22:10 Затопленная тайна | |
Спустя годы после катастрофы крупнейшего круизного лайнера "Адмирала Нахимова" ее причины скрыты на дне Цемесской бухты и в архивах КГБ — говорят очевидцы трагедии. Сегодня — 24-я годовщина одной из самых крупных и загадочных в истории мореплавания катастроф. Сегодня — 24-я годовщина одной из самых крупных и загадочных в
истории мореплавания катастроф: около полуночи 31 августа 1986-го в
Цемесской бухте под Новороссийском круизный пассажирский лайнер «Адмирал
Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». «Нахимов» стал братской
могилой для 64 человек, которых водолазы так и не смогли достать на
поверхность. Всего же в этом происшествии погиб каждый третий — 423 из
1243, включая 23 детей. Среди жертв больше всего было украинцев — 216
пассажиров и 51 член команды. В мае 1987 года виновными в этой трагедии суд признал капитанов обоих судов, приговоренных к 15 годам лишения свободы каждый. Реально они отбыли по 6 лет и попали под амнистию. Обоих уже нет в живых. Вадим Марков после освобождения из колонии работал капитаном-наставником на судах ЧМП. Умер в 2007 году. Его коллега Виктор Ткаченко с «Петра Васева», изменив фамилию, уехал на ПМЖ в Израиль. Загадочным образом погиб в 2003-м. Сегодня, почти четверть века после катастрофы, ряд вопросов о ее причинах, остаются открытыми. Например, как в ясную погоду, в простых условиях, при нормальной видимости могли столкнуться два огромных судна, почему «Нахимов» так быстро — за семь минут — ушел на дно, отчего столь масштабным оказалось количество жертв, если до спасительного берега было всего лишь две-две с половиной мили, и море было спокойным… ВОДОЛАЗ ЮРИЙ МЕЛЬНИК: «ЖЕРТВ МОГЛО БЫТЬ НАМНОГО МЕНЬШЕ» Киевлянин Юрий Мельник призывался на срочную службу в ВМФ Союза почти за три года до катастрофы «Адмирала Нахимова» — осенью 1983-го. Окончил школу водолазов в Севастополе и оттуда был направлен в Феодосию. Дослужился до звания старшины 1-й статьи, а затем и главного старшины. Там же, на флоте, его приняли в КПСС — такое со срочниками бывало не часто. А за пару месяцев до увольнения в запас его привлекли к аварийно-спасательным работам на месте гибели «Нахимова». О том, как это происходило, Юрий — впервые после трагедии — рассказал для «Сегодня»… — Служил я на ВМ — водолазном мотоботе, предназначенном для спусков до 60 метров, — говорит Мельник. — Нас подняли рано утром 1 сентября, то есть, через несколько часов после катастрофы, и сказали, что произошла какая-то авария под Новороссийском, и мы идем туда работать… Чем именно предстоит заниматься, конечно, люди себе представляли, но масштабы трагедии они представить не могли… Из Феодосии до Новороссийска шли около 8 часов. Добрались — видим на месте катастрофы спасательные суда Черноморского флота. Одно из них СС-21 было флагманом. ВМ пришвартовался к нему и оказался прямо над затонувшим «Нахимовым». «Васева» уже не было — его или отбуксировали в Новороссийск, или он дошел туда своим ходом. Море было спокойным. Каких-то обломков, вещей на поверхности мы не заметили. Думаю, самые крупные из них были уже собраны экипажами, которые первыми прибыли к месту столкновения, и подбирали не только людей, но и их личные вещи, прочее. Хотя, если честно, никто из нас не смотрел на море — смотрели вниз, под воду, туда, где виднелась громада «Нахимова»… По словам Юрия Анатольевича, глубина в том месте была больше полусотни метров. Но поскольку пароход лежал на боку, до борта было где-то 25-27 м, и вода была прозрачной. — В одном из иллюминаторов я увидел человека в оранжевом спасательном жилете, — продолжает Мельник. — Думаю, это был кто-то из пассажиров лайнера, пытавшийся выбраться из каюты, но что-то ему помешало, и он застрял, выбравшись только наполовину… А потом началась