22:21 История одного корабля | |
Знакомьтесь: Гвардейский ракетный крейсер I-го ранга "Слава" ("Москва") История подвигов кораблей с именем "Слава". Славное имя «Слава». В состав Черноморского Флота входит ракетный крейсер «Москва». Раньше он носил славное в прямом смысле этого слова имя «Слава». С историей этого корабля мы и познакомимся. Первым имя «Слава» получил 16-ти пушечный трехмачтовый фрегат,
купленный в 1770 году в Архипелаге (так называлась с 13-го века группа
островов Эгейского моря) для участия в русско-турецкой войне 1768—1774
годов. Среди героических страниц боевого пути корабля выделяются высадка
десанта в местечке Левиса в заливе Макри в составе отряда графа Ф.Г.
Орлова и операция в заливе Лагос по уничтожению находившихся там
турецких транспортных судов. Десант захватил турецкую батарею и сжег
склады. А в заливе Лагос из 14 судов 4 было взято в плен, 4 сожжено и 2
потоплено, на берегу была уничтожена турецкая батарея. Однако главный
свой подвиг корабль совершил в Ионическое море в Патрасскому заливе.
25.10.1772 русские суда обнаружили у крепости Патрас турецкую эскадру
Мустафы-паши и 26.10 атаковали ее. Потеряв фрегат и 2 шебеки, турки
отошли под защиту батарей крепости. 27.10, лавируя под парусами, русская
эскадра обстреливала турецкие суда и крепость. 28.10 во время
Патрасского сражения, подойдя к турецким судам, эскадра открыла огонь
ядрами и брандскугелями. Все турецкие суда были уничтожены, фрегат
«Слава» сжег фрегат и 2 шебеки. И в дальнейшем фрегат небезуспешно
принимал участие в боевых операциях и в 1776 из Архипелага перешел в
Ливорно где был продан, а экипаж отправился в Россию. Ему на смену пришел 38 пушечный четырехмачтовый фрегат «Слава».
Заложен 27.8.1778 на архангельской ферфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен
22.5.1781, вошел в состав балтийского флота. Участвовал в «вооруженном
нейтралитете», затем перешел в Средиземное море в Ливорно, а в 1784 году
вернулся в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790.
30.6.1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта,
6.7 у острова Готланд участвовал в сражении со шведским флотом. После
боя сопровождал в Кронштадт поврежденные суда. С 5.8 по 16.11 в составе
отряда крейсировал у полуострова Гангут и Свеаборга. С 5 по 6.1789 в
составе отряда крейсировал в Финском заливе 2.7 в составе флота вышел из
Ревеля в море и 15.7 у острова Эланд участвовал в сражении со шведским
флотом, а затем крейсировал у островов Борнгольм и Готланд. 2.5.1790 во
время Ревельского сражения произвел 300 выстрелов по кораблям
противника; потери составили: 1 убитый и 2 раненых. В составе эскадры
вышел в море на поиск шведских судов и с 29.5 осуществлял блокаду флота
противника в Выборгском заливе: по диспозиции стоял во второй линии
главных сил. 22.6 во время Выборгского сражения атаковал шведскую
гребную флотилию, взял в плен 2 галеры. С 25.6 по 5.8.1790 в составе
отряда крейсировал у Свеаборга, блокируя шведские суда. Участвовал в
войнах с Францией 1792—1797 и 1798—1800. В 1793 и 1797 в составе эскадр
ходил в крейсерство к берегам Дании и Швеции. 1799 переоборудован в
портовое судно в Кронштадте. Следующим эстафету принял эскадренный броненосец «Слава». 22 марта
1901 года зачислен в списки судов Балтийского флотаи 19 октября 1902
года заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16
августа 1903 года, вступил в строй в октябре 1905 года. Особенно хочется отметить героизм русских моряков из экипажа линкора
«Слава». Этот корабль морально устарел уже в ходе постройки (он был
восьмым в серии), имел посредственные ТТХ, а дальнобойность немецких
кораблей значительно превосходила его возможности. Однако он стал личным
врагом Кайзера Вильгельма II! Водоизмещение 14415 т. Размерения 121.31x23.17x8.48 м За ним в бой вступил крейсер «Слава». Правда первое его имя было
«Молотов». Заложен 14 января 1937 года на заводе №198 им.Марти в
Николаеве (заводской номер 329), спущен 7 мая 1939 года, вступил в строй
14 июня 1941 года Участвовал в обороне Севастополя. Торпедирован 3
августа 1942 года. Для ремонта использована кормовая часть
недостроенного крейсера "Фрунзе". В основу проекта, получившего номер 26, был положен теоретический
чертеж крейсера "Эудженио ди Савойя" итальянской фирмы "Ансальдо". Для
"Эудженио ди Савойя" первоначально предназначалась и главная
энергетическая установка, которую теперь итальянцы решили продать СССР.
Прект оказался удачным и корабль получился живучим. При торпедной атаке 3
августа 42 г. Торпеда попала в шпангоут и кораблю оторвало 20 метров
кормовой части. Вместе с рулем и рулевой машиной. Гребные валы и винты
остались, правда один вал был сильно погнут. Кроме того отогнутый
обрывок кормовой обшивки работал как руль, вводя корабль в циркуляцию. В
кормовых отсеках погибло 18 человек. Однако в ГКП эти повреждения
заметили не сразу и корабль дошел своим ходом до Поти под
непрекращающимися атаками торпедоносцев и торпедных катеров противника. Водоизмещение стандартное 8200 т., полное 9780 т. Размерения 191.2x17.54x7.2 м 20 мая 1973 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 ноября 1976 года
заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2008),
спущен 27 июля 1979 года, вступил в строй 30 декабря 1982 года и 7
февраля 1983 года включен в состав КЧФ. 30 января 1983 был поднят Военно-морской флаг СССР на ракетном
крейсере "Слава" (ныне «Москва»), который стал пятым кораблем в истории
русского флота, носящем это имя… Боевой флаг предыдущего крейсера
"Слава" был передан новому кораблю и поднят последним его командиром —
контр-адмиралом Н. Б. Мясоедовым. Водоизмещение: полное 11 280, стандартное 9 500 т; длина 187 м, ширина 20.8 м. Честь имею! Yurasha. 2010 | |
|
Всего комментариев: 0 | |