00:10 За тех, кто в море | |
19 марта отечественному флоту субмарин исполнилось 104 года. В начале прошлого века императорским указом был создан новый класс кораблей. Cо временем подводные аппараты менялись, росла скорость, глубина погружения и мощь оружия. Неизменным оставались только трудности службы. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Первая подводная лодка "Дельфин" в море Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки. Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В первую мировую войну 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года. Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. Сегодня нельзя не вспомнить о "Курске". Подводные лодки — корабли по сути своей секретные, а потому не только их жизнь, но и их гибель почти всегда окутаны тайной. Море почти никогда не оставляет ни следов, ни свидетелей... Атомная подводная лодка (АПЛ) Северного флота "Курск" затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска во время учебного похода. По официальной версии, в результате самопроизвольного взрыва торпеды весь экипаж лодки из 118 человек погиб. Хронология драмы (время московское) Суббота, 12 августа Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море в 23:30 на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 "Курск". Воскресенье, 13 августа 3:21. Эхолот крейсера "Петр Великий" обнаружил на морском дне "аномалию", которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне "Курск". 10 утра. Первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки. Понедельник, 14 августа 11 часов. ВМФ впервые сообщает о затоплении "Курска". По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является "перестук". 13 часов. По данным флота, к месту аварии спешат спасательные суда. Уровень радиации остается допустимым, на борту подводной лодки нет ядерного оружия, — говорят военные. 14 часов. НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины и об отключении энергопитания. 16 часов. Военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии: по их словам, она случилась в воскресенье. Однако на следующий день министерство иностранных дел Норвегии утверждает, что Москва ранее сообщала о том, что происшествие имело место в субботу. ВМФ эту информацию не подтверждает. 18 часов. Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов говорит, что лодка серьезно повреждена и расценивает шансы на успех спасательной операции как не очень высокие. Вечер. По некоторым сообщениям, "Курск" мог столкнуться с иностранным кораблем. Эта информация впоследствии опровергается российскими военными, утверждающими, что на борту лодки произошел взрыв. Британия предлагает России помощь в спасении экипажа и приводит в готовность глубоководный поисково-спасательный аппарат LR-5. О готовности помочь заявляют и США. Вторник, 15 августа. 5 часов. Жестокий шторм не дает спасателям начать работу. 9 часов. По словам военным, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы. Спасатели ждут улучшения погоды. ВМФ говорит о том, что справится с ситуацией без иностранной помощи. 15-18 часов. По словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту "Курска" осталось немного. 21 час. Под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма. Вечер. Военные представители России встречаются в Брюсселе с коллегами из НАТО. Среда, 16 августа 15 часов. Находящийся в Сочи президент Владимир Путин называет ситуацию критической. Вскоре глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет. 16 часов. Адмирал Куроедов заявляет, что Россия воспользуется британской помощью и содействием других государств. Через несколько часов Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло. 19 часов. Самолет с аппаратом LR-5 на борту приземляется в Трондхейме, Норвегия. Четверг, 17 августа Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий, плохой видимости и опасного угла, под которым "Курск" лежит на грунте. Корабль с LR-5 и спасателями на борту вышел из Трондхейма и направился в район бедствия, куда должен подойти в субботу во второй половине дня. К месту происшествия идет еще одно судно с норвежскими спасателями — Seaway Eagle, но оно будет у цели не раньше вечера воскресенья. Высокопоставленные российские военные начинают переговоры в Брюсселе с представителями НАТО о том, какую еще помощь может оказать Североатлантический альянс. Правительственная комиссия под руководством Ильи Клебанова заседает в Североморске восемь часов, обсуждая спасательную операцию. По словам Клебанова, лодка могла столкнуться с другим объектом и затонуть в течение нескольких минут. Пятница, 18 августа Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма — 2 балла, скорость ветра — 10 метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные. День. Первый заместитель начальника Генерального штаба вооруженных сил России генерал-полковник Юрий Балуевский, признав, что потеря атомного подводного крейсера "снижает боевой потенциал флота на одну конкретную единицу", заявил тем не менее, что трагедия "Курска" не скажется на снижении боевого потенциала Северного флота. По словам заместителя главы администрации Северного морского пути министерства транспорта России Александра Ушакова, никаких гражданских морских судов, с которыми могла бы столкнуться атомная подлодка "Курск", в районе военных учений в Баренцевом море не было. Руководство военно-морского флота отказывается публиковать список членов экипажа подводной лодки, аргументируя это тем, что идет спасательная операция. Появляется информация о том, что ранее было предпринято не шесть, а 10 попыток стыковки специального аппарата с "Курском", прчием в четырех случаях спасатели были близки к цели, но помешали штормовое море и плохая видимость. Пресс-служба ВМФ уверяет, что вопросы технической совместимости аварийного люка "Курска" и стыковочного узла британской мини-подводной лодки LR-5 фактически решены. Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту "Курска" "закритической". Суббота, 19 августа Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода. 17 часов. Начальник штба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, из которого явствует, что на борту "Курска" в живых никого не осталось. Спасательная операция продолжается. Военные полагают, что взрыв произошел уже после удара лодки о грунт. Вечер. К месту происшествия подошло норвежское судно с британской мини-подлодкой LR-5. Погружение запланировано на утро воскресенья. Российские военные повторяют, что весь экипаж, вероятно, погиб. Воскресенье, 20 августа Утро. К операции подключаются британцы и норвежцы. Надежды на спасение кого бы то ни было из экипажа "Курска", по словам главы правительственной комиссии вице-премьера Клебанова, "чисто теоретические". 12:30 Норвежский робот-манипулятор достиг подлодки. Командир базирующейся в Видяево дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Михаил Кузнецов заявил, что мина времен Второй мировой серьезного вреда "Курску" причинить не могла, так как его корпус способен выдержать даже небольшой ядерный взрыв. Наиболее вероятная версия взрыва атомохода, по мнению адмирала, — столкновение с иностранной подлодкой". По словам Клебанова, повреждения на спасательном шлюзе "Курска" настолько серьезны, что LR-5 не сможет к нему пристыковаться. Теперь основная надежда — на ручную работу норвежских водолазов и аппарат-колокол. 17 часов. Появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка "Курска", но поднять крышку они не могут. Тем не менее, водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу. Понедельник, 21 августа Ночь. Илья Клебанов утверждает, что люк вручную открыть невозможно; норвежские спасатели утверждают, что могут это сделать и намерены попытаться утром. 7:45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено. День. Водолазы пытаются открыть люк, ведущий из шлюзовой камеры внутрь лодки. Командующий Северным флотом адмирал Попов считает, что девятый отсек, к которому ведет люк, скорее всего, затоплен, и там не может быть выживших. Вице-премьер Клебанов говорит, что британская мини-субмарина LR-5 к "Курску" не пойдет, потому что она не сможет безопасно состыковаться с люком лодки. 13 часов. Появляются сообщения информационных агентств о том, что норвежские водолазы приоткрыли люк, ведущий из шлюзовой камеры в девятый отсек "Курска". По предварительной информации, отсек заполнен водой. В 17 часов вице-адмирал Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 "Курск". Капитан-лейтенант Колесников написал "Не надо отчаиваться!" в надежде, что затонувшую лодку уже ищут и помощь успеет вовремя. ...Любое событие, а тем более трагическое, зачастую предваряется невероятными предзнаменованиями. К сожалению, их смысл люди обычно начинают понимать уже после того, как трагедия произошла. Оказалось, что и в случае с гибелью "Курска" не обошлось без предзнаменований и предчувствий. А начать надо с самого корабля. Cудьба "Курска" складывалась вполне счастливо, может, даже слишком. Корабль оказался одним из немногих, которые удалось достроить в середине 1990-х годов. Именно "Курску" довелось ворваться на просторы Средиземного моря и посеять настоящую панику в 6-м флоте США. Очень многие считали этот корабль счастливым и завидовали тем, кто служил на нем. Да и сами члены экипажа по праву считали себя избранниками судьбы. Кадры видеохроники сохранили момент крещения корабля. Непонятно почему, но вопреки традиции бутылку шампанского о борт подводного крейсера разбила не избранная экипажем крестная мать корабля (эту роль по неписаным морским законам должна исполнять только женщина), а сам его первый командир. Почему так произошло, почему был нарушен вековой обряд корабельного крещения, однозначно сказать теперь трудно. Вспоминали, что в казарме экипажа "Курска" на самом видном месте был помещен стенд "Координаты скорби", посвященный погибшей подлодке "Комсомолец". В умывальной комнате казармы находилось большое зеркало. За несколько дней до последнего выхода "Курска" в море оно треснуло. Тогда многие, глядя на него, подумали, что это не к добру... Был в дивизии, куда входил "Курск", и свой талисман — всеобщий любимец пес по кличке Бриг. Каждую уходящую в море и возвращающуюся лодку Бриг провожал и встречал на причале. "Курск" был первой лодкой, которую Бриг не проводил. Буквально за несколько дней до последнего выхода "Курска" пес был растерзан стаей бродячих собак. Подводники похоронили собаку на берегу бухты и пошли в море... "Курск" очень много ходил в море, и тот последний выход был самым заурядным. Однако почему-то именно тогда целый вал недобрых предчувствий обрушился на членов экипажа и их семьи. Многие видели пророческие сны, вокруг происходили какие-то необъяснимые вещи. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, тот самый, что находясь в 9-м отсеке, сумел написать записку, уходя в последний поход, почему-то оставил дома нательный крест, который всегда был на нем. Знакомясь с судьбами членов экипажа "Курска", поражаешься, насколько была она милостива к одним и жестока к другим. Боцман лодки старший мичман Мизяк был отпущен командиром на несколько дней, чтобы встретить возвращавшуюся из летнего отпуска семью. Вместо него пошел в море товарищ с соседнего корабля. Мичмана Корнилова спасла, сама того не подозревая, мать. Незадолго до гибели "Курска" она попала в автокатастрофу и в тяжелом состоянии была доставлена в реанимацию. По телеграмме Корнилов был отпущен. Так мать второй раз подарила жизнь своему сыну. Сколько матерей с "Курска" мечтали бы оказаться на ее месте! Увы, этот жребий выпал только ей! Отец капитан-лейтенанта Алексея Шевчука, офицер запаса, командовал одним из видяевских буксиров. Именно он 10 августа помогал выходить в последний поход "Курску". Если бы только мог знать отец, что он своими руками отправляет сына навстречу гибели! Отец капитан-лейтенанта Бориса Гелетина капитан 1 ранга Владимир Гелетин как офицер штаба Северного флота лично планировал, разрабатывал и руководил учениями, в ходе которых погиб "Курск". Мог ли он представить, что в очерченном им на карте учебном полигоне через несколько дней найдет смерть его сын? Много необычного происходило и в природе. К примеру, в день, когда женам и матерям в видяевском доме офицеров выдавали свидетельства о смерти мужей и сыновей, небо над Видяево внезапно стало необыкновенно золотого цвета, да еще и с двойной радугой. Это было настолько необычно, что люди, останавливаясь, подолгу смотрели в небо, словно пытаясь получить от него утешение своей беде. И, наконец, последнее, тоже невероятное явление. В день, когда лодку подняли на поверхность и она в сцепке с баржей "Гигант" направилась в свой действительно уже последний путь, ее неожиданно окружила огромная стая дельфинов. Они сопровождали "Курск" до самого Кольского залива, потом неожиданно развернулись и словно растворились в морских глубинах. Похороны моряков с "Курска" продолжались несколько месяцев по всей России, а также в Украине. Захоронение погибших подводников в Петербурге стало самым большим в стране — здесь покоится прах 32 членов экипажа. 