черная работа и для экипажа ВМ, где был Юрий. Определили порядок и очередность спусков под воду, особенности работы по поиску тел погибших (всех, кому удалось выжить, к исходу первых суток доставили на берег, где им была оказана первая медицинская помощь). Наряду с военными водолазами, среди которых были и подводные разведчики 17-й бригады спецназа ЧФ (так называемые «морские котики»), задействовали и гражданских специалистов. Работы по извлечению трупов велись круглосуточно в очень сложных условиях — многие жертвы трагедии находились в заблокированных каютах и других помещениях судна, чтобы достать их оттуда, приходилось применять подводную газосварку, закладывать взрывчатку, пользоваться ломиками. Некоторые металлические и деревянные конструкции не выдерживали нагрузок, обрушивались, загромождали и без того хаотические завалы коридоров, переборок, отсеков… — У меня тоже были спуски под воду, — говорит Мельник. — Правда, вовнутрь «Нахимова» заходить не довелось. Походил по краю борта, доложил наверх, что никого не наблюдаю. После этого меня спустили на грунт. Там было илистое дно, толщина ила сантиметров 10, а может и больше. Но и на грунте никого не было… Находился под водой минут 40… Поднимали Юрия на поверхность, как он говорит, с нарушением декомпрессионного режима, то есть быстрее, чем нужно было по инструкции, и лечили тоже неправильно. В результате проявились признаки кессонной болезни, образовалась закупорка вен на ноге. Хорошо, не сплоховали врачи — отвели угрозу. От спусков его временно отстранили… — Несколько дней спустя, когда опасность миновала, снова отправили под воду, — вспоминает те события Мельник. — И поднял на поверхность двоих — мужчину и женщину. Женщина была в платье, уже в возрасте, может, пассажирка, а может, и член экипажа, не уточнял. Поднимал их по одному, и в лица старался не смотреть… Извлеченные из воды тела складывали на палубе спасательного судна, а потом переправляли на другое, поменьше, и доставляли к берегу, где стояли железнодорожные вагоны-рефрижераторы. Там оборудовали полки и там же проходила идентификации трупов экспертами, опознание родственниками погибших… На вопрос, правда ли, что у некоторых водолазов, извлекавших тела, отмечались нарушения психики, что их мучали кошмары, преследовали галлюцинации, Юрий ответил, что такие факты ему неизвестны. — Люди ко всему привыкают, — говорит он. — Рядом — трупы, а ребята на палубе арбузы едят… Первые два-три дня, конечно, многие были подавлены — горы тел, среди них молодые женщины, некоторые совершенно нагие, это же круизный пароход, да и столкновение произошло ночью, когда укладывались спать… И маленькие дети были среди погибших… Ну, вы понимаете, это все тяжело морально, психологически… Да… Сначала был шок. А потом как-то свыклись, что ли… У моряков нервная система крепкая, со здоровьем все должно быть в полном порядке. Меня, откровенно говоря, кошмары не донимали. Да и на глубине, когда опускаешься, страх исчезает — это действует на организм азот. Какое-то состояние опьянения возникает, и человек вроде как навеселе, может вести себя неадекватно… Морские водолазы-спецназовцы работали в ночное время парами. Чтобы в случае чего напарник мог подстраховать коллегу. Но это не стало панацеей. Мичманы Полищук и Шардаков погибли при исполнении служебных обязанностей. Спецназовец ошибся, обрезав соединительный фал, а глубоководник застрял в узком проходе внутри «Нахимова» и не мог продуть регенеративный патрон. Те, от кого зависела их безопасность, потеряли время для поиска и подъема — искали ночью, в условиях плохой видимости. И Мельник искал одного из парней на борту затонувшего судна, а тот упал на грунт… — Меня поразило, как самоотверженно боролись за жизнь одного из мичманов, около получаса находившегося под водой без сознания, медики, — продолжает Юрий. — Когда его доставляли на берег, еще и канат, как назло, на винт судна намотало, и мне пришлось в акваланге прыгать в воду и разрезать его… Пока довезли, пока вызвали профессора… Тот приехал, осмотрел парня и говорит — можете не стараться, ему уже ничем не помочь, покойник… И второго, увы, не спасли… Угробили, можно сказать, обоих. Так к 423 жертвам «Нахимова» прибавились еще две… Вообще Мельник считает, что погибших на затонувшем круизном лайнере могло быть значительно меньше: — На «Нахимове» были большие проблемы по спасательным средствам — тем же шлюпкам, плотикам, жилетам… Как вообще такое могло получиться — чтобы два громадных судна в ясную, спокойную погоду не сумели разойтись? И ведь на радарах все видели, что они опасно сближаются, но не предотвратили столкновение… Катастрофа подтвердила старую истину — море не терпит расхлябанности и не прощает головотяпства. Только цена этому — сотни человеческих жизней.. В общей сложности под водой у затонувшего «Адмирала Нахимова» Юрий Мельник провел около 10 часов. За проявленные в той спецоперации мужество и самоотверженность был удостоен ценного подарка — именных наручных часов «Восток» от правительственной комиссии, которую возглавлял Гейдар Алиев. От часов сегодня осталась одна задняя крышка с выгравированной надписью. Но все-равно — память… ЭТО БЫЛ НЕ ФЛАГМАН, А СТАРЫЙ УТЮГ В середине 80-х годов прошлого столетия нынешний руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Юрий Бойченко работал в киевском издательстве «Мистецтво» и незадолго до катастрофы «Адмирала Нахимова» был премирован за ударный труд путевкой в круиз на этом пароходе. Вот что он рассказал «Сегодня» о своих впечатлениях. — Как отслуживший три года в морфлоте на Балтике и привыкший к строгому порядку на военном корабле, — вспоминает Юрий Васильевич, — только ступив на борт «Нахимова», я был неприятно удивлен его удручающим состоянием. Восьмипалубный пароход, почему-то названный флагманом ЧМП, больше напоминал узкий, дряхлый и прогнивший утюг… Переборки, люки, которые должны быть водонепроницаемыми, таковыми не являлись… В душевых, туалетных комнатах — цементные стяжки… В машинном отделении, куда нас водили, с грохотом двигались гигантские, величиной с винные бочки, поршни, капало масло… В каютах, напоминавших железнодорожное купе на четверых, ощущался стойкий запах сырости… Это было раритетное, трофейное судно, построенное еще в 1925 году Германией и взятое Союзом в счет выплаты репараций после Второй мировой. И даже через несколько слоев краски на его бортах проглядывало прежнее название — «Берлин»… По словам Бойченко, «Нахимов» планировали перегнать через Атлантику на Кубу, где хотели использовать в качестве учебной базы для подготовки моряков. Возможно, именно в силу изношенности от этой идеи пришлось отказаться. Довольствовались косметическим ремонтом в болгарскорм порту Варна, после чего решили еще немного заработать на черноморских круизах, из Одессы в Севастополь, Ялту, Новороссийск, Батуми и обратно. — Невольно обратил внимание на низкую дисциплину членов команды, не готовых в случае чего ни к аварийно-спасательным работам, ни к борьбе за живучесть судна, — продолжает Бойченко. — На всем протяжении десятидневного круиза не было ни учений, ни тренировок, как должны действовать пассажиры в нештатной ситуации, в шторм, например, или при пожаре. Да, были спасательные круги, плотики… Но как ими пользоваться — никого не обучали… А в спасательных шлюпках вдоль бортов… уединялись пассажиры, чтобы отметить новое знакомство… Капитан «Нахимова» Вадим Марков, с которым по традиции тоже знакомили всех пассажиров, не произвел на Юрия Васильевича и его спутников впечатления легкомысленного, авантюрного человека. Наоборот, он выглядел бывалым, умудренным жизнью морским волком. Почему, наблюдая, как стремительно сокращается расстояние между пароходом и «Петром Васевым», Марков покинул мостик и передал управление вахтенному помощнику, можно только гадать. А дальше произошло то, что произошло… — Это походило на гибель «Титаника», — заключает Бойченко. — Через многометровую пробоину в правом борту «Нахимова» вода стремительно хлынула в трюм, казавшийся непотопляемым колосс начал заваливаться на бок, погасло освещение, возникла паника… Обезумев от страха, люди выбирались из баров, ресторанов, кают в кромешной тьме, застревали в проходах, падали, калечились, а пароход уходил на дно, ввергая в морскую пучину сотни человеческих жизней… Прокручивая, как в кино, события и реально представляя, как все было, понимаю, что рано или поздно эта катастрофа должна была произойти, ибо была неотвратима… ФАТАЛЬНОЕ ИМЯ ИЛИ… ЗЛОЙ РОК Капитан 1 ранга запаса Сергей Смолянников — один из самых известных в Украине исследователей морских происшествий. Он тоже задается вопросом, почему имя «Адмирал Нахимов» стало роковым и сопровождает нас уже многие десятилетия. — Людей часто преследует мистика случайностей, совпадений и невероятных повторов истории, некие мифические знаки, указывающие на заведомо фатальный конец того или иного имени, — размышляет г-н Смолянников. — Точнее, имен исторических персоналий, которые приводят к каким-то драматическим, а то и трагическим последствиям. Именно «Адмиралу Нахимову» и приписывают такое совпадение… Действительно, у всех кораблей с этим названием судьба непростая, если не сказать роковая. Самый первый грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции в 1897 году. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» сражался в составе Второй Тихоокеанской эскадры и погиб в водах Цусимкого пролива 15 мая 1905 года. Корабль с тем же именем, точнее — крейсер «Адмирал Нахимов», переименованный в «Червону Украину», был подбит немецкой авиабомбой у Графской пристани Севастополя 36 лет спустя, 12 ноября 1941-го. Таким же «невезучим» стал легкий крейсер ЧФ «Адмирал Нахимов» — единственный корабль бывшего советского флота, все документы которого изъял из Центрального военно-морского архива Комитет госбезопасности СССР. Изъял, дабы имя это было забыто, возможно, навсегда: «Нахимову» выпала честь испытания нового оружия — противокорабельных ракет… Это малоизвестная и малоизученная страница истории — 13 июня 1961 года по личному указанию Никиты Хрущева на Черном море был произведен глубоководный ядерный взрыв. А после этого многострадальный крейсер уничтожили крылатыми ракетами, что называется, без остатка. Спустя десять лет после «политического забвения» фамилия прославленного флотоводца вновь появилась на борту советского военного корабля, теперь уже большого противолодочного. БПК «Адмирал Нахимов» бороздил просторы Мирового океана от полярных вод Баренцева и Норвежского морей до южной Атлантики. Помнили его и спасенные на Кипре советские граждане во время вторжения турецких войск в июле 1974-го. Боевой был корабль, ничего не скажешь, да вот закончил не по-нахимовски — на мелководье Бомбейской банки и подвергся разделке на металл в Индии.. Ну и самой трагической стала биография пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов», который превратился в братскую могилу для сотен людей 31 августа 1986-го после столкновения с судном «Петр Васев» под Новороссийском. Бывший Васев, ныне Orbit О судьбе судна с «именем отважным на борту» сказано если не все, то почти все. Но как это часто бывает, история приоткрывает все новые и новые факты, которые будоражат нашу память, а вместе с ней ищут ответ на вопрос, что же все это значит — злой рок, или канувшие в Лету враги Нахимова до сих пор преследуют его? Мистика это или просто совпадения? Бывший германский лайнер «Берлин» получил имя Нахимова в 1947-м. Но его круизная деятельность началась десятилетие спустя. И все, казалось, было безоблачно. По крайней мере, в 1977-м члены экипажа были удостоены знака «20 лет безаварийного плавания». Однако именно с этого года начался «упадок» лайнера. Всего лишь за 7 лет, по май 1984-го, когда экипаж возглавил Вадим Георгиевич Марков, на «Нахимове» сменилось девять капитанов и несколько раз полностью обновилась команда. Текучесть кадров на пароходе была очень большой. Лишь несколько десятков человек, проработавших на судне по многу лет, составляли «костяк». Остальные не задерживались. Некогда знаменитый на всю средиземноморскую акваторию красавец-лайнер стал своеобразной плавбазой для проштрафившихся в загранрейсах моряков — ведь за пределы Босфора «Нахимову» дорога была заказана. Ждали следующего, 1987 года, а с ним и «30 лет безаварийного плавания». Ночь на 1 сентября рокового 1986-го не дала свершиться почетной отставке. ВЕРСИИ-ЛЕГЕНДЫ. И сегодня не умолкают споры по поводу нелепой — в прямом и переносном смысле — гибели легенды черноморских круизов. Версия первая: судно было изначально обречено. В какой-то степени она имеет под собой основу: этот рейс был последним в судьбе судна и должен был закончиться 5 сентября, после которого — временный отстой, а затем, разделка на металл. Плюс к этому, существует много нареканий в адрес части экипажа (которые и до сих пор являются засекреченными). Их набирали по принципу: «Одним пора на пенсию, другим можно и на старой посудине поучиться, третьим загранка настоятельно не рекомендована». Соответствующими были и отношение к «последнему походу», и настроение. Так ли это, должны подтвердить либо опровергнуть документы. Версия вторая: фатальное имя в фатальном месте. О судьбе предшественников «Нахимова» уже говорилось. О том же, что рейд Новороссийска среди моряков называлось проклятым местом, наоборот, очень мало, что связано с событиями гражданской войны… На Черном море есть два памятника затопленным кораблям. Наиболее известный находится в Севастополе — он стал визитной карточкой города. Другой памятник установлен в Новороссийске. На нем высечено: «… мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли…». Отметим: их затопили в 1918-м по приказу Ленина, вот и старались об этом не вспоминать всуе, чтобы не пугать отдыхающих на круизных лайнерах. Отсюда и легенда, что даже десятилетия спустя дух кладбища кораблей не оставляет в покое ныне живущих. Версия третья. Люди старшего и среднего поколения помнят известный роман Анатолия Рыбакова «Кортик» и его одноименную экранизацию. И мало кто знает, что речь в них шла о событиях на линкоре «Императрица Мария», связанных с возможной диверсией со стороны кайзеровских спецслужб. Известно и продолжение произведения — повесть «Бронзовая птица» — о борьбе с диверсантами и поиске тайн прошлого… Главное же в романе и повести – это разгадка, которую хранит в себе офицерский морской кортик. «Бронзовая птица» увидела в свет в конце лета 1956-го. В финале повести сказано: «…Приключения вокруг кортика, с которыми столкнулись Миша Поляков, Генка, Славка и их друзья, вернутся к ним спустя тридцать лет». Как бы мы к этому не относились, но слова Рыбакова оказались пророческими ровно через 30 лет – в ночь на 1 сентября 1986-го… Кстати, после гибели лайнера у одного погибшего высокопоставленного пассажира, имеющего отношение к компететным органам, был найден кортик офицера Кригсмарине (ВМС Германии), в ножнах которого якобы находилась схема возможного нахождения сокровищ Рейха, затопленных фашистами на борту подводной лодки у берегов … Антарктиды. Потом этот кортик странным образом пропал. Остались только фотографии его ножен ножен… Не этот ли кортик искали на затонувшем «Берлине» немецкие водолазы в 1945-м? Не его ли пытались найти советские на «Нахимове» в 1986-м? Ответа пока нет… Но даже после трагедии первой осенней ночи 1986-го, судьба не смиловалась над кораблями с фатальным именем. Буксир «Адмирал Нахимов» погиб 12 февраля 2003-го на Азовском море. В малоизвестных сводках МЧС России зафиксирован лишь бесстрастный факт: «Инцидент произошел в 7.23 мск в районе порта „Кавказ" в полутора милях от берега на глубине десяти метров. Пострадавших нет. Экипаж эвакуирован проходящим в это время мимо буксиром „Львов". Специалисты устанавливают причину инцидента. Волнение моря составляло всего два балла, ветер на море не сильный, погодные условия исключаются». Сегодня в строю остается только один «Адмирал Нахимов» — тяжелый атомный ракетный крейсер ВМФ России. Ранее он носил фамилию всесоюзного старосты — Михаила Калинина. Базируется в Заполярье. Очень бы хотелось, чтобы судьбой ему была уготована более светлая участь, нежели предшественникам… ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА ПОЧЕМУ не были предприняты меры по предотвращению столкновения «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» руководством ПРДС — Поста регулирования движения судов, если информация об их опасном сближения трижды поступала дежурному ПОЧЕМУ и Вадим Марков, и Виктор Ткаченко отсутствовали в момент катастрофы на своих капитанских мостиках, передоверив управление подчиненным ПОЧЕМУ на «Нахимове» не проводились учебные тревоги и тренировки на случай ЧП, не были приведены в готовность спасательные средства — шлюпки, круги, спасжилеты, из-за чего многих пассажиров и членов экипажа не удалось извлечь из воды живыми ПОЧЕМУ не была принята к рассмотрению версия профессора Чуева о том, будто бы капитан «Васева» наблюдал на экране радиолокатора некое третье судно, на которое делал расчет расхождения, а переговоры по рации велись с «Нахимовым» ПОЧЕМУ члены правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы не проверили версию профессора Крикунова о возможном влиянии военных на неадекватные действия экипажей — а именно проведении эксперимента по телепортации О ЧЕМ ЗНАЛИ И О ЧЕМ НЕТ Длина «Адмирала Нахимова» — почти два футбольных поля — 174,3 метра, ширина — 21 м, высота почти 12 м. Скорость — 16 узлов в час. Экипаж 276 человек. Пассажировместимость — до 1500 чел. В период Карибского кризиса в 1962 году экипаж «Нахимова» доставлял советских солдат на Кубу (по легенде — следовал в Гвинейский залив для смены гражданских рыбаков). На момент катастрофы на борту круизного лайнера находилось 1243 человека — 897 пассажиров и 346 членов команды. Среди высокопоставленных пассажиров был начальник Одесского управления КГБ СССР генерал Крикунов с семьей (по одной из версий, именно к нему в каюту и был приглашен капитан «Нахимова» Марков). В спасении людей с «Нахимова» по горячим следам участвовал и экипаж «Петра Васева». В первые часы после трагедии им было спасено 36 человек и поднят 1 труп. Всего же в ходе аварийно-спасательных работ на месте гибели судна удалось спасти 820 чел. Пароход остается лежать на глубине более 47 метров в районе Цемесской бухты. Речь о подъеме судна пока не идет. Экологической опасности, по мнению экспертов. не представляет. Погружения водолазов, аквалангистов, подводных аппаратов в радиусе 500 м запрещены. Ежегодно на месте трагедии проходит церемония возложения на воду венка и цветов от родственников жертв катастрофы. Состоится она и сегодня. Четыре года назад, к 20-й годовщине, служитель Свято-Успенского храма Новороссийска отец Алексей совершил поминальный обряд под водой — на борту затонувшего судна установили освященный деревянный крест. | |
|
Всего комментариев: 0 | |