22:06 Михаил Иванович Пуговкин | |
В советском кино не было «звезд» в сегодняшнем понимании этого слова — в нем были кумиры. На фильмах, в которых сыграл Михаил Пуговкин (а их более ста), выросли миллионы людей нескольких поколений. Он стал любимым артистом нескольких поколений, прожил длинную экранную жизнь, и получил награды не только за свою артистическую деятельность, но и за боевые заслуги во время Великой Отечественной войны. Михаила Пуговкина называли королем комедии. За 60 лет в профессии он сыграл 99 ролей в кино. Михаил Иванович Пуговкин (настоящая фамилия — Пугонькин) родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Ярославской области в крестьянской и довольно набожной семье (его бабушка была церковной старостой), мать — тоже верила в Бога, была неграмотной. Стояла жаркая пора сенокоса, когда у крестьян Натальи Михайловны и Ивана Михайловича Пугонькиных родился третий сын, поскребыш. В честь двух дедов его назвали Михаилом. В доме и в деревне потом все называли Минькой. Пугонькины, как и большинство деревенских семей на Ярославщине, жили бедно. Ребенком Минька-Михаил носил в поле родителям и братьям обед, подростком помогал молотить хлеб, боронил, кормил скотину. Школа находилась в 40 км от Рамешек, ребятишек возили туда на лошадях. Маленький Минька все делал с шутками, прибаутками, но никто тогда не мог и подумать, что этот маленький паренек с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР. Талант Миньки проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. Без него не обходилась ни одна свадьба, приглашали и в соседние деревни. В 1936 году, из-за болезни мамы, которой требовалась серьезная операция, семья Пуговкиных переехала в Москву. Поселились у сестры Натальи Михайловны, в доме № 5 по Печатному переулку. В квартире было так тесно, что будущему народному артисту приходилось спать под отопительной батареей. Михаил Пуговкин устроился работать электромонтером на тормозной завод и тогда же увлекся художественной самодеятельностью. На сцене клуба имения Коляева, которым руководил А. П. Шатов, он играл купца Большова в пьесе А. Островского «Свои люди — сочтемся». То, что называют счастливым случаем в судьбе артиста, произошло именно здесь – в стенах клубного драмкружка, где будущий «король кинокомедий» постигал азы актерского мастерства. Однажды Михаилу в срочном порядке поручили заменить заболевшего исполнителя роли купца Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся». Окрыленный доверием, он за одну ночь выучил не только свою роль, но заодно и всю пьесу. Потом в течение двух лет играл купца Большова. В этом спектакле его увидел известный в то время режиссер Федор Каверин и был поражен: ведь артисту едва исполнилось шестнадцать лет! Вскоре Федор Николаевич пригласил Михаила в профессиональный театр артистом вспомогательного состава. В семье были против, еще бы: на заводе он получал зарплату 450 рублей в месяц, а в театре — всего 75. Только одна мама благословила Миньку, заметив: «Иди, раз душа просит. Правда, с таким лицом разве берут в артисты?» Позже режиссер Рошаль скажет: «Миша, у вас не лицо, а целая кинобудка, так и передайте своей маме». В 1940 году на спектакль с участием Михаила Пуговкина пришел известный кинорежиссер Григорий Рошаль. Он тогда готовился к съемкам фильма «Дело Артамоновых» и подыскивал актера на роль Степаши Боярского. Увидев Пуговкина, он решил предложить эту роль ему. «Хотите сниматься в кино?» — спросил Рошаль, после того как спектакль закончился. «Хочу», — чистосердечно признался тот, в душе не веря, что режиссером это говорится всерьез. «А петь, плясать вы умеете?» — не унимался Рошаль. «В деревне, где я родился, этим делом умеют заниматься все», — ответил М. Пуговкин. «Тогда завтра же приходите на студию. Я вас буду ждать», — и режиссер протянул руку для прощания. Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А уже через неделю, прибавив своему возрасту год, Михаил Пугонькин добровольно ушел на фронт. Первый бой принял на Смоленщине – колонна машин, в которых ехали еще даже не переодетые в военную форму ополченцы, подверглась налету немецких бомбардировщиков. Минька оказался в числе немногих, кому посчастливилось уцелеть. Отвоевав полтора года, он с тяжелейшим ранением ноги попал в госпиталь, где с трудом уговорил хирурга не делать ему ампутацию — все-таки артист… Там же, в госпитале, его по ошибке переименовали в Пуговкина, и уже под этой фамилией комиссованный фронтовик вернулся в Москву, где стал играть в драматическом театре под руководством Н. М. Горчакова — единственном из столичных театров, работавших в то время. Там Михаилу дали первую в его жизни главную роль — двадцатилетний актер с блеском сыграл Петра Огонькова в пьесе «Москвичка», о чем даже написала газета «Правда». — В этот спектакль меня ввели за неделю, — рассказывает Михаил Иванович. – И хотя драматургия, как отмечали критики, была слабовата, люди смотрели «Москвичку» с большим удовольствием. Мне очень приятно, что я до сих пор иногда встречаю зрителей, которые видели этот спектакль. Ведь многие из них прямо с просмотра уходили на фронт… В 1943 году знаменитый режиссер В. Петров пригласил Пуговкина на эпизодическую роль в эпохальной картине «Фельдмаршал Кутузов», где актер сыграл молодого солдата Федю, который погибает на войне во время Бородинского боя. Рядом с умирающим Федей сидел старичок-солдатик и держал его за руку. Федя со слезами говорил: «Семен, отпиши в деревню Липки, что под Рязанью, матушке моей, что сын ее Федор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество»... — После того как картину посмотрел Сталин, — вспоминает Михаил Иванович, — он сказал режиссеру: «Эпизод умирающего молодого солдата Феди будет вызывать у народа сострадание. А сейчас такое время трудное. Не надо этого показывать». И мой монолог вырезали. Я плакал. Эта сцена и сейчас есть: старик меня держит за руку, а потом в кадре — знамя. А моего монолога нет. Все артисты получили ордена, кроме меня. Сохранился бы этот монолог, и я бы тоже получил. На память о том, что я снимался в этом фильме, у меня осталась грамота. В том же 1943 году Михаил Пуговкин снялся в знаменитой кинокомедии «Свадьба» по А. П. Чехову. Вся его роль в этой картине заключалась в лихом исполнении танца. И хотя «Свадьбу» постоянно показывают по телевидению, мало кто знает, что на тот момент Пуговкин еще не оправился от ранения и пришел на съемку с открытой раной ноги, опираясь на палочку. — Снимая сцену пляски, оператор заметил пятна крови, — рассказывает актер. — Съемка остановилась. Дежурная медсестра сменила мне повязку, и я еще более азартно доплясал сцену. Такое бывает только в молодости... Позже Эраст Гарин в своей книге воспоминаний написал: «Во время съемок фильма «Свадьба» появился молодой Пуговкин, который сразу обратил на себя внимание». Для меня это было очень приятно. Повествуя о героических 40-х, невозможно обойти тот эпизод в судьбе актера, когда он написал письмо Сталину и тем самым спас жизнь своей матери. Сегодня Михаил Иванович вспоминает об этом так: — В годы Великой Отечественной войны был приказ Сталина — за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе — пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью — 13 человек женщин и детей (все мужчины были на фронте), мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп — было ведь голодное карточное время. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына». В то время, когда Пуговкин дебютировал в главной роли в спектакле «Москвичка», молодой художник Юрий Роу написал его портрет. Надпись на портрете: «Учись, друг у мастеров прошлого и настоящего, чтобы стать мастером будущего», по словам актера, предопределила его судьбу. Он понял, что ему действительно надо учиться, и в сентябре все того же 1943-го отправился на конкурсные испытания в Школу-студию, которую по завещанию В. И. Немировича-Данченко открыли при МХАТе. — В приемной комиссии было ни много ни мало двадцать народных артистов – Качалов, Москвин, Хмелев, Тарасова, Грибов, Прудкин и другие, — вспоминает Михаил Иванович. – Комиссия с удивлением узнала, что у меня три класса средней школы. Просмотрев документы, Москвин удивленно воскликнул: «Вы – артист! Уже артист! И хотите учиться?» «Мне нужно учиться, очень нужно учиться», — скороговоркой, чтобы не выдать волнения, ответил я. «Но у тебя три класса образования», — продолжал Иван Михайлович. И я рассказал, чуть сбивчиво, свою биографию. Москвин, внимательно выслушав, одобрительно кивнул. «Что будете показывать?» – спросили экзаменаторы. И я прочитал басню «Кот и повар». Комиссия заметно развеселилась. Ободренный явным успехом, я выпалил: «Могу и еще! Лирику». И начал читать Пушкина — «Мой голос для тебя и ласковый и томный»... И снова смех, перешедший в хохот. Выйдя из аудитории, расстроенный, я ругал сам себя: «Ну куда ты со своей физиономией лезешь читать Пушкина?» Но все закончилось благополучно, в списки студентов меня зачислили первым. Правда, Ивану Михайловичу Москвину самому пришлось поехать в управление Высшей школы и сказать, что аттестат об образовании утерян мной на фронте. Этой святой ложью Иван Михайлович очень мне помог... Во время учебы в Школе-студии при МХАТе Михаил Пуговкин внезапно влюбился в свою однокурсницу и стал настойчиво за ней ухаживать. В то же время за нею стал ухаживать и другой студент, будущая звезда советского экрана — Алексей Баталов. Однако девушка в конце концов сделала выбор в пользу Пуговкина, и вскоре они поженились. Особенно активно Пуговкин начал сниматься с 1952 года. За восемь лет Михаил Пуговкин снялся в 16 картинах! «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди», «Олеко Дундич». Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно его поразило. Примечательно, что большинство фильмов, в которых снялся Михаил Пуговкин, снимали или в Ялте, или в Севастополе. Играл моряков, боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу. Дружба актера с моряками продолжается до сих пор. После выхода фильма «Адмирал Ушаков» пресса, критики дружно отмечали: «Так искренне и неподдельно может играть только талантливый, одаренный природой актер». Незаурядная внешность Михаила Пуговкина говорила сама за себя. И пошли у актера одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссеры рассмотрят в нем новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра. самой «звездной» ролью Михаила Пуговкина в 50-е годы стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». Именно после нее к Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате 1955 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 40,37 млн зрителей. На волне этого успеха в 1957 году было снято продолжение — «Иван Бровкин на целине». И вновь успех у зрителей — 2-е место в прокате 1958 года. Конец 50-х годов принес много изменений в
жизнь нашего героя. Во-первых, в 1958 году Пуговкин ушел из Ленкома.
Во-вторых, в том же году женился во второй раз (с первой женой прожил 12
лет). На этот раз его женой стала эстрадная певица Александра
Лукьянченко. Познакомились они во время концертных гастролей, где
Лукьянченко выступала как певица, а Пуговкин был ведущим. Этот брак
тогда многих удивил. Например, Марка Бернеса, который иначе как
«крестьянином» Пуговкина не называл. А тут этот крестьянин женился на
эстрадной приме».
