20:25 Я Леоновым не стал, я Леоновым родился | |
Сколько жизней нелегких, сложных прожил на сцене и в кино Евгений
Леонов, сколько незаурядных характеров сыграл он! Творческая биография
Евгения Леонова – это история трудных поисков, актерского долготерпения,
потерь и находок, великого труда и непрекращающейся учебы и
совершенствования – от мастерства к высшему мастерству. Андрей Гончаров: «Евгений Леонов был великим русским комиком. А
знаете, что такое русский комик. Это обязательно, непременно — еще и
трагик, в нем должна быть романтическая слеза, звучать интонация
трагедии. Я бы рискнул, пожалуй, выстроить ряд великих отечественных
комиков, где Щепкин, Варламов, Давыдов, Яншин и Леонов»... Детство Евгений Леонов родился в обыкновенной московской семье среднего достатка. Его отец — Павел Васильевич — работал инженером на авиазаводе, а мать — Анна Ильинична – была домохозяйкой. Евгений был вторым ребенком в семье. Брат Коля был старше его на два года. Леоновы жили в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимая две небольшие комнаты. Родители Евгения была гостеприимными хозяевами, и поэтому их дом был вечно полон. Постоянно приезжали близкие и дальние родственники, и все чувствовали себя здесь легко и свободно. Леонов позднее вспоминал: «У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло — мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей». Мама, хотя и не была высокообразованной, всю себя отдала воспитанию детей. Она много читала им книг. А отец часто рассказывал сыновьям о знаменитых летчиках: Чкалове, Байдукове, Белякове. Именно тогда у мальчиков и возникла мечта стать летчиками. Кстати, брат Евгения Николай впоследствии стал работать в авиации. В пятом классе Евгений Леонов записался в школьный драматический
кружок. Долгое время ученики репетировали пьесу, сочиненную ими самими
же. И хотя премьера так и не состоялась, но эта работа запала в душу
мальчика, зародила в ней искры любви к театру. Когда началась Великая Отечественная война, Евгений окончил седьмой класс. По совету родителей мальчик устроился учеником токаря на авиационный завод. Во время войны там работала вся семья Леоновых: отец – инженером, мать — табельщицей, а брат — копировальщиком. Осенью Евгений Леонов сдал экзамены и поступил в Авиационный техникум им. С. Орджоникидзе. Учась в техникуме, Леонов принимал участие в художественной самодеятельности, выступал на студенческих вечерах. Евгений Павлович рассказывал: «Я помню, что именно там подготовил «В купальне» Чехова, выучил и рассказывал «Монтера» Зощенко, очень любил Блока, Есенина, читал их наизусть на вечерах, и меня называли, как когда-то в школе, «наш артист». На третьем курсе техникума Евгений Леонов поступил на драматическое отделение Московской театральной студии, которой руководил Р. Захаров, известный балетмейстер Большого театра. О своем поступлении он рассказывал: «Я попросил у брата пиджак и
решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал — я понимал свою
несостоятельность, но не думал, что так получится. Сидело человек 25
народу, я вышел (они, видимо, добирали, студия существовала уже второй
год) и прочитал все, что с таким успехом читал в техникуме: Чехова,
Зощенко. У меня спросили: «Еще что-нибудь есть?» Я сказал: «Есть, но это
еще хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал
Блока «В ресторане». Я любил это стихотворение... Была тишина, я был
белого цвета. Я читал серьезно, мне сказали спасибо. И это стихотворение
Блока спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой
физиономией, и с недостатком культуры. Потом, говорят, развернулось
целое собрание, стали просить Екатерину Михайловну Шереметьеву. Она
сказала, что я, мол, очень серый, неотесанный, но ее стали снова
просить: «Мы поможем» — и меня приняли в студию». Евгений с удовольствием окунулся в новую жизнь. Каждый день он
пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал
Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести
их курс. Закончив в 1947 году обучение, Леонов был принят в Московский театр Дзержинского района. Там он сыграл роль Кольки в спектакле «Ровесники». Однако уже спустя год театр расформировали и на его месте создали Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого стал Владимир Федорович Дудин. Молодых актеров приняли в новый театр, но долгое время не доверяли главных ролей. Леонову приходилось играть в массовке (например, денщика в «Трех сестрах» или колхозника в «Тиши лесов»). В 1947 году Леонов впервые попробовал себя в кино. Театральных денег
на жизнь явно не хватало, поэтому он искал любую возможную халтуру.
