10:37 ПВО-шный детектив (1 часть) | |
Этот небольшой обзор-исследование написан Сергеем Селиным, замечательным парнем, сыном одного из офицеров того самого дивизиона ЗРК С-75, который "завалил" того самого Пауэрса. Я публикую его с разрешения автора, позволив себе мелкие, непринципиальные изменения в тексте. Мы знакомы с Сергеем заочно — по Клубу Сержантов Аташки и считаю, что его ник "Varjag Sergebor" вполне соответствует внешнему виду и внутреннему содержанию! Кстати: публикация получается юбилейная — нынче будет ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ! Так-что — С ПРАЗДНИКОМ! Наверно уже мало кто помнит, даже те, кто видел всё это событие своими глазами, которое развернулось на глазах жителей Свердловска, возбуждённых минувшей Пасхой и сменивших её Первомаем. В тот день, 1 мая 1960 года погода выдалась просто чудо. Тепло, солнечно, не единого облачка на небе. В самом Свердловске и городах в его окрестностях где-то уже прошла демонстрация, где-то ещё размахивали транспарантами трудящиеся, проходя мимо трибун с местными «вождями». Народ веселился и ликовал, погода тому способствовала. Уже ближе к окончанию демонстрации высоко в небе вдруг стали раздаваться резкие сухие хлопки разрывов и появляться небольшие облачка. Возбуждённый народ ещё более возликовал неожиданному салюту, приветствуя разрывы криками «Ура!!!!». Салют устроила 57-я Зенитно-ракетная бригада (ЗРБР) ПВО (командный пункт дислокации г. Берёзовский), и совсем не петардами, а боевыми ракетами. Не многие из демонстрантов поняли, что происходит в небе, а те, кто понял, наверняка впал в шок, заподозрив, что этот салют неспроста. Многие увидели, как из одного из облачков вывалились обломки самолёта и стали падать в сторону Дегтярска, а на востоке города в районе аэропорта Кольцова тоже появлялись облака разрывов с оранжевым заревом, и в небе висел купол парашюта. Небо было перечерчено инверсионными следами от ракет и самолётов, которые на высоте ветерок быстро раздувал в замысловатые гнутые линии. Впервые в истории зенитно-ракетных войск ПВО произошёл настоящий противовоздушный бой с самолётом нарушителем, находившимся в небе не где-нибудь над границей, а можно сказать в самом центре Союза. Скоро уже полувековая дата исполнится тому событию. Уже многие свидетели и участники того боя ушли в мир иной, а кто ещё живы, уж забыли совсем. Но тем и интересно событие, что забыли….. И, похоже, даже всего не знали. Или наоборот, были уверены, что знали. А была ли тогда, да и потом, сказано всё? Как гласит история, утром 1 мая 1960 года в воздушное пространство СССР вторгся в очередной раз самолёт-нарушитель. Что это был за самолёт, в войсках уже знали, так как эти самолёты уже почти три года безнаказанно, словно насмехаясь над бессилием авиации СССР, летали, где хотели и как хотели. Это были высотные разведчики Lockheed U-2. Летая на высоте 20000-24000метров в стратосфере, они фотографировали интересующие их объекты, причём качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолётах, стоящих на аэродромах. Наши перехватчики МиГ-19 могли забираться лишь на 17500 метров, и то для этого разгоняясь и выскакивая на высоту, как артиллерийский снаряд, где могли удержаться лишь несколько секунд, после чего сваливались вниз. К этому времени в ВВС начал поступать новый высотный истребитель-перехватчик Т-3 (Су-9), но он был ещё в стадии «притирания». Этим майским днём, уже не впервые, ЦРУ предприняло очередную попытку пролететь над территорией Урала, так как ранее туда забирались, долетая до военных объектов Туры, но облачность не позволила провести необходимую фоторазведку. В этот раз ЦРУ было интересно получить снимки объектов, которые находились в районе