Одну из лучших своих работ в кино Пуговкин сыграл в конце 60-х. В фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» он сыграл Яшку-артиллериста. И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «втустепь». Однако как прекрасно актер их сыграл! В прокате 1967 года фильм «Свадьба в Малиновке» занял 2-е место, собрав 74,64 млн зрителей. Через год на Всесоюзном кинофестивале он был удостоен почетного приза. С фильмом Вениамина Дормана "Штрафной удар" в 1963 году случился трагикомический казус. Картина была о типичном руководителе, который был главным на животноводческом комплексе, когда партия вдруг направила его руководить спортом. И надо же было такому случиться, что в Комитете по делам физкультуры и спорта СССР действительно одним из руководителей оказался человек по фамилии Кукушкин. Комиссия, утерев слезы от смеха, отправила "Штрафной удар" на полку, где картина пролежала 30 лет. Фильм показали по ТВ к 70-летию артиста. А появись этот фильм вовремя, может, и творческий портфель Михаила Ивановича пополнился бы большими ролями, не только эпизодами. Вот и Сергей Федорович Бондарчук как-то признался, что нужно было отдать роль рядового Некрасова в фильме "Они сражались за Родину" не Юрию Никулину, а Пуговкину. В автобиографии артист напишет: "Не завидую никому, знаю свое место в кино и им дорожу... Ни в коем случае не считаю себя комиком. Характерный актер со склонностью к комедии — с такой формулировкой еще могу согласиться... В кино мне на блюдечке роль никто не подавал". Сегодня трудно представить российский кинематограф без режиссера-обольстителя Якина, подобострастно лепечущего царю «паки-паки», без прораба-лектора, направляющего тунеядца Федю на путь праведный, без авантюриста-святоши отца Федора с его мягким безумством и кульминационной сценой крушения надежд. А начало начал – состоявшаяся в 1964 году встреча артиста Михаила Пуговкина и режиссера Леонида Гайдая. Шесть их совместных кинокомедий составляют золотой фонд отечественного кино. Когда Гайдай предложил Пуговкину сыграть роль Якина в картине «Иван Васильевич меняет профессию», ведущие режиссеры «Мосфильма» активно возражали. К счастью, на художественном совете свое слово сказал Григорий Чухрай: «Я знаю, что все вы о себе думаете хорошо. Я с вами не согласен. И Пуговкин вам это докажет». И Пуговкина утвердили. Артист по-фельетонному едко передал необоснованные претензии своего героя на амплуа недоступного интеллектуала и утонченного аристократа, а фильм «Иван Васильевич меняет профессию» впоследствии попал в десятку самых кассовых советских комедий. Мало кто знает, что во многих картинах Михаил Пуговкин импровизирует, говорит фразами, которых изначально в сценарии не было. В числе таких импровизаций — «Пробка — подарок из Африки!», «мацанально» или знаменитая фраза его завхоза из «Девчат»: «Долго не сидите, общежития в этом году не предвидится». Кстати, тот лютый январь снимали под Ржевом в июне месяце. Съемочную площадку декорировали: вокруг лежал искусственный снег, все актеры были в полушубках, шапках, валенках и мокрые от жары. Но на экране получилась настоящая зима. Визитной карточкой Михаила Пуговкина многие считают его Яшку-артиллериста из фильма «Свадьба в Малиновке». А ведь могло так случиться, что эту роль сыграл бы другой артист. История вышла простая. Организовывая съемочную группу, режиссер Андрей Петрович Тутышкин сообщил своим помощникам, что Яшку будет играть Михаил Пуговкин. Они почти месяц «искали» артиста, хотя на самом деле только делали вид. Как часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела предложить на эту роль другого исполнителя, поэтому все время говорила, что Пуговкина нет в Москве. В конце концов, когда дело уже подходило к съемкам, Тутышкин, рассвирепев, потребовал от ассистента при нем набрать телефонный номер квартиры Пуговкина и через минуту уже договаривался с Михаилом Ивановичем о его приезде на «Ленфильм». Все, кому посчастливилось работать на съемочной площадке с Михаилом Ивановичем, отмечают, естественно, и природное обаяние, и доброту, и чувство юмора. Но каждый партнер подчеркивает его невероятную подготовку к роли, даже самой маленькой. У Михаила Ивановича текст всегда переписан, сделаны пометки, каждая фраза отрепетирована, словом, все, как учили в молодости. "Своей творческой форме я обязан Школе-студии и общению с великими артистами, педагогами и режиссерами МХАТа, у которых всю жизнь учился", — В кино Михаил Пуговкин мог околдовать даже красавицу Наталью Селезневу напишет в своей книге воспоминаний "Мне 80, но не в этом дело" Михаил Иванович. Прорабы, коменданты (лучший из них — в "Девчатах"), заведующие клубами, милиционеры, управдомы, два десятка солдат, боцманов и матросов создавали артисту репутацию "бытовика". Но в его фильмографии есть и цари в сказках Александра Роу "Огонь, вода и медные трубы" и "Варвара-краса, длинная коса". Мантию короля Пуговкин надевал дважды — в фильме Бориса Рыцарева "На золотом крыльце сидели" и в "Бременских музыкантах" Александра Абдулова. Съемки у Александра Гавриловича стали последней ролью популярного артиста. В августе 2001 года на перроне железнодорожного вокзала г. Харькова был открыт памятник персонажу русской литературы — герою романа Ильфа и Петрова «12 стульев» отцу Фёдору. Скульптура изображает идущего батюшку, который держит в левой руке чайник, а в правой – запечатанный конверт с письмом к жене. На постаменте — цитата из письма: «Харьков – город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал». Рядом с этой цитатой надпись: «Первая столица — отцу Фёдору» — напоминание о том, что с 1919 по 1934 г. Харьков был столицей Украины. За основу при скульптурном воплощении батюшки, обуянного жаждой наживы, был взят образ, который в 1971 году создал актер Михаил Пуговкин в экранизации знаменитого романа... На всей территории бывшего СССР, наверное, не найти человека, который хотя бы один раз не посмотрел гайдаевские «12 стульев». Поэтому все, что связано со съемками этой замечательной комедии, представляет для читателей исключительный интерес. — В первый съемочный день на «Мосфильме», — рассказывает Михаил Иванович, — снималась сцена, когда отец Федор подслушивает в щелочку, как Киса Воробьянинов добивается у тещи, где спрятаны золото и бриллианты. У меня были настоящие ряса и крест — ну точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было – собрались все. Я подошел к Гайдаю и говорю: «Я человек верующий, у меня даже спина похолодела». «Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать», — бодро сказал Гайдай. Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Перед съемками я ей сказал: — Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть. — А что он там делает? — За бриллиантами гоняется. — А он там никого не убивает? — Нет. — Тогда играй спокойно, боженька простит… Помню, мы очень долго ждали, чтобы снять эпизод, когда во время шторма отец Федор топором рубит стулья. Стулья были венские, невероятно тяжелые. Разрубить такой стул топором по-настоящему я не мог... Дождались мы шторма. У меня рубашечка подпоясанная, я шесть часов рубил эти стулья. Бросал куски в море, мокрый был совершенно. Вечером приходим домой после съемки — Нина, жена Гайдая, моя жена. Сели играть в кинга, поиграли часок-другой. Устали. Я говорю: «Братцы, надо идти домой». Хочу встать и не могу. За шесть часов меня просифонило так, что я потом несколько месяцев болел, рука была парализована. Но кино есть кино. Для съемок следующей сцены сделали фанерную стенку, поставили ступеньки. И с фанерной стенки я кричал: «Снимите меня! Я отдам колбасу»! Меня зрители до сих пор спрашивают: «А какая была колбаса на горе?» Я отвечаю: «Краковская»... В декабре 1995 года, через четверь века после выхода фильма на широкий экран, Михаила Пуговкина пригласили в киевский торговый дом «Ивлия» для съемок в рекламном ролике в образе отца Федора. — По сценарию я должен был уничтожать стулья, — рассказывает Михаил Пуговкин, — только современными методами. Поэтому, кроме топора, мне принесли дрель, молот и даже взрывное устройство. «Куда ложиться, если взрыв произойдет?» — спросил я. «Взрыва не будет, только создадим видимость», — ответил режиссер. Но взрыв был настоящим — я что-то перекрутил во взрывном устройстве. От взрыва содрогнулся весь торговый дом. Все поднялись с пола, дым рассеялся, а я — как ни в чем не бывало. Правда, с опаленной бородой и сажей на носу. Такой взрыв я слышал только во время съемок фильма «Война и мир». От стула из красного дерева остался только маленький кружочек. Отец Федор постарался на славу и произнес в новогоднем тосте: «Не корысти ради!» В 1965 году Михаилу Ивановичу Пуговкину присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. В 1977 году М.