Первоначально это были даже не эпизоды, а массовка. Первые же свои
эпизодические роли он сыграл в 1949 году: в фильмах режиссера Владимира
Немоляева (отца известной актрисы Светланы Немоляевой) «Счастливый рейс»
и «Карандаш на льду». Затем последовали эпизоды в спортивной комедии Владимира Петрова
«Спортивная честь» (1951), где Леонов появился в роли официанта, и в
героико-приключенческом фильме Владимира Немоляева «Морской охотник»
(1954). В фильме «Морской охотник» ему довелось сыграть кока. Как он
вспоминал: «Там песенку надо было петь, для меня это было стеснительно —
и оркестр, и все на меня вытаращились. Я так запел, что пюпитры
закачались, но все-таки каким-то образом я пел песню — с моим-то
слухом...» В середине 50-х у Евгения Леонова произошли серьезные перемены, как в кино, так и в театре. В 1955 году он снялся в криминальной драме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева» (Снегирев) и приключенческом фильме Александра Столпера «Дорога» (Пашка Еськов). В обоих случаях это были действительно сложные и интересные роли. Леонов вспоминал: «Я никогда не забуду доброе лицо, добрые глаза
Виталия Доронина, с которым я снимался в фильме «Дорога». Я, наверное,
чего-то не умел, но там я из себя выходил, фантазировал, а Доронин
поддерживал, и действительно, иногда снимали, как я предлагал. Там
подобралась удивительная компания, что для меня, молодого актера, для
мальчишки, имело большое значение: на свете есть такие хорошие, такие
доброжелательные люди...» Что же касается театра, то Михаил Яншин, пришедший на должность главного режиссера, первое время, также как и предыдущий руководитель, не доверял Леонову ролей. Актер очень расстраивался по этому поводу: «У меня стало появляться сомнение: правильно ли я сделал, что пошел в искусство... И были мысли бросить это дело совсем, хотя мне казалось, что я люблю очень театр». Перемены произошли в 1954 году, когда режиссер внезапно назначил Леонова на роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Эту роль до этого играл сам Яншин, и поэтому критики тут же в один голос заявили: «Леонов – второй Яншин». Однако они ошиблись. Актер, унаследовав эту роль, не повторял ее, а как хороший ученик, развивал. Лариосик в его исполнении был существом душевным, чистым, непосредственным в проявлении чувств. Надо сказать, что Яншин никогда прилюдно не хвалил Евгения Леонова.
Наоборот, почти всегда режиссер ругал его. Леонов рассказывал: «Яншин ко
мне относился беспощадно, иронично, дикция у меня была неважная —
скороговорка, и вообще, требования на уровне МХАТа времен
Станиславского... Он меня никогда не хвалил, а за Лариосика всегда
ругал... Однажды на «Днях Турбиных» публика хлопала, кричала, а Яншин
приходит и говорит: «Вы что из Лариосика оперетту сделали». А как-то шли
по фойе театра после спектакля, Яншин говорит: «Это ужасно, ужасно», а
впереди идет Павел Александрович Марков — знаменитый завлит
Станиславского. И Яншин спрашивает у него: «Ну что, Паша, Леонов? Как
он?» А Марков отвечает: «Миша, он уже лучше тебя играет». И вижу, Яншин,
довольный, улыбается, а мне свое: «И не подумай, что правда»... Он ведь
даже перед смертью, выступая по радио, ругал меня. Хотя мне передавали
соседи по дому (они были знакомы с Яншиным), что он сказал: «Леонов мой
лучший ученик». Конечно, хочется верить, что он меня любил. Михаил
Михайлович считал меня своим учеником, а я его — своим учителем». В середине 50-х произошли изменения и в личной жизни Евгения Леонова. Стоит отметить, что он был чрезвычайно стеснительным человеком, и это несколько осложняло его взаимоотношения с девушками. Со своей будущей женой Вандой Леонов познакомился в 1957 году, когда театр Станиславского был с гастролями в Свердловске. Случилось это совершенно случайно. Вместе с другом они вышли прогуляться по городу и обратили внимание на двух девушек, которые оказались студентками музыкально-педагогического училища. Одна из них, по имени Ванда, сразу понравилась Евгению, и он пригласил девушек на