между Челябинском и Свердловском. Уж очень привлекал американскую разведку этот район. И вот, «Леди Дракон», как называли сами американцы самолёт U-2, управляемый Гарри Френсисом Пауэрсом, уже 4 часа летел в нашем воздушном пространстве. Его маршрут от Аральского моря был проложен на Свердловск, далее Киров и оттуда в сторону Норвегии, где он должен был посадить свой самолёт на аэродроме в Будё. Подробности происшествия в день Первомая станут достоянием широкой общественности во время майской сессии Верховного Совета СССР. Нижесказанное вполне можно считать официальной версией событий. «…Первая же советская ракета сбила американский самолет-шпион U-2…» Спустя неделю отличившиеся при уничтожении самолета и задержании Гарри Пауэрса будут награждены орденами и медалями. В частности, орденом Красного Знамени — М. Воронов, Н. Шелудько и С. Сафронов. Первые двое — ракетчики. Третий — летчик, награжденный посмертно. О деталях происшедшего на Урале из Указа Президиума Верховного Совета узнать было нельзя. А они были таковы. По самолету-шпиону было выпущено семь ракет. Первая из них обрубила У-2 хвостовое оперение, после чего тот стал, кувыркаясь, падать с 20-километровой высоты. Пауэрс покинул самолет, перевалившись через борт. Когда неуправляемая машина достигла высоты десять километров, она вошла в зону поражения другого ракетного дивизиона, которым командовал капитан Н. Шелудько. Здесь самолет-шпион настигли еще три ракеты. Остальные три достались истребителю МиГ-19, пилотируемому старшим лейтенантом С.Сафроновым. (http://www.airwar.ru/history/locwar/xussr/pauers/pauers.html) (Кто сбил Пауэрса) Но до того как ракетчики 57-й ЗРБР начали работать по цели, в воздух был поднят случайно оказавшийся на аэродроме в Кольцово истребитель Т-3 (Су-9) под управлением капитана Ментюкова, несмотря на то, что пилот не имел высотно-компенсирующего костюма и самолёт не был вооружён, так как перегонялся из завода в Новосибирске в Белоруссию в Барановичи. Уже в воздухе пилоту была поставлена задача таранить нарушителя. Из-за отсутствия опыта навести на цель его не смогли, и он проскочил немного выше U-2, оказавшись впереди его на 8-10 км. Разница в скоростях самолётов была огромна: — U-2 летел со скоростью порядка 750 км/ч, в то время как Су-9 имел скорость свыше 2000 км/ч. Ментюков: «Мне сообщают, что я обгоняю цель на расстоянии 8 километров, проскакиваю ее. Генерал Вовк кричит мне: "Выключай форсаж: сбавляй скорость!" "Нельзя выключать", я тоже вскипел, поняв, что на КП не знали, как использовать и наводить Су-9. "Выключай, это приказ", передал еще раз генерал. Чертыхнулся и выключил. И тут новый приказ: "Уходи из зоны, по вам работают!" Кричу: "Вижу". В воздухе к тому времени появились сполохи взрывов, одна вспышка чуть впереди по курсу, вторая справа. Работали зенитные ракетчики. Первым огонь по самолету-нарушителю открыл зенитный ракетный дивизион (ЗРДН), которым командовал капитан Николай Шелудько. Однако к тому времени самолет Локхид U-2 вышел из зоны поражения и стал огибать город, а потому ракеты не настигли его. Разворачиваюсь, ухожу из зоны огня, продолжает рассказ Игорь Ментюков, а затем спрашиваю о местонахождении цели. Мне с КП: «Цель сзади". Предпринимаю новый разворот, но чувствую, что падаю. Шел ведь без форсажа, не заметил, как скорость понизилась до 300 км/ час. Свалился на 15 тысяч метров. А с КП: «Включай форсаж". Зло опять взяло, кричу: "Надо знать, как и на каких скоростях он включается". Разогнал самолет до 450 километров, пробую включить форсаж, хотя он включается при 550 километрах. В это время загорается лампочка аварийный остаток топлива. Становится ясно — наведение сорвалось. Дают указание — тяните до Кольцова". (http://www.webslivki.com/u11_2.html) (Пауэрс, самолёт-шпион U-2) Когда Пауэрс безнаказанно пролетел над Челябинском и вошел в боевую зону зенитных ракетных частей, прикрывавших Свердловск, о чем доложил офицер наведения, с КП поступила команда — "Уничтожить". Пауэрс в это время находился в зоне ракетного дивизиона, которым командовал, точнее, исполнял обязанности командира, майор М.