22:17 Паровозы Победы | |
Их создатель Вацлав Лопушинский начинал свою карьеру в паровозном депо Пенза. В 1873 году сын судебного чиновника Вацлав Лопушинский поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, а через год уже проходил учебную практику в качестве помощника машиниста в паровозном депо Пенза.
В 1878 году Лопушинский немного поработал инженером технического отдела в Главном обществе российских железных дорог, а затем вернулся в Пензу – начальником паровозного депо. Здесь он занялся теплотехническими испытаниями паровозов. Итогом исследований стала книга «Сопротивление паровозов и вагонов в движении и действие паровой машины паровоза на основании динамометрических и индикаторных опытов, произведенных на Моршанско-Сызранской железной дороге». В Пензе талантливый инженер прослужил до 1880 года. Впоследствии он занял пост начальника технического отдела службы тяги Владикавказской дороги, где начал проектировать новые серии паровозов.
В 1890 году по его проекту были созданы паровозы серии «О». Всего их было выпущено более девяти тысяч штук. Очень широкое применение они нашли на фронтах Великой Отечественной войны в качестве бронепоездов.
В этом смысле показательна история знаменитого бронепоезда «Смерть фашизму!». Его создали осенью 1941 года в Пензенских паровозовагоноремонтных мастерских.
Бронепоезд был построен под руководством ведущих инженеров паровозного депо Николая Безрукова, Бориса Строкова и Ивана Костычева. В основе его были два металлических четырехосных полувагона и паровоз серии «О».
По словам командира дивизиона майора Волгина, это был один из лучших бронепоездов, построенных на железных дорогах в то время. А командир бронепоезда «Смерть фашизму!» Борис Текучев сказал: «Наш бронепоезд сделан на совесть. Это подтверждено испытательным обстрелом и обкаткой. Мы получили от строителей бронепоезда – железнодорожников Пензенского узла наказ: громить без пощады немецких оккупантов! На этот наказ мы ответили делом в первом же сражении». Бронированный Од-419 бронепоезда «Сталинец» В бой с танками пензенский бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, и при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела вся, но погибли локомотивная бригада и паровоз. Поврежденный бронепоезд вернулся в Пензу. Отремонтировали его за неделю, после чего он сразу же отправился на фронт.
В 1912 году Вацлав Лопушинский создал паровоз серии «Э». По мнению профессора Евгения Мокришицкого, «паровозы этой серии явились наиболее мощными и экономичными товарными паровозами русских железных дорог». Их выпускали почти все паровозостроительные заводы России и даже зарубежья.
В годы Великой Отечественной паровозы серии «Э» блестяще проявили себя в составе так называемых «колонн паровозов особого резерва НКПС», численностью в 15 и 30 локомотивов. Эти соединения, не имевшие мирового аналога, сразу показали свою эффективность, а впоследствии обеспечили высокую жизнеспособность советских железных дорог в военных условиях, произведя гигантские грузоперевозки. Паровоз Э-2432 у локомотивного депо Саратов В заключение добавим, что машины типа «Э» много лет прослужили на станциях Пензенского узла, на подъездных путях промышленных предприятий. По словам пензенских ветеранов-железнодорожников, этот паровоз стал таким же оружием победы в Великой Отечественной войне, как знаменитые «Катюши» и танк Т-34. | |
|
Всего комментариев: 0 | |