12 человек похоронено в Курске, 8 — в Севастополе, 8 — в Северодвинске, а кроме того — в Москве, Абакане, Архангельске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Ульяновске, Туле, Череповце, Воронеже, Рязани, Ярославле, Костроме, Йошкар-Оле, Калининграде, Уфе, Запорожье, в Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Московской, Липецкой, Владимирской, Вологодской, Калужской, Томской, Челябинской и Хмельницкой областях, в Республике Коми, Башкирии, Чувашии и Дагестане. Двое матросов — Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев навсегда остались в море... В память о погибших моряках подводного крейсера "Курск" в Москве, Нижнем Новгороде, Севастополе и поселке Видяево были открыты мемориалы. В Северодвинске воздвигнут монумент "Скорбный камень". В Санкт-Петербурге местом захоронения подводников, погибших на АПЛ "Курск", стало мемориальное Серафимовское кладбище. Первые похороны моряков с "Курска" прошли здесь в ноябре 2000 года, когда воинские почести были торжественно отданы двум офицерам-подводникам — Александру Бражкину и Дмитрию Колесникову. Еще 30 семей направили в адрес правительства России просьбы разрешить им похоронить своих погибших родных в Петербурге. На Серафимовском кладбище была заранее определена площадка для захоронения погибших, проведены проектно-изыскательские работы, устроен дренаж, еще в 2000 году выкопали три ряда по десять могил для моряков погибшей подлодки. У могил были бетонные стены, чтобы исключить попадание в могилы грунтовых вод, так как окончательную дату захоронения тогда еще никто не знал. АПЛ Курск Следующая траурная церемония прошла здесь только через год, когда АПЛ была поднята со дна моря и доставлена в док. 17 ноября 2001 года были похоронены 11 подводников с "Курска". Сначала родственники погибших моряков хотели дождаться доставки остальных тел — чтобы похоронить всех в один день. Однако демонтаж металлических перегородок и извлечение тел подводников затягивались, тем более, что опознание обнаруженных в Росляково моряков шло очень тяжело, учитывая сроки их нахождения сначала под водой, а затем в осушенном корпусе подлодки, поэтому решили не ждать доставки в Петербург тел всех 30 подводников, а похоронить тех, кто уже был опознан. В зале Военно-морского института — Морского корпуса Петра Великого были установлены покрытые Андреевскими флагами гробы, перед каждым — фотография моряка. На крышки положены офицерские фуражки и кортики моряков. Прошло отпевание погибших, а затем гражданская панихида. После чего тела погибших подводников были перевезены на Серафимовское кладбище и захоронены на Аллее Героев. Еще 8 подводников были похоронены в течение декабря 2001 года. Наконец, 23 марта 2002 года на Серафимовском кладбище, предали земле тела последних 7 моряков атомохода, извлеченных из корпуса крейсера, в том числе командира АПЛ "Курск" капитана 1 ранга Г.П. Лячина. После гибели "Курска" проходят годы, но окончательная истина так и не установлена. Таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Возникали и возникают новые версии, факты, якобы погубившие лодку. Исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. Более того, гибель "Курска" проявила одну пагубную и, к сожалению, типичную для нашей власти тенденцию: нежелание говорить правду. Вокруг гибели "Курска" была нагромождена такая ложь, что уроки катастрофы утонули во вранье и полученный печальный опыт уже невозможно использовать для повышения безопасности подводных лодок. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети". 69°36'59,6" северной широты, 37°34'28,7" восточной долготы... Отныне это последний причал лучшего корабля Северного флота — атомной подводной лодки "Курск" (бортовой номер К-141). С той самой минуты, когда разнеслась весть о трагедии, за судьбой российской субмарины и ее экипажа следил весь мир. Одна версия сменяла другую, но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. У трагедии, случившейся в Баренцевом море, сотни вопросов… Через год, 7 октября 2001 года, после проведения подготовительных
работ и отделения от "Курска" 1-го отсека, началась операция по подъему
АПЛ со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26
подъемных захватов, установленных на барже "Гигант-4". Скорость подъема
"Курска" — примерно 10 метров в час. Каждые 50 минут подъем
приостанавливался для проверки баланса и распределения подъемной силы на
тросах. После подъема лодки на 58 метров началась ее буксировка баржей
"Гигант-4". Баржа, к которой тросами был прикреплен атомоход, 8 октября
снялась с якорей и 10 октября успешно отбуксировала Курск в Росляковский
судоремонтный завод ВМФ. Критических ситуаций не возникало. 22 октября
атомоход "Курск" отделен от баржи "Гигант-4" и установлен на киль-блоки в
плавдоке номер 50 судоремонтного завода. К
сожалению, объемы подачи материала ограничены. | |
|
Всего комментариев: 0 | |