Воронов. Решение на уничтожение Пауэрса было несколько затянуто, и когда офицер наведения утопил кнопку пуска первого канала, тот уже оказался в зоне запрета, и ракета не стартовала с этого канала. Короче говоря, подчиненным Воронова удалось пустить ракету, когда Пауэрс уже стал удаляться. Она настигла самолет вдогон, обрубив хвостовое оперение. К слову замечу, что это был первый настоящий боевой пуск в истории советских зенитных ракетных войск. Расположенный позади пилота мощный двигатель принял на себя основной конус осколков и спас летчика от неминуемой гибели. На экранах наведения на месте встречи отметок от цели и ракеты образовалось облако светящихся брызг, потом все исчезло. Экраны стали светиться ровным зеленоватым светом. — Встреча! Разрыв! — доложил офицер наведения старший лейтенант Э. Фельдблюм. Однако утверждать с полной определенностью, что цель прекратила свое существование, никто не отважился. Это сейчас любой оператор станции наведения ракет точно скажет: уничтожена цель или нет. Тогда же возникли сомнения: — а если нарушитель применил помехи и под их прикрытием резко снизился и ушел из зоны поражения? В это время из другого ракетного дивизиона, которым командовал майор В.Шугаев, поступил доклад: — Есть цель! Вижу пару в зоне поражения! Что делать? Откуда взялась эта "пара"?! В воздухе авиации нашей быть не должно. А из Москвы категоричный приказ: нарушителя уничтожить, во что бы то ни стало! Боевыми действиями расчета на командном пункте зенитных ракетных
войск ПВО руководил в тот день полковник И. Певный — опытный
артиллерист-ракетчик. Здесь же находились, так сказать, для контроля
первый заместитель командующего группировкой генерал Солодовников и член
Военного совета генерал Чубаров. Когда с ракетной "точки" Шугаева
поступил доклад о появлении в зоне поражения пары истребителей,
полковник Певный определил: "Свои!" Тогда генерал Солодовников сам взял микрофон и поставил задачу командиру зенитного полка, который в свою очередь приказал Шугаеву: — Цель уничтожить! С ракетной "точки", опалив землю огнем, взмыла в небо ракета. За ней вторая, потом третья... Ведущий пары "мигов" капитан Айвазян, летевший впереди, заметил пуск ракет с земли, мгновенно сориентировался, сделал противоракетный маневр и ушел в пике на малую высоту. Следовавший за ним старший лейтенант Сафронов не успел... В официальных донесениях об уничтожении Пауэрса фигурирует цифра — семь. То есть по нарушителю (а на самом деле, как мы знаем, не только по нему) было выпущено семь ракет. В действительности ракет было израсходовано восемь. Восьмую пустил по своему истребителю Су-9 дивизион соседней зенитной ракетной части. Су-9, как справедливо отмечает в своих воспоминаниях пилотировавший его капитан Ментюков, поднял в воздух генерал Вовк по соответствующей команде авиационных начальников из Москвы, не доложив командующему группировкой генералу Коршунову и не известив ракетчиков. Барражируя в небе над Свердловском, Ментюков случайно пересек границу зоны поражения одного из ракетных дивизионов части, которой командовал полковник Ф.