01:53 А. Дюма. Собрание произведений | |
А. Дюма. Собрание произведений Произведения Дюма не знают пространных, "создающих
настроение" описаний, в них нет возвышенного лиризма, моральной
патетики; зато они чрезвычайно динамичны. Дюма овладевает вниманием
читателя путем планомерного развертывания действия, постепенного
усложнения его, искусного оттенения основных и поворотных моментов.
Многое в технике писателя объясняется требованиями фельетонного жанра, к
которому он весьма близок. Отсюда склонность к эффектам, к технике
детективного романа, сложная, но удобообозримая интрига, острый диалог,
лаконизм описаний и характеристик, разбивка на небольшие главы, финалы
которых, разрешая эпизод, служат завязкой для следующего. Все это
способствовало чрезвычайной занимательности романов Дюма, увлекавших
читателей и высокого интеллектуального уровня (К. Маркс, Менделеев и
др.). Д. отворачивается от современной ему буржуазной действительности. Его мир — мир сильной личности. Он любит изображать аристократию прошлого, французское дворянство эпохи расцвета его культуры, но также и выходцев из других классов, пробивающихся своими силами к богатству и почестям (набоб Монте-Кристо). Он влюблен в жизнь дореволюционной Франции, в "старый порядок", Великую французскую революцию изображает великим преступлением ("Le chevalier de la Maison Rouge"), но вместе с тем восхваляет карбонариев, греческих и славянских повстанцев и т. п. Иногда Д. даже фрондирует, драпируясь в наряды демократа. Одним из излюбленных его образов является бедный и благородный дворянин, окрыленный идеями дворянской чести, постоянно обнаруживающий высокую доблесть, безупречно владеющий шпагой. Но дворянин этот нередко обнаруживает и совсем не аристократические черты ловкого пройдохи, одерживая верх над аристократическими же противниками не прямой борьбой, а хитрой уловкой (д’Артаньян в "Трех мушкетерах", ср. также "Королева Марго"), что отнюдь не уменьшает симпатий к нему автора. С другой стороны, во второстепенном (а иногда и первостепенном) типаже Д. огромное место занимают характерные фигуры мещанской комедии и драмы, преданные и проницательные шуты, честные простаки-буржуа и крестьяне, угрюмые, но неподкупные ворчуны-моряки, верные старые слуги и т. д. Своеобразное противоречие в творчестве Д. легко разрешается при социологическом его анализе. Поставщик занимательного чтения для мелкой и средней буржуазии, Д. выступает в эпоху Июльской монархии — эпоху внутреннего расслоения французской буржуазии, политического главенства денежной аристократии, крупных афер, часто вызывавших обнищание мелких держателей вкладов. Отталкивание от крупной буржуазии и ее преуспевающих дельцов отразилось особенно четко в популярнейшем романе Д. "Монте-Кристо", острие которого направлено против оплота Июльской монархии — новой аристократии (полковник Морсер), бюрократии (прокурор Вильфор) и плутократии (банкир Данглар). Естественно, что при отсутствии у выражаемой им общественной группы своей культуры Д. обращается к культуре наиболее импонировавшего в недавнем прошлом класса, которая может быть противопоставлена ненавистной силе плутократии, — к культуре упадочной и потому ставшей приемлемой аристократии, в качестве вернопреданного слуги к-рой мелкий буржуа имел в "доброе старое время" свое, если не очень почетное, то все же узаконенное место под солнцем. Список книг ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ДЖУЗЕППЕ БАЛЬЗАМО: - ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ - КОРОЛЕВА МАРГО: - МОГИКАНЕ ПАРИЖА: - СОТВОРЕНИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ: - ТРИ МУШКЕТЁРА: - ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ: ИСТОРИЯ УЖАСЫ И МИСТИКА ЭРОТИКА Скачать: | |
|
Всего комментариев: 0 | |