Понедельник, 23.12.2024, 04:03 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Апрель » 1 » Ноотропы - умные «колеса»
11:55
Ноотропы - умные «колеса»
846dffc4_big.jpg


Термин «ноотропный» в переводе с греческого означает «меняющий разум». Вещества, причисляемые к ноотропам (cognitive- или neuroenhancers) действуют на высшие интеллектуальные способности человека, в ряде случаев заметно усиливая их. Естественно, такие свойства ноотропов приковывают к ним самое пристальное внимание.


Активность фармацевтических компаний подогревается наличием двух огромных рынков сбыта: пожилых людей, страдающих от неминуемых возрастных дегенеративных проблем, и разнообразных здоровых служащих и учащихся, желающих повысить успеваемость в самом широком смысле слова. Мотивы и практики этой второй группы особенно интересны.

Сегодня термин «ноотропы» употребляют в первую очередь для обозначения веществ, действующих на сознание относительно мягко, без нежелательных с точки зрения медицины побочных эффектов. Но мы не будем ограничиваться такими рамками, ведь улучшает мышление множество субстанций, употребляемых человечеством с древнейших времен. Поэтому прежде чем перейти к собственно smart drugs, поговорим об их «родственниках» - стимуляторах, тем более что граница между ними размыта.

Старый добрый кофеин

Кофеин - не только самый популярный в мире cognitive enhancer, но и вообще самое употребляемое психоактивное вещество. В странах Запада его принимает до 90 процентов населения. Всего, как считается, ежегодно мы поглощаем 120 тысяч тонн кофеина из чая, кофе, какао, орехов колы и других растений.

При такой популярности механизм действия кофеина относительно хорошо изучен: это антагонист аденозиновых рецепторов в мозге. Аденозин играет ключевую роль в клеточной передаче энергии, а кроме того служит нейротрансмиттером ингибирующего типа - проще говоря, участвует в стимуляции сна и подавлении бодрости, балансируя работу мозга. В норме уровень аденозина выше, когда мы не спим. Особенно много его выделяется в случае гипоксии, ишемии, судорог. Замедляя деятельность нервных клеток, аденозин защищает их от повреждения, а также увеличивает кровообращение.

Вот с таким полезным веществом и конкурирует кофеин. Связываясь с аденозиновыми рецепторами, он, в отличие от самого аденозина, не активирует их. В итоге на 20-30 процентов уменьшается мозговой кровоток, а нейроны растормаживаются. Субъективные ощущения вам наверняка известны.

Под воздействием кофеина люди заметно лучше выполняют тесты на внимание и память, но только в случае, если не употребляют его регулярно и помногу. Заядлых кофеинщиков, которых среди взрослого активного населения большинство, чашка чая или эспрессо просто приведет в норму, но не выше. Дело в том, что организм реагирует на регулярное потребление кофеина увеличением числа аденозиновых рецепторов.

Тем не менее кофеин активно применяется тогда, когда надо быть в особенной форме. Его широко используют военные и специальные подразделения. В США выпускается армейская жевательная резинка, 80 процентов кофеина из которой всасываются и начинают действовать всего за 5 минут. Кроме того, огромные количества кофеина употребляют студенты. Но в последние годы они стали предпочитать более мощные вещества.

Гитлер, «винт» и дети

Начиная с конца 1990-х, в США наблюдается быстрый рост продаж психостимуляторов - Риталина, Аддерала, Провигила и т.д. Эти препараты используются в Северной Америке и ряде американизированных европейских стран для коррекции поведения детей и взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (ADHD) - они помогают концентрироваться. Кроме того, стимуляторы используются при нарколепсии (спонтанной необоримой сонливости), а неофициально - при депрессии и обжорстве (они подавляют аппетит).

c04fd419_big.jpg


Наиболее классический, модельный стимулятор - амфетамин (Аддерал), широко распространившийся перед Второй мировой и запрещенный во многих странах. Этот ближайший аналог отечественного «винта» (кустарного метамфетамина) вызывает бодрость, прилив энергии и эйфорию, помогает концентрироваться на выполняемом деле. Амфетамин взаимодействует с рецепторами нейротрансмиттера дофамина и влияет в головном мозге на так называемую систему подкрепления, ответственную за удовольствия.

Официально основная масса амфетамина и его аналогов поглощается американскими гиперактивными детьми, родители которых одного Аддерала покупают больше чем на миллиард долларов в год. Еще один популярный детский психокорректор - Риталин (метилфенидат), по действию напоминающий кокаин.

Естественно, вещества с такими свойствами давно употребляются как наркотики. Это часто приводит к амфетаминовым психозам с их особо интенсивной паранойей. Пагубная зависимость встречается везде. Например, в 1960-е пристрастившийся к метилфенидату высокопоставленный советский дипломат устроил бойню в центре Москвы, открыв огонь из табельного оружия.

Амфетамины издавна применялись военными, особенно популярны они были в Японии, где их принимали, в частности, камикадзе. В России и Германии для военных и специальных целей выпускался препарат Первитин (метамфетамин), принимая который бойцы могли не спать несколько дней и не чувствовали усталости. Правда, потом наступал длительный и болезненный период восстановления. Нацисты фактически отказались от амфетаминов к 1941 году, но лично Гитлер принимал их до конца.

Людей гражданских и творческих привлекают в амфетаминах субъективная ясность мыслей, их могучий поток, заряд энергии. «Под скоростью» творили писатели Джек Керуак, Хантер Томпсон и Филип Дик, математик Пол Эрдош и музыкант Лемми из группы Motorhead. Платой за химическое вдохновение стали депрессии и расстройства психики. Например, Филипу Дику начали являться говорящие собаки с Сириуса.

Космическая бодрость

С такими побочными эффектами и мириться сложно, поэтому человечество работает над новыми стимуляторами. Самый интересный из них - модафинил - был открыт французами в конце 1970-х. С одной стороны, он действует подобно амфетамину, активируя передачу нервных импульсов дофамином и норадреналином и воздействуя на мозговые центры подкрепления. С другой - увеличивает уровень гистамина в гипоталамусе. Благодаря этому модафинил не столько вызывает эйфорию и гиперактивность, сколько не дает заснуть.

Как это водится в психофармакологии, точный механизм действия модафинила до сих пор не известен, но токсичность у него слабая. Официально в большинстве стран его разрешено использовать при нарколепсии, расстройствах цикла снабодрствования у сезонных рабочих и дневной сонливости.

656a6f38_big.jpg


На индивидов, не страдающих проблемами со сном, модафинил также действует привлекательно, помогая бороться с усталостью. Сейчас он постепенно вытесняет амфетамины из армейского оборота. На модафинил уже перешел Иностранный легион, его используют в американской авиации и спецназе. Кроме того, модафинил имеется на Международной космической станции, официально он доступен экипажу «для оптимизации производительности при усталости».

О собственно ноотропном действии модафинила ведутся споры. Большинство тестов демонстрирует улучшение объема краткосрочной памяти, скорости выполнения арифметических операций и распознавания образов. На внимание и так называемые исполнительные функции (планирование, осознание значимости стимулов и т.д.) влияние модафинила не столь выражено.

Производитель препарата, компания Cephalon, пыталась всячески монетизировать свой патент на модафинил. Когда получить разрешение на его использование при детской гиперактивности не вышло, компания начала постепенно рекламировать модафинил как средство от усталости, де-факто призывая к его использованию шире, чем было обозначено в официально одобренном списке показаний.

Сейчас, по данным самих изготовителей, 90 процентов потребителей принимают препарат не по одобренным показаниям, а для борьбы с сонливостью, рассеянностью, депрессией, стрессом, для повышения трудоспособности. В 2008 году Cephalon не повезло - бывший топ-менеджер сдал компанию американским властям, и за неправильный маркетинг трех препаратов, включая модафинил, пришлось заплатить 425 миллионов долларов штрафа.

Сейчас легального модафинила в мире продается примерно на 1 миллиард долларов. Патент на него уже истек, и Cephalon сейчас платит крупнейшим производителям дженериков, чтобы они не выпускали дешевые версии препарата на американский рынок до 2012 года. Это позволило компании в конце 2009 года поднять цену модафинила на треть. Сейчас пачка из 50 таблеток в США стоит около 450-700 долларов в зависимости от дозировки.