Савинов. Был обстрелян. Счастье Ментюкова в том, что он сразу же вышел из зоны, и ракета не настигла его, уйдя на самоликвидацию. Стоит, наверное, рассказать и о том, как было определено, кто и сколько ракет выпустил. И по кому. Для этого была довольно веская причина. Дело в том, что командир зенитной ракетной части полковник Савинов, обстреляв свой Су-9, был убежден, что именно его дивизион сбил Пауэрса. Он попросту не знал тогда, что кроме нарушителя в небе были свои истребители. Требовалось документально подтвердить, как обстояла ситуация. На крупномасштабной карте района мы нанесли точки дислокации ракетных дивизионов, Затем обозначили места падения остатков ракет. Потом красными линиями отметили курсы полета своих истребителей. Когда карту показали Савинову, он признал ошибку. Вскоре после работы в Свердловске комиссии из Москвы у нас в штабе зенитных ракетных войск состоялось партийное собрание. Присутствовал на нем и член Военного совета генерал Чубаров, впоследствии ставший заместителем члена Военного совета Войск ПВО страны. Собрание проходило бурно, и уже в самом начале его ракетчики задали Чубарову несколько вопросов. Вот некоторые из них: почему, вопреки запрету, в боевых зонах летали свои истребители? Почему главный виновник гибели летчика Сафронова генерал Вовк ушел на повышение? Почему полковнику Савинову, чей дивизион обстрелял свой же истребитель, присвоили генеральское звание? Почему обошли поощрением полковника Певного — начальника штаба ЗРВ, который правильно определил, что в воздухе находятся свои истребители, и отказался дать команду на их обстрел? – «В конце я обязательно отвечу на все ваши вопросы», пообещал нам генерал Чубаров. Но минут через десять ушел с собрания, сославшись на телефонный звонок из Москвы. На следующий день до всех офицеров штаба довели распоряжение генерала: "Запретить критику приказов и распоряжений командования!" И, наконец, последнее. Для тех, кто сомневается в изложенных фактах — в архиве ПВО хранятся материалы детального расследования событий 1 мая 1960 года, проведенного государственной комиссией. Основные выводы этого расследования полностью подтверждают мой рассказ. (http://www.airwar.ru/history/locwar/xussr/pauers/pauers.html) (Кто сбил Пауэрса) Уважаемый читатель, в выше сказанном мы видим официально изложенную участниками событий версию произошедшего, которую вот уже 50 лет принято считать истиной…. Но так ли это было? Многие писали об этом бое ракетчиков, делались различные выводы и заключения и даже Ментюков в 1996 году заявил, что U-2 сбил именно он, выскочив перед Пауэрсом на форсаже и вогнав того в штопор. (Игорь Федорив. Дело Пауэрса: Новый поворот через 36 лет. http://www.zn.ua/3000/3150/7341/) Уже полвека скоро эта «официальная версия» иногда появляется в прессе, свои взгляды на произошедшее событие изложил один из участников этого боя – Игорь Францевич Цисарь в статье «Первомайский юбилей» (http://www.combatavia.info/razvl65.html), в интернете нередко затевается спор на эту тему, даже фильм сняли – «Прерванный полёт Гарри Пауэрса». Кто-то безоговорочно соглашается с официальной версией, кто-то с недоумением, есть и такие, кто просто не верят в неё. Попытка разобраться во всём написанном, увиденном, услышанном привела к неожиданным результатам… НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ В ДЕЛЕ В журнале «Техника и вооружение» за 2002 год есть статья о боевом применении ЗРК С-75 (http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars0/wars_34_1.htm) Там есть интересные строки. Цитата: «Напротив, уничтожение 1 мая 1960 г. под Свердловском самолета U-2, пилотировавшегося Френсисом Гарри Пауэрсом, получило огромный пропагандистский резонанс, тем более что при этом удалось поймать американскую администрацию на явной дезинформации относительно якобы случайного нарушения советских воздушных рубежей. Разумеется, при этом скромно умалчивалось о некоторых нюансах, связанных с полетом U-2. Так, еще до подлета к Свердловску нарушитель был обстрелян одним из находившихся на его пути ЗРК С-75 при приближении к дальней границе зоны пуска. Однако отрабатывая, по-видимому, плановый разворот на заданном маршруте, Пауэрс вышел из зоны поражения."…. Судя по этому утверждению, события начали развиваться несколько раньше, чем упоминается в официальной версии. Наверно начиная с этой цитаты, и стоит попробовать разобраться в полувековой официальной версии. Итак, как нам уже 50 лет известно, в 5 утра по московскому времени через границу с Афганистаном в небо СССР, нарушив воздушные рубежи, вторгся высотный самолёт-разведчик под управлением Френсиса Гарри Пауэрса. С этого момента все Войска ПВО были приведены в боевую готовность № 1. Хрущёв в стиле "Штиблетом по Кузькиной матери" приказал сбить U-2 любой ценой. Сам по себе факт пролёта нарушителя в столь значимый для СССР день был просто пощёчиной от администрации США Не будем вдаваться в подробности, как Пауэрс долетел до Южного Урала и миновал два зенитно-ракетных дивизиона 37-й зенитно-ракетной бригады (командный пункт г. Кыштым) 19-го корпуса ПВО (командный пункт г. Челябинск), которые по разным причинам не оказались готовыми к стрельбе. Почему так получилось – история трактует по-разному. Наконец, направляя свой U-2 в сторону Свердловска, в районе оз. Синара самолёт Пауэрса оказался в зоне поражения ещё сразу двух ЗРДН той же 37-й бригады. Один располагался на западном берегу оз. Щелкунское – 6-й ЗРДН, а другой – 5-й ЗРДН в 6 км к югу от с. Полдневая. Нигде и никогда не упоминались эти два ЗРДН, хотя Пауэрс летел на Свердловск между ними. U-2 шёл на высоте около 20700м. со скоростью порядка 750 км в час. Погода в тот день была над Уралом просто чудесной – солнечной, без единого облачка. Направление Пауэрс держал на восточную часть Свердловска, намереваясь обойти город с востока и далее на Киров. Изначально маршрут пролегал чуть ближе к Щелкунскому ЗРДН, (6-й ЗРДН 37-й ЗРБР), но там шли регламентные работы, и часть аппаратуры была отключена. Сейчас уже сложно установить, почему командование 37-й бригады тянуло с командой на пуск 5-му ЗРДН, где командиром был подполковник Новиков. Может никак не могли прийти в себя от факта, что цель миновала уже два ЗРДН, пройдя через их зоны поражения, и надеялись, что стрелять будет Щелкунский ЗРДН, который хоть и был на регламентных работах, но успел привести технику в боевую готовность. Успеть-то успел, но сгорел магнетрон и ЗРДН стал не боеготов, вследствие чего команду на пуск отдали Новикову, которому пришлось выполнить стрельбу находясь в крайне сложном положении, цель уже пересекла параметр т.е. стала удаляться. Пуск осуществлялся вдогон на дальней границе зоны пуска, и соответственно встреча ракеты с целью произошла в районе дальней границы зоны поражения. Поэтому возможно успели пустить только одну ракету вдогон. Прошла команда К-3 (ближнего взведения радиовзрывателя – необходимое и обязательное условие для поражения цели), по экранам индикаторов боевой расчет наблюдал и встречу, и подрыв ракеты. После взрыва ракеты цель некоторое время сопровождали с незначительной потерей высоты и с некоторым отклонением от прежнего курса. Визуально видели, как из облака взрыва ракеты некоторое время тянулся небольшой белый след в сторону Свердловска. Можно предположить, что это вытекало авиационное топливо из поврежденных баков самолета, ведь на таких высотах авиационный керосин при поражении цели практически не воспламеняется. Боевой расчет 6-го ЗРДН (оз. Щелкунское) тоже наблюдал картину боя на своих экранах индикаторов. Когда Новиков доложил в Кыштым, в штаб бригады о результатах стрельбы, там долго