18:59 "Атлантис" поставил точку в истории "Спейс шаттл" |
Во Флориде на мысе Канаверал успешно приземлился штаттл "Атлантис". Это был последний полет челноков. "Атлантис" доставил на станцию почти 5 тонн груза и забрал мусор и неисправное оборудование. Теперь доставлять космонавтов на орбиту будут исключительно российские "Союзы". Эпоха "Спейс шаттл" завершается в темноте - командир шаттла "Атланстис" Брюс Фергюссон опускает тяжелую машину на взлетно-посадочную полосу Космического центра имени Кеннеди, завершая прощальные 13-дневные гастроли космического челнока. Это был 135-й полет к Международной космической станции, рутинный - доставка грузов, выходы в открытый космос. Теперь последняя миссия шаттла - это замереть в дальнем углу исторического музея на мысе Канаверал. За последним приземлением следили пристально, хотя бы потому, что путь через плотные слои атмосферы опасен для пенсионера американской космонавтики. Так погибает в 2003 году "Колумбия". На кадрах съемки видно, как фрагменты теплоизоляционной пены - почти невесомой в естественных условиях - бьют по обшивке крыла. В то, что такая нежная субстанция может повредить металл, специалисты НАСА просто не верили, пока не поставили опыт: кусок пены выстрелил в крыло. Подобная пробоина погубила "Колумбию" с экипажем. "Это самая сложная машина, которую человечество построило за свою историю. Столько деталей может выйти из строя! Даже с огромной заботой и большими расходами уровень риска снизить невозможно. Это опасная машина", - говорит Джон Лонгстон, директор Международного научного центра космических технологий. При Буше принимают решение сворачивать программу - слишком рискованно и нерентабельно: с задачей построить надежный многоразовый недорогой корабль НАСА не справилось. "Нам не нужен такой мощный корабль для каждого полета, - уверяет Марк Люьис, директор Американского института астронавтики. - Такой пример: если вы собираетесь заехать в продуктовый магазин, вам не обязательно ехать на грузовике. Достаточно легкового авто. Шаттл - это огромная и слишком дорогая машина. Как долго он мог летать еще? Не знаю". Дальше - частный извоз. Еще при Буше-младшем НАСА подключило американские частные компании к созданию грузовых кораблей для обслуживания МКС. При Обаме им дают дополнительную задачу - отправлять людей на орбиту. С этим, похоже, справится компания "Спейс-X". Размах у частников далеко не космический: частный центр управления полетами по размерам - не больше продуктового магазина, стартовая площадка арендована у ВВС. Но, несмотря на крошечный бюджет, в начале июня 2010-го новая ракета-носитель вспорола небо над мысом Канаверал с прототипом космического корабля на борту. Съемочной группе ВГТРК рассказывают в ангаре, где ждет нового старта ракетоноситель "Спейс-X", что первая стыковка с МКС может состояться до конца 2011 года. Частная пилотируемая космонавтика очень хочет доказать, что она давно вышла за рамки суборбитальных прыжков. "Спейс-X" пытается создать полет в космос под ключ: конструкторское бюро, что проектирует ракетный двигатели, сами ракеты и космические аппараты плюс производство и запуск - все в одном флаконе. Частный извоз до орбиты если не начинает новую эпоху, то точно меняет облик космической индустрии до неузнаваемости. Прежде - это поле боя для избранных, двух супердержав, которые подталкивают своим соперничеством развитие цивилизации. Теперь - просто выгодный бизнес в сфере высоких технологий. |
|
Всего комментариев: 0 | |