09:34 Виктор Цой - ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ | |
15 августа исполняется 20 лет со дня гибели Виктора Цоя А загадочно все — как обыкновенный ленинградский мальчишка стал легендой русского рока, откуда приходила к нему музыка его песен, что хотели сказать их тексты, загадочен и его ранний уход. В течение прошедших семи лет поклонники Цоя собрали по крупицам обстоятельства его жизни, опубликовали многочисленные воспоминания о нем.Но стал ли он понятней нам? Не потерялось ли в мелких подробностях жизни Виктора Цоя главное в ней — его миссия? Есть свидетельства, что перед гибелью его жестоко угнетало именно это — резкий разрыв между внешне растущей популярностью и непониманием его песен. -----------------------------------------------------------------------------✂-------------------- Не считая свои выводы единственно правильными, предлагаю размышления,
основанные на анализе ряда публикаций о Викторе Цое и, естественно,
самих его песен. Из публикаций выделю глубокую статью Вадима Штепы
"Элита русского рока", воспоминания и размышления прежде всего Игоря
Талькова и Бориса Гребенщикова. По мнению Талькова, Цой был проводником Белых сил, поддерживал всеми
силами тех, "кому нечего ждать", кого позвала в путь "высокая в Небе
Звезда". С каждым новым альбомом, особенно начиная с "Группы крови"
(1988 год), это становится все яснее. Отныне он поет только для них,
вселяя в души последних героев горячую и непоколебимую веру в то, что
"Это наш День — Мы узнали его по расположению звезд..." Песни Цоя
отличает их нерукотворность. В них нет элемента "слишком человеческого",
свойственного современной поп-музыке. Кстати, Цой говорил, что
возникновение его песен — для него самого загадка: "Я начинаю играть...
Потом появляются какие-то слова". Невероятный же отклик на его
творчество Вадим Штепа, на мой взгляд, резонно считает результатом того,
что оно вошло в органический резонанс с глубинными мотивами
"коллективного бессознательного", пробудило и ярко высветило их, а
значит — стало воплощением русской традиции. Рок-критик А.Струков,
говоря о предпоследнем альбоме "Кино" 1989 года "Звезда по имени
Солнце", обратил внимание на то, что "ориентир на Солнце вообще исконен в
русской традиции, и с этой точки зрения совершенно еудивительна
русско-народная распевная мелодия некоторых песен альбома". На мой
взгляд, удивительна мелодика песен из последнего "Черного альбома",
особенно "Красно-желтые дни". Еще раз повторю уникальные слова человека,
который привел Цоя на сцену, — Бориса Гребенщикова: "То, что я знаю, не
назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем — это реальность, никакого
обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими
губами его говорить. Вот как обычно описывают ангелов? Ангел — это
фигура бытия, выполняющая определенную функцию в бытии, совершенная
изначально, то есть неразвивающаяся. И то, о чем я говорю, это не ангел,
но это фигура такого же типа. Она совершенна от природы Вселенной.
Сущность, которая так или иначе находит разные методы воплощения. Вот
то, что делала группа "Кино", что делал Виктор Цой". Кстати, этого не
поняли и не могли понять многочисленные деятели масс-культуры,
называвшие творчество Цоя "примитивным", по невежеству не знающие
этимологии этого слова, означающего "первоначальный". Поэтому все
творчество Цоя пропитано духом абсолютного, выраженного в антиномиях:
Лето — Зима, День (Звезда, Солнце) — Ночь, Любовь — Смерть. Его миссия —
это миссия одинокого романтика и абсолютного нигилиста по отношению к
окружающему современному миру, который уже утратил нечто данное
изначально, в котором "с каждым днем труднее помнить Лето". Александр Панычик | |
|
Всего комментариев: 0 | |