Воскресенье, 22.12.2024, 22:47 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Март » 8 » Русские венеры
19:39
Русские венеры
картинка

Пройдут века, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в паpчу и дpагоценности инфанты Веласкеса, очаpовательные и милые паpижанки Ренуаpа. Сpеди них будут и наши pусские кpасавицы Бориса Кустодиева.


картинка

Б.М.Кустодиев Автопортрет 1912 г. Галерея Уффицы, Флоренция

Биография.
Сегодня, 7 марта, автору пышнотелых русских красавиц, известных всему миру, исполняется 132 года.
Выдающийся русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. В1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, занимался в мастерской Ильи Репина. Энергия и жизнелюбие Б.Кустодиева были поразительны. Несмотря на роковую болезнь (костный туберкулёз) художник продолжает напряженно работать. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Необычайна зоркость Кустодиева к русскому быту. По памяти он пишет то шумные деревенские базары, то вербную толкучку, то масленичное обжорство и лихую удаль, с восторгом, наперерыв, приводя мельчайшие подробности, он весь преображается. Кустодиевские мотивы поражают своеобразной поэзией. Немощный физически, он находит в себе силы создавать гигантские полотна. Практически во всех воспоминаниях современников о Кустодиеве отмечается его жизнерадостность, отсвет которой лежит на всех произведениях художника. «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей,- пишет И. Шаляпин,- но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы, купчихи, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы – вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "КРАСАВИЦЫ"

В 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной "Красавица". Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Эта картина удивляла многих. Именно о ней он говорил, что „нашел свой стиль, так долго не дававшийся".

Сын художника, Кустодиев К.Б., вспоминал: В апреле 1915 года мы переехали на Введенскую, где была мастерская с двумя большими окнами, выходящими на улицу. Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной "Красавица", явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых еще в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш).
С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения. Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день. В десятых числах мая мои мать и сестра уехали в "Терем", и мы остались вдвоем. Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров на сундуке, хотя цвет и изменил.
"Красавица", по мысли автора, должна олицетворять русский идеал женской красоты. В качестве модели Кустодиев пригласил 21-летнюю актрису МХТ – Фаину Шевченко. Долгое время по просьбе женщины картина не выставлялась.
Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев один из вариантов этой каpтины : "Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника, когда он писал свою "Кpасавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои."

Художник создает яркий образ роскошной купчихи. Ее изобильная красота сродни цветастым обоям, цветочному орнаменту полога кровати и кружевам зефирно-розового теплого одеяла, похожего на свою хозяйку. Она вызывает ироническую улыбку и восхищение одновременно.

Но наряду с прославлением красоты ощутима во всех вариантах "Красавицы" Кустодиева и ирония. Бессмысленная, бездумная животная жизнь восхитительной блондинки, весь интерьер опочивальни — предел мечтаний обывательского мещанства.
Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония сплетены здесь в один неразрывный узел. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов.

«Красавица» — один из любимых персонажей Кустодиева. Мастер создал несколько композиционных вариантов этой картины, неоднократно повторял своих «Красавиц».
В Третьяковской галерее имеются две одноименные картины — 1915 года и вариант 1921 года. Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств.
Один из этих вариантов „Красавицы" Кустодиев подарил Максиму Горькому, и она была любимой картиной пролетарского писателя.
О четвертом варианте «Красавицы» известно следующее. Четвертую "Красавицу" Кустодиев написал по просьбе Федора Шаляпина. Картина представляет собой более театрализованный вариант знаменитой "Красавицы". Полотно выполнено в традиционной для Кустодиева манере: зажигательные цвета, традиционная русская эстетика, богатство и вычурность деталей.
Шаляпин и Кустодиев были друзьями и поклонниками таланта друг друга. Шаляпин очень любил свою "Красавицу" и увез ее с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке недавно скончавшейся Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле.
21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и "Красавица" Кустодиева.
Работы такого класса, как «Красавица», выставленная на торги, появляются на рынке крайне редко. Это наиболее декоративная и богато оформленная «Красавица» из всех известных. Поэтому неудивительно, что именно вокруг данного полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл.).
Оставшаяся в живых дочь Шаляпина — Марина — специально приехала из Рима, где она живет, чтобы посмотреть, как продают картины, некогда принадлежавшие ее великому отцу. Марина Федоровна очень спокойно воспринимала происходящее.
Из всего перечисленного можно сделать вывод: факт авторского повторения говорит о том, что сам художник высоко ценил эту работу, считал ее программной для своего творчества.

