14:25 Розанов Василий Васильевич - Собрание трудов | |
Василий Васильевич Розанов, крупный русский писатель, философ, религиозный мыслитель. Далеко не каждому это имя что-то говорит, хотя еще при жизни своей В.В.Розанов шокировал и раздражал современников. Это имя было окружено густой атмосферой сенсационности и скандала, а затем замалчивалось в течение десятилетий, и первый сборник В.В.Розанова "Мысли о литературе" за годы советской власти был издан только в 1989 году в издательстве "Современник" тиражом в 50 тыс. экземпляров, и массовый читатель теперь сможет судить о литературных взглядах этого странного человека... --------------------------------------------------------------------------------------------✂------- Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-18). Религиозно-экзистенциональное умонастроение Василия Розанова сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917). Василий Розанов оставил после себя афоризмы: Родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Василий Розанов в обширном труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Василий Розанов дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Розанова изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Василий Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и культура», сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Василия Розанова о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Розанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Василий Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Василий Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург, 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург, 1899). О Василии Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева «Порфирий Головлев о свободе и вере» Василий Розанов скончался 4 февраля 1919 года. Список книг сборника: Автор: Розанов В.В. | |
|
Всего комментариев: 0 | |