06:40 Россия снова в галстуке. Красном | |
Пионеров сегодня можно встретить на улицах Орла, Брянска, Ярославля и Омска ![]() Кто из рождённых в СССР не помнит торжественную церемонию принятия в
пионеры? С дрожью в голосе произнесённые слова клятвы, красный галстук
на шее? С тех пор многое кануло в Лету. С середины 1980-х годов
предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию. После
«перестройки» пионерия отказалась от политической окраски и взяла новый
девиз: «За Родину, добро и справедливость». На десятом Всесоюзном слёте
пионеров осенью 1990 года преемником пионерской организации стал Союз
пионерских организаций, независимый от политических партий и движений.
Казалась, пионерии крышка. Но… Как ни крути, идеи пионерии достойной замены не нашлось. Массово и прочно не прижились в России ни скауты, ни православные следопыты, ни «медвежата». Поэтому во многих российских регионах пионерские организации испытывают ренессанс. Дети в красных галстуках понемногу начинают встречаться в городах Брянской, Ярославской, Омской областей. Самая большая пионерская организация — почти 50 тысяч подростков — находится на Орловщине. Чем занимаются нынешние пионеры, рассказывает председатель областной пионерской организации Орла Екатерина Морозова. «СП»: – Екатерина, как получилось, что с развалом СССР пионеры в стране повсеместно исчезли, а у вас – остались? – В 1991 году стоял вопрос, существовать ли пионерской организации в Орловской области. У нас был областной слет, и на нем, посоветовавшись с детьми, решили: зачем менять хорошее, что есть, на неизвестно что?! Поэтому в Орловской области многие школы сохранили пионерское движение. ![]() По сути, мы сохранили лучшие традиции пионерства. В итоге с 1992 года в Орловской области существует единая детская организация – пионерская организация Орлята. Со своими законами и традициями. Взять, к примеру, призыв к пионеру. В советское время он звучал так: «В борьбе за дело коммунистической партии будь готов!» А теперь – «К делам на благо Родины, добра и справедливости будь готов!» А отзыв остался с советских времен – «Всегда готов!» «СП»: – А галстуки у вас есть, горны, барабаны? – Мы сохранили символы и атрибуты старой пионерской организации. Остался и красный галстук. Мы сами шьем галстуки на уроках труда – размер тот же, «советский», и цвет алый. Раньше нам присылали пионерские галстуки из других регионов, где остались старые запасы – из Магадана, Белоруссии. Есть и горны, и барабаны, и красное знамя, на котором вышит герб нашей организации, эмблема и призыв. А вот серпа и молота теперь нет. «СП»: – Вашу организацию не курируют коммунисты? – Наша организация не политическая и ни в коем случае не коммунистическая. Мы – детская организация, и находимся вне политики. Сейчас много партий, мы дружим со всеми. Но мы не навязываем детям политическую тенденцию, у детей должен быть свой выбор. «СП»: – А что нужно от ребенка, чтобы вступить в пионеры? – Заявление. Ну, и согласие родителей. «СП»: – А структура пионерской организации прежняя, советская? – Структура тоже немного изменилась. Первое звено – юниоры, «орлята». Среднее звено у нас всегда называется «пионеры-орлята». Есть еще старшеклассники, типа комсомольцы, но они, в основном, работают вожатыми. «СП»: – Власти интересовались – зачем вам пионерская организация? – Да, многие нас вообще не понимали – зачем, почему? Во всех регионах пионерию закрыли, а тут нет. В 1997 году, помню, мы ходили по кабинетам, выбивали деньги, работали без зарплаты. Но мэрия нас поддержала и выделила деньги на пионерскую организацию отдельной строкой в бюджете. Это позволило в каждой орловской школе сохранить ставку старшей пионервожатой и педагога-организатора. Зарплата у них – 3800 рублей, можно сказать, работают на энтузиазме. Но и это нам очень помогло: по официальным данным, в Орловской области около 40 тысяч подростков состоят в пионерах. Коськова Елена, координатор детских общественных объединений пионерской организации Орловской области: – Пионерский галстук у нас дети носить не обязаны, но они их носить любят. Одевать галстук нужно на мероприятия, например, 19 мая – в день рождения пионерской организации. У нас это выглядит как детский праздник: с 8 утра начинают звучать на площади детские песни, сходятся толпы пионеров, проходит торжественная линейка. В этот день проходит и церемония приема в пионеры – а вообще в год в наши ряды вступают 3-4 тысячи подростков. Правда, часто родители бывают против, проводя ассоциацию со своим пионерским детством. Евгения Ломаева, педагог-организатор: – Я занимаюсь старшими пионерами. Отношение к нам разное. Кто-то не верит, кто-то понимает, что дети заняты. Раньше считалось, что красный галстук – кровью обагренный, теперь мы стараемся обосновывать наши атрибуты по-другому. Вот появилась легенда об алых парусах – своя пионерская легенда. А про Павлика Морозова мы стараемся не говорить. Александра Лапина, 11 класс: – В третьем классе я вступила в пионеры, мне много об этом рассказывала мама. Меня в ЭМО не тянет, потому что это убивает индивидуальность, а у нас индивидуальность сохраняется: ты проявляешь свои идеи не в одежде, а в поступках. У меня много поступков. Я, например, помогаю маленьким первоклассникам делать уроки. Бывает, мы всей школой собираем одежду и игрушки детям в детдомах, ездим к ним пообщаться. К тому, что я пионерка, сверстники в компании относятся хорошо. Парень у меня не пионер, но относится к моим идеям хорошо. А вот к Ленину я никак не отношусь: это вождь. Можно так сказать: эта личность была важная для советских пионеров, они боготворили его. А я верю в Бога и иногда хожу в церковь. Я не знаю, хороший или нет Ленин. У всех есть недостатки, недостаток Ленина – диктатура. Как появились пионеры Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации — отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр. ![]() 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) решила распространить этот опыт на всю страну. Этот день стал днём рождения пионерской организации. Пионерская организация многое заимствовала у скаутов — организацию по отрядам, институт вожатых, церемониал, клятву, сборы у костра, элементы символики. С 1934 года начался переход пионерской организации в школу. Были введены должности старших вожатых — руководителей пионерских дружин. С тех пор пионерия строилась по принципу «класс — отряд», «школа — пионерская дружина». ![]() В стенах школы пионерская организация постепенно потеряла свою специфику и со временем стала частью советской государственно-бюрократической системы, в её работе появился формализм. Стукачи или герои? Позором пионерии стало сталинское время, оно сделало из пионеров смертоносных ябед. Вожди партии (Надежду Крупскую в начале 30-х годов печать называла вождем) делились мыслями вслух, как детям участвовать в жизни. «Поглядите, ребята, кругом себя, — рекомендовала Крупская. — Вы увидите, как много еще старых собственнических пережитков. Хорошо будет, если вы их будете обсуждать и записывать. Боюсь, что у вас получится целая толстая тетрадь». Прибывавшие из-за границы деятели международного коммунистического движения приветствовали зорких наблюдателей. Радио, газеты, книги, речи пели хвалу каждому доносу. «Пионерская правда» печатала очерк о герое-пионере Коле Юрьеве, который сидел в пшенице с осколком увеличительного стекла. Он увидел девочку, которая срывала колоски, и схватил ее. Вырваться девочке, которая съела несколько зерен хлеба, не удалось. Голодные люди, рвавшие колосья, на жаргоне тех лет в печати назывались «парикмахерами колхозного хлеба». После создания колхозов в стране начался голод, и неудивительно, что крестьяне крали зерно. «Стой! Откуда? Куда?» — так окликают станичные пионеры каждого чужого человека, проходящего по полю, и, если человек окажется вором, задерживают его», — писала «Пионерская правда» в 1933 году. Газета весело рассказывала, как дети сами, в отсутствие взрослых, обыскивали чужие дома. Настоящий пионер Проня Колыбин смело разоблачил свою мать, которая пошла в поле собрать опавшие зерна, чтобы накормить его самого. Мать посадили, героя-сына отправили отдыхать в Крым, в пионерский лагерь Артек. Сведения о герое Колыбине хранятся в картотеке кабинета истории Всесоюзной пионерской организации. Школьник из-под Ростова-на-Дону Митя Гордиенко ловил голодных в поле несколько раз. Выступая на суде свидетелем, он говорил: «Разоблачив воров колхозного хлеба, я даю обязательство организовать на охрану урожая тридцать ребят нашей коммуны и быть руководителем этого пионерского отряда...» Так, после одного из доносов Мити на двоих взрослых муж был приговорен к расстрелу, а жена к десяти годам лишения свободы со строгой изоляцией. Митя получил за этот донос именные часы, пионерский костюм, сапоги и годовую подписку на местную газету «Ленинские внучата». Реабилитирует пионеров Великая Отечественная война. В это время сотни детей проявили совсем не детское самопожертвование. ![]() | |
|
Всего комментариев: 0 | |