖ? Многие, по сути, превратились в мошеннические конторы — набирают деньги от жильцов, а потом исчезают. - Есть такие случаи. У дома должен быть хозяин. Один. А у нас выходит, что у дома все хозяева, то есть никто. Разница существенная. - Но ведь это все установил Жилищный кодекс, принятый еще 6 лет назад. Тогда преподносилось, что ТСЖ — это благо! - ТСЖ — это эффективно, например, в стандартных пятиэтажках, но не работает эта система в огромных небоскребах, где более 1000 квартир, а тем более неэффективно одно ТСЖ на несколько микрорайонов! Там слишком много людей живет, чтобы объединить их, чтобы проводить общие собрания… - То есть нам теперь нужен новый Жилищный кодекс? - Зачем людям так голову морочить? Лучше просто внести некоторые изменения. Будут введены ограничения для ТСЖ и управляющих компаний, чтобы не было у них лазеек для воровства. У ТСЖ будет право как нанимать управляющую компанию, так и не нанимать. Но в этом случае жильцы смогут напрямую заключать договор с теми, кто им нравится, на поставку услуг ЖКХ. - Разве это возможно? Провода, трубы — они же одни для всех жильцов дома. - Но поставщик — сбытовая компания — может быть у всех разный. Сбытовая компания — это что? Это люди, у которых есть компьютер и стол. Они стараются для нас подешевле купить электричество или горячую воду. Организовать расчеты за коммунальные платежи целесообразно с использованием единой муниципальной базы данных, т. е. владельцем информации должен быть муниципалитет или государственный орган. Чтобы информация о жильцах не пропадала вместе с проворовавшейся управляющей компанией. - Хорошо. А если в доме живут в основном маргинальные семьи — ну старый, допустим, дом — и несколько приличных семей, как им в ТСЖ организоваться? - Никак. Для таких случаев в Жилищном кодексе есть другие способы управления. И в любом случае за малоимущие семьи ответственность несет муниципалитет. - Может, оно и к лучшему, потому что к частным управляющим компаниям миллион претензий. Был даже случай, что одна из таких компаний была на Кипре зарегистрирована, куда утекали все денежки. - Легко! Но поправки в Жилищный кодекс должны свести такие ситуации к минимуму. - Много ли управляющих компаний останется после введения поправок? - По моим оценкам, более жестким критериям (полное отсутствие долгов за коммунальные ресурсы) соответствуют лишь 3% управляющих компаний. Остальные 97% компаний имеют те или иные проблемы. Это и объективные проблемы (в законодательстве), и субъективные, такие как нечестность и неумение. - И когда же эти поправки примут? - Они будут готовы ко второму чтению в Госдуме в марте этого года. ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ? - А вот все эти нововведения, о которых вы говорите, тоже будут стоить денег? - Давайте считать. На 2009 год в коммунальной сфере вращалось 2,79 триллиона рублей. В 2010-м — больше, поскольку тарифы выросли на 20 — 25%. То есть уже больше трех триллионов рублей. - Это почти полбюджета страны… - Страшные деньги! Только они разрозненные по всей стране. Плюс еще долги управляющих компаний — приблизительно 230 миллиардов рублей. - Так все-таки какова цена реформы? - Полная модернизация коммунальной инфраструктуры требует 6,3 триллиона рублей. - Вот ничего себе! А где вы возьмете такую сумму? - Это инвестиции, которые окупаются в течение 10 — 15 лет. Но это не будет прямой платеж. Это сумма, которая нужна на модернизацию всей системы. На то, чтобы появились энергосберегающие коммуникации, эффективные тепловые пункты. Это инвестиции, которые могут быть вписаны в нашу коммунальную квитанцию. Но сумма будет разбита на более мелкие платежи и распределена во времени. - И вам разрешат такое сделать? - Если этого не сделать, то вся коммунальная инфраструктура, которая у нас очень старая и неэффективная, может прийти в негодность. - То есть нас ждут техногенные катастрофы, но только уже в коммунальной сфере? - Аварии могут быть. Но все-таки сейчас хоть какие-то меры принимаются. Ежегодно хотя бы 300 миллионов рублей вкладывается в то, чтобы новые трубы проложить, обновить где-то коммунальные системы. Но это просто для поддержания ситуации в более-менее приличном состоянии. А этого мало… - Вот вы говорите, что в коммунальной сфере более трех триллионов рублей вращается. Так может, оттуда взять нужные на реформу средства, а не у людей из кошельков? - Безусловно, нужно оптимизировать траты в ЖКХ. Мы вот по разным городам смотрели, куда и на что идут деньги. Всегда можно процентов на 10 сократить расходы. Но повторюсь — этого мало... Как росла плата за жилищно-коммунальные услуги ИЗ ДОСЬЕ «КП» БУЛГАКОВА Ирина Александровна. Родилась в городе Борисполь Киевской области. В 1985 году окончила Киевский политехнический институт. В 2004 году — Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, квалификация — экономист. Кандидат экономических наук. Карьеру начинала мастером пароводяного хозяйства в Газпроме (в Новом Уренгое). В администрации Ямало-Ненецкого автономного округа была замдиректора Департамента энергетики и жилищно-коммунального комплекса, руководила службой по тарифам. Работала на руководящих должностях в ОАО «НОВАТЭК». ОАО «ТГК-2», была гендиректором ОАО «Энергетическая северная компания». С ноября 2009 года — директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ. Замужем, есть сын. Из чего складывается платеж за "коммуналку" ДРУГОЕ МНЕНИЕ Экономист Агван МИКАЭЛЯН: «Сначала нужно приостановить процесс фантастического воровства» Инициативы Минрегиона и ситуацию в ЖКХ мы попросили прокомментировать нашего эксперта — гендиректора консалтинговой компании «Финэкспертиза» Агвана Микаэляна. Вот его мнение: - Понятно, что эти 6 трлн. руб. требуются не в течение одного дня или месяца. Для того чтобы все наши сети ЖКХ обновить, необходимы не только деньги — нужны еще и люди, и технологии. Программа эта должна занять минимум 7 — 10 лет. И как ни печально это звучит — аварий все равно избежать не удастся, но надо думать, как снизить ущерб от таких ЧП. Если взять эту сумму в 6 трлн. рублей (на мой взгляд, она завышена вдвое, но, допустим, она такая) и поделить на количество всех наших жителей, то получится примерно по 42 тыс. рублей на каждого гражданина. Подчеркиваю — на каждого, будь то пенсионер, ребенок или работающий гражданин. Если брать средний срок в 8 лет, то получится в год 5 тыс. рублей с копейками на гражданина. Это получится в месяц ровно 400 рублей. А теперь вопрос: сколько мы сейчас платим за техобслуживание наших домов? Гораздо больше! Так что, прежде чем попросить у людей деньги, которые на первый взгляд не являются катастрофической суммой, надо задать вопрос: куда делись те безумные суммы, что уже выплачены и продолжают выплачиваться за обслуживание квартир? Эти суммы гораздо больше, чем 6 трлн., о которых говорит Минрегион. Ситуация похожа на огромный бассейн, в котором из дыры вытекает вода. И эта дыра несравнимо больше крана, который предлагается подвести, чтобы этот бассейн наполнить. Еще раз повторю: для начала я предлагаю процесс фантастического воровства, существующего в ЖКХ, приостановить. Иначе реформа просто бессмысленна. Те деньги, которые сейчас идут на обслуживание домов, тратятся по целевому назначению на 10, максимум на 20%. Записала Нина КУЗЬМИНА. А вы что думаете? | |
|
Всего комментариев: 0 | |