Классики и современники

Теперь вернемся немного назад, в 1960-е. Именно тогда был синтезирован первый истинный ноотроп - пирацетам (Ноотропил). Точный механизм его действия неизвестен. Предполагается, что пирацетам вмешивается в работу ключевых нейротрансмиттеров ацетилхолина и глутаминовой кислоты, а также меняет активность ионных каналов в мозге. Он улучшает кровоснабжение, оказывает нейропротекторное действие и стимулирует передачу нервных импульсов между двумя полушариями. Ацетилхолин и глутаминовая кислота играют основополагающую роль в процессах обучения и запоминания.

Пирацетам открыл в 1963 году химик Корнелиу Джурджеа, выходец из павловского Института физиологии, затем работавший в Бельгии. Он же придумал термин «ноотропный» для обозначения эффектов вещества.

Пирацетам и его аналоги обычно оказывают действие не сразу, а через несколько дней или недель. В обычных дозировках они не вызывают заметной стимуляции и эйфории, а следовательно, привыкания. Зато заметно улучшаются память, внимание и исполнительные функции, координация движений и общая скорость выполнения операций.

В отличие от большинства психотропных веществ у пирацетама очень мало побочных эффектов, поэтому он популярен в терапии пожилых людей и жертв всяческих инсультов, черепно-мозговых травм, ишемии и т.п. Здоровые люди принимают его реже, в первую очередь, из-за отсроченного эффекта. Кроме того, пирацетам не защищен патентами, плохо известен в США и не интересует крупные фармкорпорации.

f3a4b708_big.jpg


Еще меньше известен там близкий «родственник» пирацетама, уникальный отечественный препарат фенилпирацетам (Фенотропил). О его действии информации еще меньше, но факт в том, что оно наступает быстро, в течение пары часов. Среди эффектов - общая стимуляция и улучшение когнитивных функций. Фенотропил разработали в Институте медико-биологических проблем РАН для наших космонавтов, которые его с успехом употребляли на орбите для борьбы с повышенными нагрузками. Сейчас это самый популярный российский ноотроп и smart drug. 10 таблеток стоят около 350 рублей, рецепт спрашивают редко. Фенотропил - самый продаваемый препарат одного из лидеров российской фармы, компании «Валента».

«Мозг прочищается, настроение поднимается, эйфория с самого утра!!!», «Появились ощущения мышц, как будто движения становятся плавными и мощными. И в голове, как будто вот-вот дым пойдет из ушей» - пишут о нем юзеры с форума российских трансгуманистов. А вот цитата из посвященного Москве выпуска международного контркультурного журнала Vice: «Я проглотил русскую таблетку наутро, намереваясь поработать над статьей. Через 30 минут я испытал чистейший в своей жизни «скоростной» кайф. Теперь я на Фенотропиле. 100% концентрация. Лучше, чем Аддерал. Идеален для биатлона».

Биатлон тут не случаен: на Западе фенилпирацетам знают под названием «карфедон». Это слово хорошо известно телеболельщикам: на карфедоне погорело уже около десятка наших атлетов, в том числе биатлонистка Ольга Пылева. Впрочем, у зарубежных спортсменов выявляют чаще модафинил, ведь Фенотропил им достать сложно. Увы! На Запад Фенотропил никто не пустит, а ведь именно он мог бы стать «русским Гуглом» и «второй нефтью» модернизаций-инноваций.
Есть еще целый ряд отечественных и зарубежных препаратов, употребляющихся для улучшения когнитивных функций и производительности. Это лекарства против болезни Альцгеймера, БАДы, экстракт свиных мозгов и даже пропранолол, одно из самых популярных средств «от давления». Он убирает страх сцены у музыкантов и дрожание рук у хирургов, помогая концентрироваться. Еще в 1987 году исследование того, что принимают музыканты 51 классического оркестра в США, выявило, что пропранолол и его аналоги перед концертом употребляет каждый четвертый из них.

Лень и прогресс

Кто еще кроме спецназовцев, космонавтов, пенсионеров, скрипачей и спортсменов принимает «умные таблетки»? В основном - студенты и молодые трудоголики, но ситуация в разных странах весьма отличается.

В США определяющую роль играет эпидемическая распространенность диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (ADHD), при котором выписывают Аддерал (амфетамин) и Риталин. У большинства студентов есть доступ к этим рецептурным препаратам - если нельзя купить у гиперактивного соседа, можно пойти к доктору и описать известные симптомы. На модафинил также нужен рецепт, поэтому его получают через знакомых, нажаловавшись терапевту или заказав по Интернету у полулегальных продавцов. Примерно такая же ситуация наблюдается в Западной Европе.

По данным исследований, в кампусах университетов США с разной регулярностью употребляют стимуляторы и ноотропы от 5 до 35 процентов студентов. Так, учащиеся в Гарварде сообщают, что на ряде факультетов их принимает каждый четвертый.

Если смотреть шире Лиги плюща, то окажется, что костяк потребителей - не «ботаны» или патологические карьеристы, а, наоборот, более ленивые студенты, которые готовятся к экзаменам и сдают рефераты в последний момент. Это отчасти согласуется с представлением большинства ученых о том, что стимуляторы и ноотропы лучше помогают глупым, чем умным - им есть куда совершенствоваться. С другой стороны, все больше западных родителей обращается к психофармакологам с просьбой подобрать таблетки, чтобы их чадо попало в Гарвард.

Это богатые родители. А вот характерная цитата из доклада Британской медицинской ассоциации: «Равенство возможностей - четкая цель работы нашей образовательной системы, нацеленной на то, чтобы давать учащимся лучшие шансы по полноценному использованию своего потенциала и равноправному соревнованию со сверстниками. Избирательное применение ноотроповстимуляторов (neuroenhancers) людьми с более низкими умственными способностями или с неблагополучным социальным бэкграундом, не имеющими доступа к дополнительной подготовке, может улучшить образовательные возможности для этих групп».

Добавим, среди употребляющих Аддерал и модафинил студентов в 10 раз больше курильщиков марихуаны и в 20 - любителей кокаина. Это те, кому хочется и веселиться, и достигать некоторых успехов.

Среди взрослых поклонников «умных таблеток» больше офисных карьеристов. Показательно письмо читателя в журнал Wired: «Мой коллега начал употреблять модафинил и работает почти круглые сутки. Теперь шеф требует от меня тоже увеличить продуктивность. Что делать?». А вот признание служащего из Дели газете Times of India: «Не могу бросить зарплату в 20 тысяч только из-за того, что хочу спать после 12 часов работы».

Аддерал и модафинил употребляют чемпионы по покеру, а также ученые, особенно когда пишут заявки на гранты. Недавний опрос на сайте журнала Nature показал, что серьезную химическую помощь своему интеллекту время от времени оказывает 20 процентов респондентов. Общее отношение к веществам типа модафинила на Западе примерно такое же, как к косметической хирургии: взрослый человек волен сам принимать решения, его надо лишь предупредить о рисках.

В России ситуация другая. Амфетамин запрещен, но его тоннами производят подпольные лаборатории, ведь это один из самых популярных наркотиков. Поэтому используют его еще более неправильные студенты, чем на Западе.

Зато есть Фенотропил. По словам фармацевтов, молодежь его массово скупает в преддверии сессий, но никаких точных данных и исследований спроса нет. Модафинил среди образованной молодежи тоже популярен; скажем, учащиеся в МГУ и прочих серьезных вузах покупают его в Сети с доставкой из Индии. В итоге 1 таблетка обходится им в несколько раз дешевле, чем американцам. Но большинство населения страны ни о каких smart drugs не слышало.

Хорошо это или плохо? Вопрос широты применения и легального статуса стимуляторовноотропов прямо зависит от уровня развития общества, его системы ценностей. Потребительство и соревновательность, «личностный рост», стремление к комфорту и необходимость постоянно контролировать потоки информации неминуемо ведут к подсадке человечества на «мозговой допинг» - ведь его выгоды для многих очевидны. «Должна ли медицина улучшать здоровых людей? Не превратимся ли мы в рабов фармакологии?» - слышится со страниц The Times и New Yorker.

Вопросы интересные. Пока теоретики думают, практики употребляют.

Источник: S&T RF, Иван Стерлигов
Просмотров: 1325 | Добавил: Yurich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters