17:30 Судьба суперразведчика | |
Уникальный атомный корабль «Урал» 25 лет ржавеет без применения Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 стоит
пришвартованным к одному из дальневосточных причалов с креном в пять
градусов. На обслуживание атомных реакторов не хватает специалистов. Из
былой команды в 1000 человек едва можно наскрести по всем отсекам сотню
моряков. Основные системы гигантского корабля уже давно практически не
действуют, и для их реанимации требуются огромные средства. В начале 1990-х годов военно-морской разведчик «Урал» был засекреченным судном. Корпус и атомная энергетическая установка «Урала» аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». А вот электронная начинка корабля, боевые задачи, для которых он был создан, являлись особой тайной. Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 «Titan» (Nato Codename «Kapusta» ), судно не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Корпус и атомная энергетическая установка аналогичны атомным ракетным крейсерам проекта Орлан. Отсутствие тяжелого вооружения и развитая надстройка позволили разместить на корабле множество систем электронной разведки, связи, наблюдения, превратив то , что называется разведывательным кораблем, в универсальное судно. «Урал» создан не для боевых действий и может противостоять только катерам и небольшим судам, вертолетам. Для этого имеются две скорострельные артиллерийские установки АК-176 калибра 76 мм, четыре артиллерийские 30 мм установки АК-630, четыре счетверенные пусковые установки ПЗРК «Игла», четыре 12 мм спаренные пулеметные установки «Утес-М». А вот радиоэлектронное вооружение из нескольких радиоэлектронных станций по обнаружению воздушных, надводных и подводных целей, управления огнем, а также нескольких специальных РЛС и соответствующей аппаратуры системы «Коралл», предназначенной для обнаружения, сопровождения запусков ракет, слежения за космическими спутниками и прочими объектами на околоземных орбитах, представляли особенную ценность. «Урал» мог ходить неограниченное время без дозаправки топливом в нейтральных водах вблизи побережья США и накрывать радиоэлектронным полем американские базы межконтинентальных баллистических ракет, аэродромы стратегической авиации. Его аппаратура и ЭВМ позволяли быстро обрабатывать огромный объем разведывательной информации и передавать ее военно-политическому руководству нашего государства. Разумеется такой корабль, который может вести электронную разведку как с океанских акваторий, так и не отходя от своего пирса в военно-морской базе, явно не устраивал скрытых и явных противников и новоявленных партнеров России. Но даже в настоящее время, когда прошло уже 25 лет с момента закладки «Урала», весьма трудно найти достоверную информацию, как он строился. РАЗВЕДЧИК НА БАЛТИЙСКОЙ ВЕРФИ Еще в 1977 году военно-промышленная комиссия при ЦК КПСС совместно с
Минобороны СССР приняла решение о строительстве большого атомного
разведывательного корабля «Урал» длиной 265 метров и шириной 30 метров.
Проектировало его центральное конструкторское бюро «Айсберг». Заложили
корабль в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а в строй флота
он был принят уже 1988–1989 годах. Специально для выполнения задач
радиоэлектронной разведки, обработки массы получаемой информации был
смонтирован уникальный для того времени электронно-вычислительный
комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус». С помощью системы
«Коралл» военно-морской разведчик мог отслеживать траектории
баллистических ракет, пилотируемых космических аппаратов, работать в
виде ретранслятора для передачи данных. В 1989 году был подписан акт государственной приемки корабля и начался его переход в порт приписки Владивосток. Были составлены комплексные бригады из специалистов, которые во время плавания устраняли возможные неполадки. Руководство над двумя ЭВМ «Эльбрус» возглавил ученый Владимир Аникеев. ЭВМ никак не желали входить в рабочие параметры и капризничали. Впервые тропическое солнце Аникеев увидел на верхней палубе только на траверзе Сингапура. Практически он все время пропадал в глубинах корабля и доводил аппаратуру до кондиции, чтобы она могла обрабатывать и выдавать информацию в режиме реального времени. Через 59 дней красавец «Урал» зашел в залив Стрелок под Владивостоком. Причала для исполинского судна не оказалось, и он вынужден был стать на якорь в заливе и начать невидимую борьбу с коррозией и выходящими из строя механизмами, которые во время стоянки на бочке обеспечивали все необходимое для жизни и деятельности многочисленного экипажа. ПРОБЛЕМЫ Экипаж «Урала» сразу стал готовиться к реальной боевой работе в районе одного из испытательных полигонов противоракетной обороны США. Однако на новеньком с иголочке корабле стали происходить поломки, да такие, что даже со специалистами Балтийского завода флотские инженеры не смогли ликвидировать неисправность в системе охлаждения ядерной установки. Ни о каком походе на боевую службу уже не шла речь. Никак не желали работать и уникальные разведывательный комплекс «Коралл», ЭВМ «Эльбрус». С ними ничего не могли поделать специально подготовленные флотские специалисты. В результате корабль первого ранга, который должен был стать флагманом Дальневосточного ВМФ, стал плавающей казармой для молодых или бесперспективных флотских офицеров. В море не выходил, а его мощная радиоэлектронная начинка, в которой масса драгоценных металлов, постепенно приходила в негодность и расхищалась. Офицеры, которых отправляли служить на этот корабль, уже через год-полтора от бесперспективности писали рапорты о переводе в другие места или об увольнении из ВМФ. Если же командование не удовлетворяло такие пожелания, были случаи, когда офицеры прыгали с корабля за борт и вплавь добирались до берега. После подобных протестов командование уже не решалось препятствовать пожеланиям своих подчиненных с «Урала». Были идеи использовать «Урал» как плавучую атомную электростанцию и
даже продать за рубеж на металлолом. Но из этого ничего не вышло из-за
российских атомных секретов. Корабль по-прежнему на отстое. Никто из
нынешних российских флотоводцев не нашел ему применения. О нем
предпочитают не говорить открыто. И только бывший начальник Главного
штаба ВМФ РФ адмирал флота Владимир Хмельнов в своей книге-исповеди
«Российский флот. Доблесть и нищета» приоткрыл завесу тайны над судьбой
гигантского корабля. «На атомном корабле «Урал», – пишет отставной
адмирал,– у энергетических установок по два человека служат вместо
шести». Несколько лет назад «Уралу» подлатали днище на местном судостроительном заводе. Однако специалисты так и не смогли устранить крен в 5 градусов. Потом атомного разведчика пришвартовали к стенке, где он застыл в ожидании своей дальнейшей судьбы. По данным с судостроительного завода, именно так начиналась консервация российских авианосцев перед их продажей за рубеж. Автор Александр Бабакин | |
|
Всего комментариев: 0 | |