18:51 Мужские костюмы Московской Руси | |
Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. Рубаха
доходила до колен и имела у ворота разрез — либо посредине груди, либо
сбоку (косоворотка). Воротника рубаха не имела,, но к нарядной рубахе
пристегивался неширокий круглый воротник-ожерелье, а вокруг кисти рукав
скрепляли запястьем. Ожерелье и запястье были сделаны из дорогой ткани и
богато расшиты жемчугом и каменьями. Рубахи шили из льняных и
хлопчатобумажных тканей, а также из шелка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Существовала также горничная рубаха, которую бояре носили дома, в горнице, — она всегда была шелковой. Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые — несколько ниже, делали напуск над поясом, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава. Для свободы движения в пройму под мышкой вшивали четырехугольный кусок ткани — ластовину. На спину и грудь рубахи подшивала подкладку, так называемую подоплёку (отсюда произошло выражение «подоплека дела», т, е. его внутренняя сущность). Необходимой принадлежностью мужского костюма по-прежнему были порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были по-прежнему узкие, без разреза и крепились на шнурке — гашнике. Знатные люди носили по двое портов, причем верхние были обычно суконные или шелковые. Зимой порты могли быть на меху. Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азямом. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила, верхней. Бояре носили зипун только дома, а молодежь летом часто надевала зипун и при выходе на улицу. Зипун -распашная одежда, которая застегивалась встык, т. е. без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивавшиеся на пуговки. Зипун не имел воротника, и обычно к нему пристегивали воротник-ожерелье. Вокруг талии он опоясывался. Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это — распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки. Знатные или пожилые люди носипи кафтаны дома, но молодежь надевала их и на улицу. Основные виды кафтанов: 2. Домашний кафтан — одежда знати, которую носили только дома Это длинный, до пола, кафтан, с небольшим запахом, причем левую полу от порота до талии срезали наискось. Кафтан застегивался на пуговицы, которые могли быть металлическими (дутыми), узелковыми (из шнура), деревянными (так называемые «кляпыши»), а также золотыми и жемчужными. 3. Становой кафтан — сшитый по фигуре, «по стану». Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава. 4. Польский кафтан, появившийся в XVII веке,— отрезной по талии. Лиф кафтана плотно охватывал фигуру, а нижние полы, от талии, были широкие и состояли из сшитых и собранных в сборку кусков ткани. Польский кафтан имел рукава, очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти. 5. Терлик — особый вид кафтана, который носили царские телохранители — рынды, сокольничьи и т.д. У терлика, как и у польского кафтана, отрезной лиф, широкие расклешенные полы, рукава с буфами выше локтя и сильно суженные к кисти. Терлик имел спереди еще особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. 6. Чуга — особый кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. Кафтаны шили из различных тканой: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи. Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костюма. Одной из парадных одежд была ферязь — особый вид кафтана из дорогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Эта одежда была привилегией знати и подчеркивала ее классовое положение, пренебрежительное отношение к физическому труду. Благодаря этому кафтану появилось выражение «работать спустя рукава». Летом поверх кафтана надевали однорядку — одежду, сшитую из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила до щиколотки, застегивалась встык и часто опоясывалась. Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в XV и XVI веках. Это была неширокая длинная распашная одежда (до щиколотки), которая спереди застегивалась встык па петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно но носили: руки продевали в разрезы, сделанные спереди по пройме, в которую вшивали рукава, а рукава завязывали сзади на талии. Охабень имел четырехугольный откидной воротник почти до середины спины. Его шили из дорогих тканей — объяри, атласа, бархата или парчи. Разновидностью охабня был опашень. Как показывает само название, эту
одежду носили внакидку — «наопашь». Опашень считался летней одеждой. Он
имел длинные откидные рукава, спущенные вниз и висящие вдоль фигуры. У