переспрашивали, "Точно попали или нет?", так как в штабе была не самая "здоровая атмосфера" из-за того, что цель прошла над четырьмя ЗРДН бригады и только в последний момент успели пустить одну ракету. Когда командир Щелкунского ЗРДН подполковник Любин подтвердил попадание ракеты Новикова и снижение цели (которую вскоре вообще потеряли) в штабе уже решились докладывать в Челябинск – в штаб корпуса. Время неумолимо шло и уходило. Если допустить, что U-2 получил повреждения из-за осколочного воздействия от срабатывания боевой части ракеты, – фугасного действия на такой высоте практически нет, то цель могла всего лишь получить повреждение отдельных важных систем, а именно двигателя, хвостового оперения и других элементов без физического разрушения цели в воздухе. Пауэрс подтвердил, что он падал вместе с самолетом, пока не выпрыгнул с парашютом на высоте приблизительно 5 км — значительно меньшей, чем высота полета до его поражения. Сам Пауэрс вообще даже не понял, что взорвалось позади его самолёта. Из стенограммы суда: Руденко: На какой высоте Вы продолжали полет — на высоте 66 тысяч футов? (прим. автора: около 20 км). Пауэрс: По мере того как горючее расходовалось, уменьшался вес самолета и я набирал высоту. Руденко: На какую высоту Вы забрались? Пауэрс: Примерно на высоту 68 тысяч футов (прим. автора: около 20700 м), может быть, немного меньше или больше. Руденко: Именно на этой высоте — 68 тысяч футов — Вы летели в районе Свердловска? Пауэрс: Да. Руденко: Именно на этой высоте — 68 тысяч футов Вы были сбиты советской ракетой? Пауэрс: Да, что-то на этой высоте меня сбило. Руденко: Вы сказали, что Вас что-то сбило? Пауэрс: Да, я не видел точно, что меня сбило. Руденко: Но именно на этой высоте Вы были сбиты? На вопрос, где это и как произошло, он ответил: «Полет продолжался уже четыре часа. Заметив аэродром, не отмеченный на карте, (прим. автора: Кольцово – прямо по курсу) я зафиксировал и его. Мой курс должен был пролегать прямо над ним. Внезапно раздался глухой удар, самолет резко рвануло вперед, и чудовищная оранжевая вспышка озарила кабину и небо. (прим. автора: на такой высоте вспышке взрыва не от чего отражаться, облаков нет, поэтому возможно, летчик видел вспышку в зеркалах, расположенных в кабине, и ракета, видимо, взорвалась совсем не снизу под самолётом). Самолет тотчас начал падать, и я почувствовал, что вот-вот отвалятся крылья и хвост. Возможно, прямое попадание не достигло самолета, но ударная волна и осколки повредили его... Это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч футов... Меня сбили примерно в 25-30 милях (прим. автора: 40-48 км) южнее или юго-восточнее города Свердловска. В этот момент я летел довольно точно по курсу..." (кстати – даже от центра Свердловска это ещё зона поражения ЗРДН Новикова, – Косулино гораздо ближе к Свердловску, – почти рядом с аэродромом Кольцово) который видел Пауэрс и направлялся на него. Нужно не забывать, что U-2 это самолёт разведывательный в том числе с фотоаппаратурой и если есть необходимость сделать снимки того или иного объекта, он будет идти точно по курсу. По курсу был неизвестный аэродром и с большой долей вероятности, Пауэрс держал курс на него. Вполне вероятно, что попадание было, если его подтвердили с соседнего ЗРДН. U-2, как идеальный планер, просто стал планировать, теряя высоту в направлении на п. Поварня, где и упал на вспаханное поле. Интересен тот факт, что один из участников того события, Цисарь Игорь Францевич, который ранее написал свою статью "Первомайский юбилей" (http://www.combatavia.info/razvl65.html) при личном общении по телефону, поведал, что U-2 упал так "мягко", что у него только одно крыло отлетело. Фото из музея ЦРУ. Деревянная модель