И. Пуговкину присваивают звание Народного артиста РСФСР, а 20 сентября 1988 года — Народного артиста СССР. В последние годы жизнь Михаила Пуговкина была закрыта для посторонних глаз. После интервью 2003 года он не снимался в кино, не давал интервью и почти не выходил из дома. "Не хочу, чтобы друзья видели меня немощным стариком" — объяснял народный артист. Друзьями Михаил Пуговкин называл своих зрителей. В начале 90-х годов Пуговкин принял решение навсегда уйти из профессии и уехать подальше от Москвы. В этом городе ему стало невыносимо одиноко — умерла его жена Александра Лукьянченко, с которой Михаил Пуговкин прожил вместе более 30 лет. Пуговкин продал свою московскую квартиру и переехал жить в Ялту. Он планировал бродить по берегу моря в парке, дышать свежим воздухом, в общем, стать обычным пенсионером. Но обычного пенсионера из Пуговкина не вышло. Туристы буквально ходили за ним попятам. Часть особняка, в котором поселился актер, местные жители тут же переименовали в летнюю резиденцию Пуговкина, а экскурсоводы включили этот дом в программу обзорных экскурсий. "Раньше здесь жил граф Воронцов, а теперь — Михаил Пуговкин" — с гордостью рассказывали они. А еще через два года случилось то, на что Михаил Иванович даже не рассчитывал. Он снова влюбился. Работать с Михаилом Пуговкиным — об этом простой администратор Ирина Лаврова могла только мечтать. Когда она узнала, что Михаил Пуговкин переехал жить в Ялту, она сама разыскала артиста и попросилась работать у него. Пуговкин ей отказал. Зачем ему администратор, если с актерством покончено. Но Ирина Лаврова не успокоилась. Она приходила к известному актеру почти каждый день. То предлагала организовать гастроли по Крыму, то написать книгу, а то и просто помочь убрать в доме. Через пару месяцев Пуговкин сдался. Теперь каждый день актера Михаила Пуговкина начинался одинаково — с сытного завтрака, а затем не менее сытного обеда. Администратор Ирина Лаврова не могла видеть, как знаменитый актер ест одни бутерброды, и стала приносить ему домашнюю еду. Верно говорят: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Он ощутил себя в домашней, уютной обстановке. Ирина Лаврова стала для актера и поваром, и биографом, и личным водителем, и секретарем. Она не оставляла Пуговкину ни одной свободной минуты, чтобы у него не было времени тосковать. Они вместе работали над мемуарами Пуговкина, вместе искали экспонаты для музея Пуговкина, вместе ездили на творческие вечера. Через два года Михаил Пуговкин уже не представлял себе жизни без Ирины. Он предложил ей переехать к нему. И она согласилась. Спустя несколько месяцев они официально оформили свои отношения. В 75 лет у Пуговкина началась новая жизнь. Удивительно, но как только устроилась жизнь личная, стала налаживаться и жизнь профессиональная. Режиссеры стали предлагать роли, журналисты специально приезжали в Ялту, чтобы взять интервью. "Где вы были раньше, я же 55 лет жил рядом с вами, в Москве"? — спрашивал их народный артист. В 1999 году в ялтинской квартире Пуговкина раздался телефонный звонок, из Москвы звонил Александр Абдулов. "Михаил Иванович, хватит сидеть в подполье, возвращайтесь, у меня есть для вас роль". Абдулов работал над новой версией Бременских музыкантов, и в роли короля не видел никого, кроме легендарного Пуговкина. На следующий день актер вылетел в Москву. "Как же я соскучился по работе" — признается он своей жене Ирине. В 78 лет Пуговкин вновь вернулся в кино! Он работает наравне с молодыми, с 8 утра до 8 вечера, 6 дней в неделю. Никаких поблажек! Единственное, о чем его просит Александр Абдулов — больше разговаривать за кадром. "Михаил Иванович, вы — живой учебник по актерскому мастерству! Пусть молодежь учится, как надо работать"! Живая легенда, король комедии. Одно появление Михаила Пуговкина на экране уже вызывает улыбку. Пуговкин — настоящий артист второго плана. Только его второй план запоминался лучше первого. Все его реплики стали цитатами. Их помнят наизусть. Пуговкин все же вернулся в кино. Сыграл короля в "Бременских музыкантах", принял участие в телефильме "Старые песни о главном", и скорее в память о старых временах, согласился на предложение Бориса Грачевского сыграть эпизодическую роль в киножурнале "Ералаш". Последнее выступление Пуговкин считает своим прощанием со зрителем. 9 мая 2003 года он вышел на сцену Кремлевского дворца в последний раз. Михаил Пуговкин спел множество шуточных песен. Но это была актерская игра, профессионально выполненная работа. Песню своего друга Марка Бернеса "Враги сожгли родную хату" Пуговкин пел от себя — солдата, который хорошо знает, как это — пить из медной кружки "вино с печалью пополам". Последней ролью в кино Михаила Пуговкина стала роль дедушки одного из студентов в фильме "Бриллианты для Джульетты". Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года от инсульта в
своём доме на улице Короленко в Москве. ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ Когда снимали «Дело «Пестрых», где Пуговкин играл вора в законе, роль у него не шла — актеру казалось, что он на негодяя не похож. Тогда режиссер Николай Досталь привез загримированного актера с небритым лицом, в ватнике на Курский вокзал. Люди в испуге обходили стороной «забулдыгу», и Михаил Иванович обрел уверенность в себе. За «своего» приняли актера и обитатели Бутырки, куда Пуговкина привезли, чтобы он вошел в роль для фильма «Визит к Минотавру». Один арестованный, проходя мимо Михаила Ивановича, радостно воскликнул: «Наконец-то и Пуговкин с нами!» Работая с Гайдаем в его «Двенадцати стульях», Пуговкин в роли отца Федора рубил шесть часов стулья на берегу моря в страшный шторм, а потом не мог двинуться из-за жуткого приступа радикулита. А в первый съемочный день фильма «Спортлото-82» опрокинул на себя кипяток и целый месяц не мог сниматься. На съемочную площадку вышел весь забинтованный В сказке «Финист — Ясный сокол» Пуговкин в роли воеводы-батюшки чуть не замерз, «парясь» в холодной картонной бане (снимали эпизод в конце ноября). Устами любимого артиста Ты меня не агитируй! Я сам кого хочешь сагитирую! Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с ними Посидят-посидят, а потом отдельную комнату требуют Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится Гопак нынче не в моде! Я прошел всю Европу и ни разу не видел, чтобы танцевали гопака. У них сейчас в моде форменное безобразие. Называется "В ту степь" Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце. Словом, бац-бац. И мимо! По этому делу я могу показать... ВСЁ! В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной... Нотр Дам де Пари, что в переводе означает Собор Парижской Богоматери. — Какой-какой матери? — Парижской. Богоматери Кто вы такой? Я не узнаю вас в гриме Языками не владею, ваше благородие! Паки, паки, иже херувимы. Житие мое... Хотя и полемично, но логично Аналогичный случай произошел со мной в Сингапуре... В этом залог нашей победы, как говорили шведы под Полтавой От каждого по возможности — каждому по должности Соображать надо, как говорят в Монте-Карло! Я в завязке! — Правильно, я в ваши годы тоже завязывал. И не раз! Ему по глотке полоснуть — как тебе сморкнуться Мне ваш почет — как рыбе зонтик С хорошим человеком завсегда есть, о чем поговорить Роли в театре 1943 — «Москвичка» В. Гусева. Режиссёр: М. Горчаков — Пётр Огоньков
[6] Драматический театр Северного Флота 1947 — «Молодая гвардия» А. Фадеева. Режиссёр: Осипов-Трояновский —
Олег Кошевой Вильнюсский русский драматический театр 1948 — «Последние» М. Горького. Режиссёр: Ю. Щербаков — околоточный
Якорев Театр им. Ленинского комсомола (Москва) 1950—1958 гг. «Так и будет» К.Симонова Режиссер С. В. Гианцинтова — Лейтенант Вологодский драматический театр 1958 — «Слуга двух господ» Карло Гольдони Режиссер: А. В. Шубин — Слуга Фильмография 1. 1941 — Дело Артамоновых — купец Степан Барский | |
|
Всего комментариев: 0 | |