спектакль. После спектакля они с Вандой гуляли по вечернему городу, и влюбленный Леонов читал Ванде стихи… По возвращении в Москву Леонов стал названивать любимой девушке и уговаривать приехать. В конце концов, он ее уговорил. Ванда приехала в Москву и пришлась по душе родителям Евгения, после чего Леонов тут же предложил девушке руку и сердце. А вот родители Ванды оказались совершенно не в восторге от предполагаемого брака. Они считали профессию актера несерьезной бесперспективной. Вот тут то и проявился характер Ванды, которая заявила, что все равно выйдет за Леонова. Родителям пришлось смириться с решением дочери. Так 16 ноября 1957 года был зарегистрирован брак между Евгением
Павловичем Леоновым и Стоиловой Вандой Владимировной. Ванда переехала в
Москву, так и не окончив музыкально-педагогического училища. В 1958 году
она поступила на театроведческое отделение ГИТИСа. А в 1959 году у них
родился сын Андрей. Звездный час Евгения Леонова наступил в 1961 году, когда на экраны вышла комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс». В этой картине актер сыграл скромного буфетчика Шулейкина, волей судьбы выдающего себя за укротителя тигров. Сама исходная ситуация фильма таила в себе множество возможностей для эксцентрической комедии. И авторы успешно воспользовались этим. Фильм получился веселым, динамичным, насыщенным головокружительными трюками, правда, он был начисто лишен психологических нюансов, его персонажи — не более чем узнаваемые комедийные маски. За исключением недотепы Шулейкина — Леонов играл блистательно, с наслаждением, не боясь откровенного фарса, в то же время, оказавшись трогательным в своем наивном простодушии. Именно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу, в одно мгновение, превратив его в самого любимого комедийного актера советского кинематографа. Еще один интересный факт. В этой картине Евгений Леонов первым из советских актеров снялся в обнаженном виде. Как он вспоминал позднее: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Е. Фурцеву. Потом было много нареканий...» Картина имела огромный зрительский успех, заняв в прокате 1961 года
первое место. Только в том году ее посмотрели 32 миллиона зрителей.
Впоследствии она вошла в Золотой фонд отечественного кино. И вот уже
несколько десятков лет продолжает оставаться одной из самых любимых
зрителями комедий. «Полосатый рейс» принес Евгению Леонову огромную популярность. Со всех сторон посыпались многочисленные предложения от режиссеров. Обрадованный актер почти всегда соглашался. Он, истосковавшийся по работе, был рад любой роли. К сожалению не все они были по-настоящему интересными. Порой доводилось играть и в довольно посредственных фильмах. Владимир Фетин, открывший для зрителей комедийного актера Леонова, спустя три года поразил зрителей Леоновым — драматическим актером. Свою мелодраму «Донская повесть» он поставил по рассказам Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка». Картина рассказывала о трудной судьбе донского казака Якова Шибалка, принявшего революцию, и о его трагической любви к женщине, неразделившей его взглядов. Вот этого то казака и сыграл Евгений Леонов, что стало совершенно неожиданным для всех – и для зрителей, и для критиков. До этого считалось, что Леонов – прирожденный комик, и ничего кроме подобных ролей играть не может. Как же они ошибались! Евгений Павлович вспоминал: «Когда вышел на экраны «Полосатый рейс», где я, к удовольствию зрителей, в мыльной пене, бегал от тигров, многие решили, что теперь уже я прописан постоянно в цехе комиков и мне за его пределы шагу ступить не дадут. По правде сказать, я и не очень огорчался. Еще в студии понял, что я — комик. Я всегда любил комедии и хотел играть в веселых фильмах и в спектаклях. Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь... Но как бывает в жизни иногда — самое интересное предложение получаешь там, где его совсем не ждешь. Когда раздался звонок из Ленинграда и родной голос режиссера Фетина сообщил, что для меня есть роль в его новом фильме, я не без ужаса подумал: каких еще хищников придется мне укрощать? И вдруг слышу: по рассказам Шолохова... «Донская повесть»... Шибалок... Я замер: ну, думаю, это похуже хищников. А он продолжает: я вижу только тебя — это обычно говорят режиссеры. Я, конечно, не соглашаюсь, он обижается. «Ладно, говорю, приеду, поговорим», а сам думаю: худсовет не допустит. И, естественно, худсовет «Ленфильма» возражает: «Только что «Полосатый рейс» — и вдруг «Донская повесть», что же общего? Где логика?» Но режиссер и меня убедил, и худсовет... Эта работа актера была высоко оценена специалистами – он был удостоен
премий на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) и на
Всесоюзном кинофестивале в Киеве. Затем последовали работы в дебютной комедии Виктора Мережко «Зареченские женихи» (сват Коротейка), лирической драме Петра Тодоровского «Фокусник» (Рассомахин), сказке Геннадия Казанского «Снежная королева» (король), киноромане Владимира Фетина «Виринея» (Михайло) и другие. Замечательную роль солдата, будто сошедшего со страниц русских сказок, Евгений Леонов сыграл в 1969 году в трагикомедии Георгия Данелии «Не горюй!». В том же 1969 году Леонов был приглашен Эльдаром Рязановым в сатирическую комедию «Зигзаг удачи». Актер сыграл фотографа Володю Орешникова, которому выпадает выигрыш в лотерею 10000 рублей – по тем временам тройная стоимость машины. Этот фильм также оказался с трудной судьбой. Руководители советских профсоюзов заявили, что картина является клеветой на их деятельность, после чего фильм был выпущен в ограниченном прокате и практически без рекламы. Драматическое дарование актера проявилось и на театральной сцене. В 1966 году он поразил зрителей мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Борисом Львовым-Анохиным. Когда режиссер пригласил Леонова на эту роль, многие восприняли это крайне отрицательно. «Леонов и Креон? Да вы с ума сошли!» Однако спектакль все-таки состоялся. Как вспоминал позднее сам Леонов: «Успех был большой. Какой-то обвал газетно-журнальный, писали так много и хорошо, интересно, что мы удивлялись. Во всех городах, где Театр имени Станиславского побывал с гастролями, появлялись статьи, и не в том дело, что хвалили, а в том, что разные люди, критики, журналисты находили что-то свое, совсем неожиданное, и это было интересно читать». Работе в театре Леонов отдавал всего себя. За 21 год работы им не было сорвано ни одного спектакля. Евгений Павлович выходил на сцену даже тогда когда болел воспалением легких, когда у него была температура под сорок… В 1969 году Леонов покинул Театра им. Станиславского, перейдя в Театр им. Маяковского, главным режиссером которого был А. Гончаров. Первой работой в новом театре для Евгения Павловича стала роль Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина». Некоторое время актера продолжали приглашать играть в спектаклях на сцене Театра им. Станиславского. Но когда он узнал, что бывшие его коллеги обратились к директору с просьбой не приглашать больше Леонова, мол «что у нас, своих актеров нет», то отказался от дальнейшего сотрудничества. По этому поводу Евгений Павлович позже признался: «В моей жизни бывало так, что меня обижали, и, как мне кажется, напрасно, незаслуженно. А у меня такая воля, что, если человек меня обидел, я его исключу из своей жизни, я могу с ним здороваться и разговаривать, но он для меня как человек уже не существует...» Немалую популярность актеру в те годы добавила и мультипликация. В
1969 году он озвучил всеми любимого Вини-Пуха в одноименном мультфильме
Ф. Хитрука. Впоследствии этот мультперсонаж стал визитной карточкой
