09:26 Профессор Глазычев: Московскую область разумно ликвидировать | |
По мнению ученого, идея создания столичного федерального округа,озвученная президентом, давно назрела Выступая в пятницу на Петербургском экономическом форуме, президент России Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы. Речь идёт о создании нового, столичного федерального округа. ----------------------------------------------------------------------------------------✂------- Глава государства подчеркнул, что его создание — это не только пересмотр границ. Реформа будет сопровождаться переносом за границы Москвы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, госучреждений. Как позже пояснил помощник президента РФ Аркадий Дворкович, Москва после расширения ее границ получит статус федерального округа, часть государственных учреждений перебазируется за МКАД. «Будет создан столичный округ более шире, чем МКАД. За эти границы должны быть выведены правительственные и другие госучреждения», — пояснил Дворкович. На инициативу президента откликнулся мэр столицы Сергей Собянин. Столичный градоначальник уточнил, что «речь не идет об объединении области и города». Кроме того, Сергей Собянин сообщил, что связался с губернатором Московской области Борисом Громовым и предложил совместными усилиями решать задачу, поставленную президентом относительно возможного создания «столичного федерального округа». «У нас накоплен большой опыт решения сложных проблем, и мы ведем диалог о передаче городу ряда областных территорий», — сказал Собянин на заседании одного из «круглых столов» в рамках Петербургского экономического форума. По словам Собянина, он и Громов решили создать рабочую группу по определению, какие территории будут переданы городу. Одной из целей создания Столичного федерального округа станет организация нового города-спутника, где разместятся выселенные из Москвы органы власти. Какие именно министерства и ведомства покинут пределы МКАДа, пока не определено, известно только, что переедут не все чиновники, а «часть». Неизвестно также, где именно построят город для бюрократов. Известный архитектурный критик Григорий Ревзин предположил, что новый город-спутник для чиновников можно разместить в районе Звенигорода, Волоколамска или Нового Иерусалима. «В Кубинке могут садиться любые самолеты. К Звенигороду идет отдельная тупиковая железнодорожная ветка, она доезжает до Москвы за 30 минут», – пояснил Ревзин в интервью «Газете.ру» преимущества такого варианта. Поддержали идею выноса из столицы органов власти и в оппозиции. Алексей Навальный заявил в своём блоге, что «это отличная инициатива, достойная президента страны. Не то, что какая-то фэйковая лабуда со «Сколково» и т.п.» В свою очередь губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что вслед за Москвой и Северная столица должна расширить свои границы, так как в этом есть экономическая необходимость. Матвиенко напомнила, что многие преобразования начинаются с Москвы, а потом доходят до субъектов РФ. Возможно, и в других крупных города России власти заявят о необходимости переноса границ и административном включении в агломерации городов-спутников. По словам экспертов, решение о расширении Москвы давно напрашивалось — без этого невозможно решить многие проблемы. «В этом случае транспортные и логистические вопросы будут решаться более рационально», — считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По мнению Блинкина, шаг в направлении расширения сегодняшних границ столицы «был абсолютно необходим». В свою очередь председатель комиссии столичного парламента по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, отметил, что создание нового федерального округа поможет координировать не только решение транспортных проблем, но и экономические процессы. По его словам, в настоящее время уже налажена координация между Москвой и Подмосковьем, однако этого недостаточно. О перспективах объединения Москвы и области «Свободная пресса» спросила члена Общественной палаты РФ, ведущего российского эксперта в области урбанистики и территориального развития, профессора Московского архитектурного института Вячеслава Глазычева. «СП»: — Идея Медведева о создании нового, столичного федерального округа, расширения границ Москвы и так далее — насколько она работоспособна? — Эта идея, которую экспертное сообщество пытается протолкнуть уже несколько лет. Урбанизированная территория с населением 17-20 миллионов (население Москвы официально — 10 млн, области — 7 млн. — «СП») не проходит в категориях города-пригорода. Это уникальный объект на территории России. Поэтому к нему необходимо применять и нестандартные решения. «СП»: — Если особые правила — то какие именно? — Есть две альтернативы. Одна в наших условиях очень труднореализуема: это договорная агломерация по канадскому образцу Ванкувера или Торонто, где нет смены административного управления, но есть выработка общей программы, общих предметов интереса, будь то полигоны ТБО, зелёные насаждения, восстановление земель, транспортные вопросы и так далее. Здесь надо научиться договариваться десяткам различных субъектов. В принципе, этот путь наиболее верный, но очень трудный, он не в российской традиции. Есть и второй путь — это врезывание федерального округа, признания тем самым уникальности объекта. В нём тогда нужно особым образом выстраивать систему местного самоуправления, нестандартную. Нельзя же 17 млн человек лишить возможности хоть как-то влиять на процессы? На практике это означает ликвидацию Московской области, потому что тоненький обруч с большой дырой в середине — это смешно. «СП»: — Сейчас подчёркивают — речь не идёт о ликвидации Московской области. — А тем не менее сказавши «А» надо сказать «Б», и, может быть, это абсолютно разумная мера. Тогда фрагменты Московской области переходят к соседним регионам и усиливают их примерно 100-тысячными городами. Коломна, Серпухов, Дубна, другие города уходят к областям-соседям. Это возможная реконструкция? Абсолютно, в ней нет ничего драматического. Но всё равно это очень сложный процесс, к которому надо готовиться минимум 2 года, и минимум 3 года, чтобы этот проект воплощать. Быстрее не получится — это мировой опыт. И самое главное — нужно создать мощную проектную группу, которая сможет эту идею просчитать, с её выгодами, с её потерями, с её изменениями нормативного механизма. Это огромный, очень интересный труд, под который надо собирать, в том числе, и международных экспертов. «СП»: — Если говорить о сегодняшней Москве — она уже слишком крупная для одного субъекта. Разумно ли было бы её разделить на несколько частей? — А может быть, их будет не несколько, а, допустим, 500? Это и есть задача — нужно не просто бросаться идеями, лозунгами, а обсуждать, сравнивать варианты, строить сценарии, и считать-считать-считать. «СП»: — Какой вариант, сценарий вы бы предположили как наиболее вероятный, учитывая нашу традиционную кампанейщину? — Никакой. Пока эта идея вброшена как предмет для беспокойства. Но к такой идее надо постепенно приучать. Ранее была абсурдная идея объединения Москвы и области. Вот это безусловно неправильно — поскольку интересы жителей в радиусе 50 километров это одно, а орехово-зуевские или дубнинские — совершенно другое. Плюс натянуть московские льготы на 7 миллионов человек — на это никаких денег не хватит. «СП»: — Высказывалась идея расширить Москву до ЦКАДа — насколько это реально, насколько это уместно? — Граница по первой бетонке — это глупо. Транзит надо выводить сильно дальше — на вторую бетонку, иначе это будет повторение пройденного, тот же самый МКАД, и никому этого не надо. При этом нам надо сберечь остатки зелёного пояса и хотя бы частично его восстановить или компенсировать. «СП»: — Есть ещё одна идея, высказанная президентом — вынос органов власти за пределы МКАДа, и строительства города-спутника, «посёлка Управленческий». — Это тоже возможно. Это тоже нельзя делать рывком, нужно вложить такое строительство в большую концепцию. «СП»: — А власть у нас поедет за пределы МКАДа? — Поедет, она и так живёт за пределами Москвы. «СП»: — То есть управленческие функции переедут на Рублёвку? — Вряд ли Рублёвка, но Молжаниново, рядом с аэропортом — вполне возможно. Но я повторюсь — все эти варианты требуют серьёзного анализа. | |
|
Всего комментариев: 0 | |