опашня не было ни воротника, ни петлиц, и его никогда но подпоясывали. Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения — от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили обычно шубы на овчине, зайце, а знать — на куньем, собольем, песцовом или черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Существовало несколько типов шуб. Наиболее распространенными были русские и турские. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу (в подоле до 3,5 м); спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлаг были меховые. Турская шуба считалась чрезвычайно парадной одеждой, и носили ее обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами. Обувью в деревне служили онучи и лапти, а в городе — сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно была тупыми, а у знати — иногда загнутыми вверх. Сапоги имели короткие, ниже колеи, голенища, срезанные к колену углом. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой и даже каменьями. В конце XVII века под влиянием западных мод знать начинает носить низкие туфли. Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонгольскому периоду. Однако они стали гораздо разнообразнее, а отделка богаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и обычно были с опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшую шапочку — тафъю, имевшую вид круглой тюбетейки. Она богато украшалась. Поверх тафьи при выходе из дома надевали другие головные уборы. Наиболее распространенной была мурмолка невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из моха илп из другой материи. Среди знати были распространены и меховые шапки так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурок лисы. Горлатная шапка представляла собой меховой высокий, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки. В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими полями) и треух. Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна пли бархата с дорогим шитьем, а с XVI века — мягкие, богато украшенные туфли. Воинский костюм — доспех — по сравнению с домонгольским периодом изменился сравнительно мало, главным образом в деталях. На Московской Руси основой дослеха была по-прежнему кольчуга. Кольчужная рубаха стала только несколько короче, что было обусловлено техникой конного боя. Иногда кольчуга имела разрез сверху донизу, превратившись, таким образом, в куртку. Часто к кольчужному доспеху на груди и спине крепились металлические пластины. Кольчуга могла быть без рукавов — так называемый колонтарь. Конникам одеждой служил тягиляй длинный кафтан с воротником-козырем. Тягиляй шили на подкладке, а между подкладкой, и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами. Воеводы поверх кольчуги надевали на грудь короткую металлическую кирасу, на руки — металлические пластины (наручи) и рукавицы. Ноги защищали «бронированные» сапоги — бутурлыки или сапоги, покрытые металлическими пластинами наподобие чешуи. Поверх доспеха воеводы надевали еще налатшк — короткий плащ типа нарамника с несшитыми в боках полами и широкими короткими рукавами. Налатник имел спереди разрез и застегивался на пуговицы. Русские шлемы были остроконечной формы. В отличие от западноевропейских шлемов они всегда были без забрала, но с подвижным наносником — стрелкой. За период войн с монголами русские шлемы изменили свою форму. Они потеряли высокие навершия, так как высокие шлемы легко было сбить саблей — главным оружием монголов. Некоторые русские шлемы, так называемые мисюрки, имели плоский верх и кольчужную сетку — бармш, короткую спереди и удлиненную с боков и сзади. Иногда бармицу застегивали спереди под подбородком. Военачальники носили богато декорированный шлем луковичной формы с козырьком и стрелкой. Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй половине XVI века В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щиколотки кафтаны из цветного сукна. Каждый полк имел кафтаны определенного цвета. Они были со стоячими воротниками и застегивались на цветные петлицы. Головным убором стрельцов была шапка типа мурмолки с меховой опушкой. Вооружение их состояло из сабли, которую носили у левого бедра на поясной портупее, длинноствольного самопала и бердыша — серповидной секиры на длинном древке. Через левое плечо стрельцы носили большой кожаный ремень — берендейку, к которой подвешивали зарядцы. Костюм офицеров («начальных людей») отличался большим количеством петлиц, богатым кушаком и перчатками, иногда меховой опушкой воротника. Оружием офицеров был протазан копье на длинном древке. С образованием Московского государства появилась на Руси специальная личная охрана царя рынды (при Василии Третьем) и почетная дворцовая стража — жильцы (при Иване Четвертом). Одежда рынд была очень нарядной и эффектной. Они были одеты в ферязь белого цвета из бархата, атласа или сукна с горностаевой опушкой и петлицами нз серебряных шнуров. Иногда вместо ферязи мог быть надет белый терлик. С XVII века из-под ферязи или терлика виднелся белый стоячий воротник-козырь, шитый жемчугом. Костюм дополнялся белыми сафьяновыми сапогами, белой песцовой шапкой либо белой мурмолкой с горностаевой опушкой. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди, иногда драгоценный пояс. В руках у рынд были небольшие топорики. Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями. Головным убором были золотые шапки типа мурмолки с меховой опушкой, обувью — цветные сапоги. Оружием служили протазаны и сабли. Московиты, богатый мужской костюм (бояре, боярские дети, купцы) К.В. Лебедев, "Боярская свадьба" Мужская одежда XVII в. Одежда мужчин одинакова как у греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава пестрыми шелками и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук, случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или плети, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих. Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки вышиною в локоть, опушенные черным соболем или лисицей, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и просто суконные. Русские вообще, как поляки, носят короткие юфтевые или персидского сафьяна сапоги с остроконечными носами... Гравюра "Русское посольство к Максимиллиану II, 1576 г." Одежда боярская, мужская и женская. Вторая четверть XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Одежда бояр. XVI — XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг. На портрете — Афанасий Власьев (? — после 1610), изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья). Слева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 — 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя, без воротника) с короткими рукавами. Справа от портрета Афанасия Власьева – стольник Петр Иванович Потемкин(1617 – около 1700). Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга. Ферезь царя Ивана Грозного, XVI в., ГИМ. Шёлк, подкладка хлопок, стёгана на вате. Одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти.
Воротник узкий, стоячий, прошит в несколько рядов по шнурку. Полы не
заходят одна на другую, соединяются четырьмя парами завязок из шёлкового
шнура с парными кистями и серебряными шариками. Одежда простёгана на
тонком слое бумажной ваты. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской
тафты. Подкладка из бело-голубой плотной бумажной ткани. Подпушка из
белой тонкой тафты. Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ. Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который
вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания:
власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в
течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь. Ферезея царя Алексея Михайловича. 1670-е годы, Оружейная палата. Ферезея – парадная одежда московских придворных чинов в 17 веке. Шилась из дорогих материй, богато украшалась. В отличие от опашня и охабня, никогда не застёгивалась на пуговицы, а завязывалась на шнурки у шеи. Не путайте ферезею с ферязью – это разные платья. Шуба митрополита Филиппа, 1566-1569 гг., из собрания Оружейной палаты «Это – верх шубы митрополита Филиппа (1566-1569), относящаяся ко времени его ссылки. Шерстяная черно-коричневого цвета ткань домашней выработки, характерная для русского ткачества XVI-XVII веков, бытовала в широких слоях населения. Покрой шубы несложен: перед и спина состоят из прямых полотнищ, к которым присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле, ширина которого достигает 344 см. Своеобразен покрой рукава с необычно широкой проймой – 65 см. Рукав, очень широкий вверху, постепенно суживается книзу до 16 см. Воротник небольшой, отложной. Рукава, ворот, полы и подол были обшиты бараньим мехом коричневого цвета, в большей части утраченным. Спереди на полах, от ворота до самого низа, 30 пар нашивок из узкой коричневой тесьмы с обшивными пуговицами на правой поле и петлями на левой». Верх на шубу, XVII век. ГИМ, приписывается царю Алексею Михайловичу Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами. Прически Мужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым
способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие
из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее
появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где
концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё
головы. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы, и сам носит
причёску «в скобку». Адам Олеарий, побывавший в России в составе
шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских
большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным
цветом своим сходные с европейцами <…> Волосы на голове только их
попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других
они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в
этом красоту. <…> Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь
перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он
беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость».
Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а
вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли. Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом. «У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками. Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались. Другим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями, бывает украшена жемчугом и драгоценными каменьями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп. И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6—8 вершков (до 40 см). Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу. Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя. Лишь придя домой, хозяин снимал шапку и напяливал её на специальный расписной болванец, сделанный из мягкого дерева или ткани, набитой опилками. Статьи по теме: | |
|
Всего комментариев: 0 | |