Евгения Леонова. Самые знаменитые свои роли Евгений Леонов сыграл именно в 70-е годы. Большинство из его картин того периода вошли в золотой фонд отечественного кино. Причем это были фильмы совершенно различных жанров. В 1970 году Евгений Леонов снялся в киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». По сюжету картины на похороны видного военачальника собираются его бывшие фронтовые друзья – люди самых разных профессий: журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь. Эти роли удивительно тонко, пронзительно и очень по-разному были сыграны Всеволодом Сафоновым, Анатолием Папановым, Алексеем Глазыриным и Евгением Леоновым. Сыграны они были так что, собранные вместе, эти персонажи олицетворяли собой целое поколение, прошедшее войну. Самым ярким и трагичным моментом картины стал его финал, когда друзья собираются в доме бывшей медсестры и поют замечательную песню Булата Окуджавы про десятый десантный батальон. Однако и этот фильм оказался не по душе советским цензорам. В течение двух лет он практически пролежал на полке. И только, когда на фестивале в Карловых Варах «Белорусский вокзал» получил почетный приз, картину, наконец, выпустили на широкий экран. Совершенно другую роль Евгений Леонов сыграл в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Здесь актеру достались сразу две главные роли – жестокого вора по кличке «Доцент» и директора детсада Евгения Ивановича Трошкина, который по заданию милиции перевоплощается в Доцента. Для того, чтобы убедительнее сыграть роль, Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных. Эти наблюдения, а также актерский талант и мастерство помогли ему создать незабываемые персонажи. На глазах у зрителей Евгений Леонов мгновенно перевоплощался из трогательного персонажа в жестокого рецидивиста. «Джентльмены удачи» вышли на экраны в 1972 году. Фильм мгновенно полюбили зрители, а многие фразы из него тут же разлетелись на цитаты. Особенно популярны стали выражения: «пасть порву», «редиска — нехороший человек», из-за которых критики тут же обвинили картину в дурновкусии. Но народная любовь к фильму от этого меньше не стала. В 1972 году состоялось еще одно знаменательное событие в жизни Евгения Павловича – ему присвоили звание народного артиста РСФСР. Среди других удачных работ Евгения Леонова в те годы: Нюхин в фильме Михаила Швейцера «Карусель» (по словам самого актера – «одна из немногих ролей, которые мне самому интересно было смотреть...»), Леднев в телесериале «Большая перемена», Потапов в драме Сергея Микаэляна «Премия», и, конечно же, Коля в замечательной комедии Георгия Данелии «Афоня». Штукатурщик Коля, друг главного героя Афони в фильме Георгия Данелии, особенно полюбился зрителям. И это неслучайно. Наивный, чистый душой он обнаруживает доброе, светлое начало в главном герое. Без него невозможно было бы понять историю перерождения и саму возможность перерождения Афони. Отдельно стоит отметить одну из самых лучших работ Евгения Леонова – роль Сарафанова в драме Виталия Мельникова «Старший сын». Именно роль Сарафанова вобрала все самые яркие черты Леонова-актера,
именно в ней со всей полнотой проявился его самобытный драматический
талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки
простодушия, непревзойденный, тонкий артистизм, душевная незащищенность.
Сарафанов Леонова – чудак, ранимый и великодушный. Его сбивчивая речь
афористична: так выдает себя органическая неспособность человека к
красноречию. Он говорит только самое важное, чего нельзя не сказать. Это
и оказывается незамысловатой житейской, а чаще жизненной мудростью. В середине 70-х произошел драматический разрыв между Евгением Леоновым и руководителем театра им. Маяковского Андреем Гончаровым, в результате которого Евгений Павлович покинул театр. Дело в том, что в 70-е годы Евгений Леонов особенно много снимался в
кино, что конечно не очень то устраивало Гончарова. Однако режиссер
мирился с этим, поскольку Евгений Павлович всегда относился к своей
работе с большой ответственностью. А вот съемок в рекламе Гончаров ему
простить не смог. Это сегодня реклама стала для нас обыденностью, а в те
годы это было настоящим ЧП. Вспоминает сам Гончаров: «На телеэкране
появилась реклама рыбы нототении, которую обаятельно подавал любимец
публики Евгений Леонов. Я взорвался. Собрал труппу и произнес речь,
которую по отношению к самому себе никогда бы никому не простил.