самолета-шпиона U-2, сбитого 1 мая 1960 под Свердловском. Эта модель была предоставлена на слушание в Сенат. Её лично сломал Г. Ф. Пауэрс, показавая, какие повреждения получил U-2 при падении. (http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1068380460) Пауэрс на слушаниях в Сенате с моделью U-2. В журнале "Огонёк" за май или июнь 1960 года есть фотографии, где на фоне сбитого U-2 стоит группа офицеров. Самолёт действительно не выглядит, как после падения с двадцатикилометровой высоты (особенно если вспомнить фотографии разбившихся в авиакатастрофах самолётов, падавших с меньших высот, где обломки разлетаются на мелкие детали). Фото сбитого U-2 с сайта http://www.aerospaceweb.org/question/history/q0013.shtml Можно допустить, что тот самый небольшой белый след из облака взрыва ракеты, был следом выбрасываемого топлива, после чего самолёт значительно разгрузился. А когда Пауэрс выбрался из кабины, тем самым облегчив нос самолёта, U-2 получил дополнительный угол атаки. U-2 самолет высотный, дозвуковой, с очень большим запасом топлива. Если все топливо вытекло, то планер легкий и на малой высоте испытывает большое аэродинамическое сопротивление. На малой высоте он и с движком не мог набрать высокой скорости, а уж парашютировать должен вообще с низкой скоростью снижения. Наверно стоит обратить внимание на тот факт, что сам Пауэрс опустился на парашюте недалеко от своего самолёта, а это может говорить о том, что покинул он его не сразу после попадания ракеты. Конечно, его могло и ветром снести, но как-то слишком точно и далеко снесло. Капитан Ментюков, который взлетал на Су-9, чтобы таранить U-2, тоже упоминает, что планер самолёта вполне сохранился: «Где-то после обеда к нам, в Кольцово, привезли фюзеляж и крылья У-2, а также останки самолета Сафронова. По первому видно было, что он просто сам по себе развалился, а второй в клочья разнесла ракета. Фюзеляж У-2 ударился об землю хорошо, хвостом. Одна плоскость отлично приземлилась. Другая ударилась ребром – немного помялась. А фонарь вообще, как будь-то взяли его и сбросили" (Игорь Федорив. Дело Пауэрса: Новый поворот через 36 лет. http://www.zn.ua/3000/3150/7341/)Кстати, – в сети есть рассказ, где упоминается Михаил Наумович Берман (http://niva-kz.narod.ru/Jurnals/10-2007.pdf), в то время бывшего директором совхоза "Косулинский", который рассказывает следующее на этот счёт: «Когда самолёт стал падать, и до земли оставалось около пяти километров, Пауэрсу удалось выпрыгнуть из машины. В силу своего устройства, оставшийся без пилота, U-2 спланировал и упал, получив при этом повреждения. Местные колхозники обнаружили буквально свалившегося с неба Пауэрса и, проявив бдительность, привезли его в подразделение майора Воронова. Самолёт Пауэрса упал недалеко от деревни Поварня – центральной усадьбы хозяйства". Откуда директор совхоза мог знать тонкости падения U-2? Все очень просто, тогда армия помогала совхозам, а совхозы армии и за "накрытой поляной" языки, бывало, развязывались по дружбе, а может быть Берман сам был фронтовиком (что скорей всего) и имел представление о том, как падают самолёты. В какой-то степени это тоже подтверждение того, что самолёт упал, планируя, не разлетевшись по площади на несколько километров. Ментюков (летчик перехватчика Су-9), перегонявший из завода Су-9 и совершив промежуточную посадку в Кольцово, был поднят в воздух на безоружном самолёте, не имея высотно-компенсирующего костюма, с заданием таранить U-2. В штабе армии боялись, что Пауэрс обойдёт позиции ЗРДН, и шли на всевозможные попытки достать нарушителя любой ценой. МиГ-19 для этого не годились – у них потолок был значительно ниже. Окончание следует. | |
|
Всего комментариев: 0 | |