картинка

Борис Кустодиев Красавица 1915
141 х 185 см
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
картинка

Борис Кустодиев Красавица. 1918
Вариант-повторение картины 1915 г.
Холст, масло. 81x93 см
Тульский областной художественный музей, Тула
картинка

Борис Кустодиев Красавица 1919 г.
78,5 х 102 см,
Холст, масло
Частная коллекция Продана Сотбис в 2003 г. за 845 600 ф.с.
картинка

Борис Кустодиев Красавица. 1921
Уменьшенный вариант-повторение одноименной картины 1915 г.
Холст, масло. 72x89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В обиход прочно вошло словосочетание «кустодиевские красавицы». Художника называют русским Рубенсом. Репродукция его «Купчих» — непременный участник учебных пособий.

картинка

Кустодиев Б. Купчиха. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На заграничном курорте в Лейзене месяцами прикованный к постели Борис Кустодиев остро тосковал по России. Тогда, в 1912 году, он задумал своих первых «Купчих».
По возвращении в Россию Кустодиев не оставляет эту тему, в 1914 году начинает писать ставшую знаменитой картину «Купчиха». Она находится ныне в Русском музее Санкт-Петербурга. Картина прекрасна своей живописной палитрой: на фоне золотой российской осени горделиво стоит женщина в лиловом платье, ниспадает шаль с ярким народным орнаментом.
Закончит ее он в 1915, этим же годом датирована "Купчиха" из Третьяковки.
В картине "Купчиха" художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.
Румяное, свежее лицо ее приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую головку. Красавица рада гостям, ее соболиные брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. В ней вся роскошь женской красы. И ласковая милота и упрямая непокорность. Она самолюбива и добра.
Еще миг – и она степенно шагнет вперед, навстречу гостям, и поклонится.
Тогда мы увидим серебряную стежку пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки лилового шелкового платья, блеснет рдяным огнем большая брошь, зашелестит черный платок, усыпанный лазурными, шафранными, пунцовыми, янтарными цветами, обрамленными изумрудной зеленью ...
Она степенно опустит лебяжью белую руку, низко, чуть не касаясь пола кружевным платком, и мы явственно услышим любезное сердцу: "Добро пожаловать!"

Но не шагнет она, не поклонится, не оживет. Навеки будет стоять спокойной, вальяжной чаровницей на булыжной мостовой приволжского городка. И до скончания веков будет бушевать буйная кипень горящих красок русской осени, во всем великолепии червонных, багряных листьев, яркого золота куполов церквей, пожара алой рябины, пестряди лавок и лабазов с малахитовыми арбузами, пунцовыми яблоками.
Века пройдут и многое изменится, а все будут плыть и плыть в высоком небе румяные кучевые облака над бескрайним синим раздольем Волги.

картинка

Кустодиев Б. Купчиха. 1915
Холст, масло. 204x109 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
картинка

Кустодиев Б. Купчиха. 1919
Вариант картины 1915 г.
Бумага на картоне, акварель. 44,5x27,5 см
Вологодская областная картинная галерея, Вологда
картинка

Кустодиев Б. Купчиха. 1923
Продана на аукционе «Сотбис» в 1998 г.

И еще об одной купчихе необходимо упомянуть.

картинка

«Купчиха за чаем» (1918, Русский музей).

И каждому, наверняка, знакома эта работа Кустодиева:

картинка

Борис Кустодиев, "Русская Венера", 1925-1926 гг, Музей Нижний Новогород

Купчихи и красавицы — это "ноу-хау" Кустодиева. Они демонстрируют зрелую манеру мастера, одновременно являясь зримым выражением его представлений о человеческой красоте.
Идеал красоты подвижен и меняется в зависимости от географии, эпохи, социальных условий жизни. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. У Кустодиева свой идеал.

Когда на выставках появилась кустодиевская полотна, других художников до обмороков бесило то, что именно перед ними народ собирается толпами, стоит амфитеатром и подолгу не расходится. От них Кустодиева исходит сумасшедшая энергия любви, но язык не повернется сказать, что они сексуальны. Они — женственны, они прекрасны, как мать-природа.

Просмотров: 2256 | Добавил: Yurich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters