18:51 Нужен ли мавзолей Ленина? | |
![]() В жарких спорах о Ленине, Сталине и других героях и антигероях
прошлого россияне вот уже двадцать лет ищут свою новую идентичность. И
не могут ее найти, потому что молчат о проблемах настоящего Социологи отмечают некоторое падение интереса общественного мнения к фигуре Владимира Ленина. ВЦИОМ сообщает: большинство им опрошенных считают, что через 50 лет об Ульянове будут помнить только историки. И вправду, к чему, казалось бы, эта память, в то время когда российскому гражданину достаточно современных проблем, гораздо более актуальных. Но при этом все двадцать лет с момента падения советского режима не утихают споры о Ленине, а все разговоры о его роли в истории заканчиваются ссорой по поводу того, не пора ли закрыть Мавзолей и похоронить основателя СССР по христианскому обычаю. Интересно представить, что бы изменилось, если бы это было сделано. ![]() Избежала бы Россия экономического спада? Изменилось бы ее институциональное устройство, стали бы ее суды справедливыми, а милиция и ФСБ – истинными защитниками народа? Избежали бы мы войн на Северном Кавказе? А если нет, зачем мы это обсуждаем с такой горячностью? Собственно говоря, горячностью – и даже большей, чем в вопросе о Ленине – отличаются и споры о Сталине и перипетиях Великой Отечественной. Такое ощущение, что страна переосмыслила понятие вечных вопросов, заменив их, пусть даже и великими, но все же эпизодами из собственной истории. И, в общем, понятно почему. Потому что вся эта история не дала ответов на существенные вопросы. ![]() Нелегитимность распределения богатства, несправедливость основных институтов государства (от судов до ГИБДД), несоразмерное насилие и сейчас являются признаваемой подавляющим большинством граждан России реальностью. Это не достижение разваливших Советский Союз демократов – в позднебрежневские времена широкое хождение имел анекдот про восставшего из праха Ильича, изучающего фарватер Москвы-реки на предмет прохождения по нему крейсера «Аврора». Но совершенно очевидно, что комплексы, эксплуатировавшиеся в свое время большевиками, мягко говоря, не преодолены. Они, возможно, могли бы быть изжиты, если бы природа власти в стране после крушения коммунизма изменилась. Однако слишком во многом она осталась той же. И поэтому ленинское наследие в части политической интриги для власти, ровно как для народа чувство эфемерной социальной справедливости, остается актуальным. ![]() Абсолютно по-ленински действовал ныне проклинаемый многими Борис Ельцин, меняя лозунги, сталкивая придворные группировки и создавая систему «сдержек и противовесов», основанную не на учете гражданских интересов, а на борьбе влиятельных кланов. По-ленински в оба своих президентских срока поступал Владимир Путин, натравливая бедняков на богачей, запугивая избирателей внешней угрозой и апеллируя опять же к идее справедливости. ![]() Зачем же общество лукавит само с собой, мучаясь навязываемой ему повесткой? Понятно зачем. Граждане России, как это ни смешно звучит, ищут свою идентичность. Ищут на фоне процветающей коррупции, насилия, потери места в мировом распределении труда. Радуются, когда слышат, что «Россия встает с колен». | |
|
Всего комментариев: 0 | |