Дескать, костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича
Леонова. Скинемся, что ли, шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся
нототенией. Конечно, Женя этого не простил. Мы расстались, и он ушел в
Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову». Тем временем Леонов продолжал активно сниматься в кино. Вот неполный список его ролей середины 70-х: Серафим в лирической комедии Наума Бирмана «Шаг навстречу», Ламме Гудзак в драм Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле, поставленной по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Улиншпигеле», Волохов в комедии Георгия Данелии «Мимино», Мендосо в музыкальной комедии Михаила Григорьева «Дуэнья», Прохоров в киноромане Игоря Шатрова «И это все о нем» (по одноименному роману Виляя Липатова), Жевакин в комедии Виталия Мельникова «Женитьба» (по одноименному произведению Н.В. Гоголя). В 1978 году Марк Захаров пригласил Евгения Леонова на роль Короля в свою новую картину «Обыкновенное чудо» — экранизацию одноименной пьесы Евгения Шварца. Эта роль была несколько необычна для актера, привыкшего играть добросердечных персонажей. Здесь Леонову пришлось соперничать с великим Эрастом Гариным, полтора десятка лет назад воплотившего этот образ в собственном фильме. Леонов сумел создать незабываемый персонаж Короля-тирана, наполнив его необычайной иронией и трогательностью. В том же году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. Интересно, что когда обсуждали вопрос о присвоении ему этого звания, кто-то сказал: «А разве он не народный? Да что вы! Проверьте, он уже народный давно». Действительно, народная любовь и слава задолго опередила официальное признание. Как и любому актеру, Евгению Леонову не всегда доставались главные роли. Но в любую роль он неизменно вкладывал все свое сердце, создавая очередной шедевр. И уже никак не поворачивается язык назвать ролями второго плана его Короля из «Обыкновенного чуда» или Колю из «Афонии». То же самое можно сказать и о его работе в очередной картине Георгия Данелии «Осенний марафон». В этой горькой и беспощадной трагикомедии, где главные роли сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева и Марина Неелова, Евгению Леонову досталась роль соседа по фамилии Харитонов. Удивительно, но в 1979 году Призом Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли был награжден именно Леонов, а не Басилашвили. Кроме того, за эту работу актер был отмечен Государственной премией им. Братьев Васильевых. Как можно заметить, Евгений Леонов вообще очень много снимался у
Георгия Данелии: «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино»,
«Осенний марафон», а, кроме того, – «Джентльмены удачи», где Данелия был
автором сценария. Для этого режиссера Леонов был настоящим талисманом.
Сам актер признавался: «Мне всегда хорошо работается с Данелия.
Атмосфера доброты и доверия, а главное, он работает, ощущая целое. Мы
можем ошибиться и переснять, но он примечает то, что дает возможность
копать глубже, хоть это и сложно. И мы опять и опять пробуем, но у меня
никогда не было ощущения тупого угла — мол, это сделать невозможно. А у
некоторых других режиссеров все время попадаешь в тупик — это не
годится, то не нужно...» Сын Тем временем подрастал сын Евгения Леонова – Андрей. В сына Евгений Павлович вкладывал всю свою любовь. Надо отметить, что Андрей учился довольно средне, и Леонова часто вызывали в школу, где знаменитый актер бледнел и краснел. Однако сына он почти никогда не наказывал. Вспоминает Андрей Леонов: «За очередную двойку он однажды решил меня наказать. «Отведу, — говорит, — в лес. В лесной интернат». Собрал мои вещи в чемоданчик, взял за руку и повел. Спускаемся по лестнице, и у обоих ноги подкашиваются. Мягким он был. Характера хватило ровно до первого этажа. От мамы и подзатыльники случались, и в угол ставила, а он защищал». А вот что вспоминал сам Е. Леонов: «Не раз мне друзья говорили, что
моя доброта может принести сыну вред. Не боишься, мол, испортить ребенка
добротой? Бывало, меня накрутят, и я начинаю кричать на сына. Правда,
никогда его не бил…» Начало 80-х ознаменовалось двумя новыми работами Евгения Леонова в
кино. В комедии Леонида Гайдая «За спичками» он сыграл крестьянина
Ихалайнена, в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите
слово» — актера провинциального театра Бубенцова. Как говорил сам актер:
«Последние год-полтора у меня в кино не было настоящей работы: «За
спичками», как я предполагал, — мимо; «О бедном гусаре замолвите слово» —
тоже полного удовлетворения не принес». В последующие годы Евгений Леонов снимался не очень часто. В
очередной картине Георгия Данелии «Слезы капали» он сыграл Васина,
который однажды из любящего мужа и отца, прекрасного сослуживца,
превращается в злого, придирчивого человека. Затем последовали роли в
сатирической комедии Марка Захарова «Дом, который построил Свифт»
(великан Глюм) и в семейной саге Владимира Басова «Время и семья Конвей»
(Алэн). В середине 80-х Георгий Данелия вновь пригласил Евгения Леонова в свою картину. Это была фантастическая комедия «Кин-дза-дза», где Леонов сыграл чатланина Уэфа. Съемки картины шли с большим трудом, поскольку проходили в пустыне Каракумы, в очень неблагоприятных погодных условиях. При температуре 50-60 градусов снимать можно было только утром и вечером. Как вспоминал Георгий Данелия: «Картина была очень трудной. К 12 часам дня все почему-то начинали ссориться. Однажды я даже поссорился с Леоновым, которого снимал всегда на протяжении двадцати лет, и никаких конфликтов никогда не было. А, оказывается, в Каракумах с двенадцати до двух никто не работает, в это время происходят какие-то излучения, вредные для нервной системы. Мы выезжали рано утром — ехать было довольно далеко, снимали до 12, с 12 до полвторого ругались и с полвторого до вечера снимали. Костюмы создавались на ходу из подручных средств. Так, например, на Леонове — ботинки из «Легенды о Тиле», матросские брюки, майка с ворсом, которую мы покрасили, а потом прожгли дыры. Я нашел очень красивый кусок какого-то материала, и его пришили на зад штанов. А то, что у него на голове... Летчики подарили нам списанные летные костюмы и каркас от бандажа промежности из брюк — это и есть головной убор Леонова». Специально для фильма был придуман знаменитый язык чатлан. Он создавался на основе симбиоза различных языков: «пепелац» — межзвездный корабль (от «пепел» по-грузински — бабочка), «пацак» — не чатланин (контаминация кацо, пацан, и кацап), «эцилопп» — представитель власти (полицейский наоборот). В 1986 году картина вышла на экраны. Первоначально большинство зрителей (особенно старшее поколение) ее не приняли. Посыпались возмущенные письма: «…куда смотрит правительство? на что тратятся народные деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?» Правда уже тогда попадались и хвалебные отзывы. Со временем «Кин-дза-дза» стал по настоящему культовым фильмом. В
настоящее время в Интернете ему посвящены многочисленные сайты, среди
которых самый известный http://flame-de.etel.ru. Страшное несчастье произошло с Евгением Леоновым летом 1988 года. В то время театр Ленком был на гастролях в Германии, в Гамбурге. Леонов играл там роль Подсудимого в спектакле «Диктатура совести». На третий день после спектакля ему стало плохо. Врач, приехавший на «Скорой», сказал, что Леонова необходимо отвезти в больницу. По дороге у Евгения Павловича остановилось сердце… Вспоминает Ванда Леонова: «Врачи не знали, чем это вызвано: ведь у Жени был целый букет болячек. Сахарный диабет, плохие сосуды, сердце... Слава Богу, им случилось в Германии — у нас бы он умер. Его подключили к аппаратуре. Сердце забилось. В госпитале перед операцией ему сумели сделать шунтирование (перешивание сосудов), отключили аппаратуру. Но сердце не выдержало, последовал обширнейший инфаркт. На его фоне и шла операция, которая продолжалась 4,5 часа». Евгений Леонов пролежал в коме шестнадцать суток. Все эти дни с ним рядом находились жена и сын. Андрею так и сказали: «Сиди и беседуй с ним и с Господом. Если он тебя услышит наверху, отец вернется». Вместе с ним всем сердцем был и весь советский народ. Простые люди ставили в церквях свечки за то, чтобы их любимый артист вернулся. Он вернулся. А спустя четыре месяца уже репетировал главную роль
Тевье-молочника в новом спектакле «Поминальная молитва». 21 октября
состоялась премьера. По окончании спектакля толпы восхищенных зрителей
шли к сцене с охапками цветов и, передавая их Леонову, говорили: «Живите
долго! Здоровья вам и счастья!» В 90-е годы Евгений Леонов снимался в кино еще реже. Во-первых, перенесенная клиническая смерть не прошла бесследно, и у актера были проблемы со здоровьем. Но главной причиной все-таки был общий развал отечественного кино. В начале 90-х Леонов снялся в небольшой роли сторожа посольства в комедии Георгия Данелии «Паспорт», затем сыграл Якова Алексеевича в картине «Настя». Наконец, в 1993 году он исполнил главную роль в комедии Ивана Щеголева «Американский дедушка». От других предложений (как, например, от участия в эротическом фильме) актер отказался. В 1993 году Леонов стал сниматься в телевизионной рекламе. Многих это возмутило. Однако надо понять тогдашнее положение актера. Леонов сам признавался, что с удовольствием оставил бы о себе память, как об актере, игравшем в «Донской повести» и в «Белорусском вокзале», но никогда не снимавшимся в рекламе. Но ничего подходящего ему не предлагали, жить то как-то надо было… В одном из интервью в 1993 году Евгений Павлович с горечью признался: «Я тут попал на одно выступление: какой-то бизнесмен день рождения отмечал. Молодой парень, ему лет 30. Чего там только не было. И я спросил его: «А сколько же стоит такой день рождения?» Он говорит: «Миллионов 15-16». Я понял, что никогда не смогу отпраздновать 30-летие сыну и даже внуку...» 29 января 1994 года Евгений Леонов ушел из жизни. Его жена Ванда рассказывала: «Этот день был тяжелым. Андрюша утром за мной заехал — мы собирались на рынок. Женя обычно и это время уже вставал, а тут он лежал. Я к нему подошла, говорю: «Женя, мы на рынок собираемся». Он: «Купите мне чего-нибудь вкусного». Приехали мы с рынка, сели за стол кушать, и он вдруг говорит: «Ванда, ты почему мне ничего не купила?» И лицо у него было такое сердитое-сердитое. Я говорю: «Женя, ну что ты, я тебе цыпленка купила, то, другое, третье». Но он ничего не стал есть, а потом сказал: «Я не могу взять себя в руки». Потом я легла отдыхать — у меня очень сильно болела голова. Я лежала в другой комнате, но слышала, что он как-то подозрительно каш-пял: кхе-кхе... как будто хотел прокашляться, но не мог. Потом он зашел в комнату и сказал: «Сейчас Андрюшенька появится, надо будет собираться в театр». Надел рубашку, стал переодевать брюки — театральный костюм у него был дома — и вдруг пошатнулся и упал. Я думала, что он на штанину наступил. Закричала: Женя, ты что?», подбежала к нему, а он выпрямился — и все. В одну секунду его не стало. Приехали врачи, сказали, что это — тромб». Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял с ними у театра. На похороны пришли тысячи людей. ПИСЬМО СЫНУ Москва. 10.IV.83
Андрюша, как ты там? здоровье? настроение? Давно не виделись. Невообразимо медленно тянутся месяцы, а ночи такие длинные. Я теперь часто остаюсь один, мама наша каждую неделю почти, как свободный день, мчится в Белгород — бабушка болеет. Вот и сегодня один я как сыч. Ну, конечно, с Донечкой твоей, но тоже, скажу, собачина твоя без человечности. Как пришел я, так она и визжит, и хвостом виляет, и лижется, а погуляли, поели — и, пожалуйте, дрыхнет без задних ног, никакого участия в моей внутренней жизни не принимает. Я сегодня, Андрюша, тишину слушал, перепугался даже. Транспорт уже не ходит, затихла улица, угомонились соседи, исчерпало свои развлечения телевидение, и, представь, трубы даже не гудят, ну просто тишина полная. Ты, конечно, думаешь, как я раньше думал, что тишина — покой для человека. Все-то мы неправильно понимаем. Если на душе у человека покойно, он тишину слышит и радуется, а если волнение в нем, то тишина его только усиливает. Расселось мое беспокойство передо мной в кресле: давай, говорит, поволнуемся вместе, чего уж тут прятаться, от него не уйдешь. Вот она — тишина одиночества. Не хочу тебя волновать, но врачи опять пристали: в больницу, в больницу. Может, лягу ненадолго, устал отбиваться. Съемки у Данелия закончили, несколько дней еще озвучивания, и все. Что за фильм получился — не знаю, грусть какая-то в нем сидит, хотя и комедия. Назвали — «Слезы капали». Гия всегда о тебе спрашивает, привет передает. Когда начинаешь работу с ним, думаешь, сколько мучений! А когда закончили — пустота. Вот бы тебе такого друга, такого режиссера. Впрочем, все будет, все еще впереди. Скоро вернешься, может быть, нам предстоит сниматься в одном фильме. Или спектакль сведет нас на одной сцене. Я стану за твоей спиной, как живой лес вместо рисованого задника; как старый дуб раскину руки; как орел подставлю крылья тебе — ничего не бойся, сынок! Андрюша, комик произносит патетические слова — что делают зрители? Они хохочут! Памятник Евгению Леонову на "Мосфильме" | |
|
Всего комментариев: 0 | |