23:16 Россия, Иран и С-300 | |
В феврале опять поднялась тема с поставками зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран и официальные российские должностные лица, наконец-то подтвердили наличие действующего контракта. Но одновременно с этим поставки этих комплексов в Иран были опять
отложены, и вновь резко против этих поставок высказались США и Израиль.
Так почему же эти комплексы так важны для ПВО Ирана и как может
сказаться на российско-иранских отношениях невыполнение этого контракта? Для ответа на этот вопрос нужно сделать краткий анализ имеющихся вооружений ПВО Ирана. Из наиболее современных иранских зенитных систем следует выделить 29 современных российских мобильных ЗРК малой дальности "Тор-М1”, а также от 14 до нескольких десятков ПУ ЗРК "Квадрат”, которые были недавно модернизированы с помощью той же России. Встречаются еще упоминания о иранских ЗРК "Shahab Thaqeb”, являющихся предположительно копиями китайских HQ-7, но, судя по их очень редкому упоминанию, их массовое производство не начиналось или носит очень ограниченный характер. На вооружении иранских вооруженных сил есть и 30 ПУ британских ЗРК «Рапира», но эти комплексы показали не самую высокую эффективность, как в англо-аргентинской войне за Фолклендские острова в 1982 году, так и в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. Из переносных зенитно-ракетных комплексов современными являются производимые в Иране Misagh-1 и Misagh-2 (копии китайских ПЗРК QW-1 и QW-2), есть и большое количество более старых ПЗРК. Основу же иранской ПВО составляют до 150 ПУ комплексов среднего радиуса MIM-23 "Hawk”\”Improved Hawk” поставленных еще до исламской революции из США и несколько десятков ПУ китайских комплексов HQ-2J (глубокая модернизация советских ЗРК С-75) вместе с их иранскими версиями Sayyad-1 / Sayyad-1A. Все эти системы уже устарели или устаревают, хотя Иран прилагает большие усилия к их дальнейшей модернизации и развитию. Так, например, в прошлом году была представлена последняя иранская разработка в этой сфере — зенитная ракета "Shahin”, которая, судя по виду и представленным характеристикам, является дальнейшим развитием ракет "Improved Hawk”. Интересной иранской импровизацией в этой сфере является и попытка создания сухопутного зенитного комплекса, использующего корабельные зенитные ракеты SM-1. На вооружении ПВО есть и 2 системы большой дальности С-200ВЭ "Вега-Э”
(10 ПУ), но это очень мало Пытаясь хотя бы частично компенсировать нехватку современных зенитно-ракетных комплексов, Иран пошел по пути увеличения количества зенитных скорострельных артиллерийских систем. На вооружении состоит несколько разных систем, но основными зенитными орудиями являются советские ЗУ-23, швейцарские 35 мм Oerlikon "SkyGuard” и их иранские копии. Есть и очень оригинальные системы, такие как полностью автоматические зенитные 100мм орудия, создаваемые на базе устаревших советских зенитных орудий КС-19. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, иранская оборонная промышленность пока не может решить главной проблемы, которая хорошо видна из этого краткого анализа — нехватки современных зенитных комплексов средней\большой дальности. А без этого Иран не может создать эшелонированную систему ПВО, гарантирующую защиту наиболее важных объектов от внезапных ударов со стороны отдельных государств региона. Конечно, несколько дивизионов ЗРК С-300 не панацея от агрессии и, к примеру, вооруженные силы США могут пробить иранское ПВО и с С-300, но, во-первых, это потребует от них больших усилий и жертв, а во-вторых, известно, что для Ирана сейчас большую военную угрозу представляет Израиль. Усиление иранской системы ПВО сильно охладит пыл "ястребов” в израильском руководстве, что в конечном итоге резко уменьшит вероятность вооруженного конфликта между этими государствами. Это также может помочь и при возможных конфликтах с арабскими соседями по Персидскому Заливу. Сейчас Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) активно вооружаются с помощью США и европейских стран и имеют серьезные споры с Ираном по ряду вопросов (так у ОАЭ есть территориальные претензии на ряд иранских островов). Именно поэтому Тегеран заинтересован сегодня в приобретении комплексов С-300ПМУ-1. Военно-техническое сотрудничество России и Ирана в последние десятилетия Историю военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана последних двадцати лет нельзя назвать безоблачной. Вывод советских войск из Афганистана, окончание ирано-иракской войны и прочие события, произошедшие в конце восьмидесятых годов двадцатого века, привели к очень быстрому улучшению отношений между СССР и Ираном. Это способствовало настоящему расцвету военно-технического сотрудничества между нашими странами: иранцам была необходима современная военная техника, которую тогда не могли предоставить их основные партнеры в этой сфере – КНР и КНДР. Уже в 1989 году было заключено первое крупное соглашение, по которому иранская сторона покупала у тогда еще СССР две зенитно-ракетные системы С-200ВЭ, 24 истребителя МиГ-29 и МиГ-29УБ, 12 бомбардировщиков Су-24МК. Следующими двумя соглашениями в 1990-1991 годах предусматривалось строительство и передача Ирану нескольких подводных лодок пр.877ЭКМ, а также помощь в создании и оборудовании базы для них. Ну а по ноябрьскому соглашению 1991 года Иран покупал уже не только танки Т-72С и боевые машины пехоты БМП-2, но и лицензию на производство этой бронетехники и вооружений для нее, российская сторона также предоставляла помощь в строительстве заводов и налаживании лицензионного производства. Таким образом, в результате этого соглашения Иран должен был получить 1000 единиц Т-72С и 1500 единиц БМП-2. В результате заключения этих и других более мелких контрактов, на сумму в несколько миллиардов долларов США, Иран сразу стал одним из самых крупных покупателей советских\российских вооружений, и далее открывались великолепные перспективы для продолжения сотрудничества. Но все это было перечеркнуто в середине 1990х, когда Москва, под влиянием США обязалась прекратить к концу 1999 года все сотрудничество с Тегераном в этой сфере. В 1995 году был подписан соответствующий меморандум между вице-президентом США Альбертом Гором и председателем Совета Министров РФ Виктором Черномырдиным. В результате, российской стороне пришлось даже отказаться от выполнения части уже заключенных с Ираном соглашений, потому как их не удавалось реализовать до 31 декабря 1999 года. Так иранские заводы по производству танков и БМП хоть и были построены, но в связи с прекращением поставок машинокомплектов из РФ производство было остановлено и иранские вооруженные силы получили немногим более 420 танков Т-72С и примерно такое же количество БМП-2. Контракт на поставку подводных лодок тоже не был полностью реализован, и Иран получил только три субмарины пр.877ЭКМ. Россия же не только подорвала доверие к себе со стороны иранских партнёров, но и лишилась миллиардов долларов, что особенно больно ударило по оборонным заводам, потерявшим крупные заказы в то очень тяжелое время кризиса 1998 г. Ну а американцы, после того как добились всех своих целей даже не стали выполнять своих обещаний перед российской стороной по этому меморандуму, то есть не желали развивать сотрудничество в оборонных технологиях, не предотвращали попадание американского оружия в зоны, прилегающие к России и т.п. В 2000 году российское руководство объявило о выходе из этих договоренностей с США и о возобновлении военно-технического сотрудничества с Ираном, но сделать это оказалось не так просто. После срыва контрактов в девяностые годы, Тегеран не решался на заключение новых крупных соглашений в военно-технической сфере с Россией, направляя основные усилия на самостоятельное развитие своего оборонно-промышленного комплекса и сотрудничество с Китаем. Поэтому на протяжении нескольких лет все ограничивалось только отдельными поставками вертолетов Ми-17, модернизацией и поставками запчастей к имеющейся технике. Прорывным стал 2005 год, когда был заключен контракт на покупку
зенитно-ракетных комплексов Тор-М1 и вероятно именно после его успешного
выполнения в 2006 году начались серьезные переговоры о поставке
С-300ПМУ-1. Информация, что между РФ и ИРИ был заключен контракт на поставку 5 дивизионов ЗРК С-300ПМУ-1 за 800 миллионов долларов, ходила в разных средствах массовой информации с конца 2007 года. Все эти два года российская сторона официально опровергала или не подтверждала этого, а иранская не спорила с этим, но сейчас ситуация изменилась. В октябре 2009 года в СМИ появилась информация, что Россия заморозила сделку по политическим причинам ради улучшения отношений с США, хотя Иран уже перечислил часть денег и техника готова к отправке. Вслед за этим, в ноябре появилась информация со стороны начальника объединенного штаба иранских вооруженных сил Хасана Фирузабади, что задержка с поставками составляет уже более полугода. Чуть позже, тоже от иранских официальных лиц стало известно, что задержки с поставками были им объяснены техническими причинами. И вот в феврале факт наличия подписанного контракта был признан сразу несколькими российскими высокопоставленными лицами, об этом делали заявления министр иностранных дел С. Лавров, его заместитель С. Рябов, первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству А. Фомин и т.д. В этих заявлениях говорилось о намерение выполнить контракт, и подтверждалась версия с задержками по техническим причинам. Однако сроки выполнения контракта так до сих пор не названы, а диссонансом по отношению к другим заявлениям, стало заявление главного конструктора головного КБ концерна "Алмаз-Антей" В. Каспарьянца, что это не технический, а политический вопрос. Именно на политическую версию указывают и сильнейшее давление со стороны США и Израиля оказываемое на Россию по этому вопросу. Естественно, что все это раздражает иранскую сторону, которая явно не забыла неприятной истории со срывом выполнения предыдущих крупных российско-иранских соглашений в 1990х годах. Еще в ноябре руководитель комитета иранского парламента по безопасности и внешней политики Алаиддин Боруджерди сказал, что невыполнение контракта может негативно отразиться на двусторонних отношениях. А в начале февраля посол Ирана Махмуд Реза Саджади сообщил, что его страна продолжает ожидать выполнения контракта и что этот вопрос является вопросом престижа и авторитета для Москвы. Пока иранское правительство старается не допустить ухудшения двусторонних отношений и старается сохранить дружественные и добрососедские отношения, поэтому до сих пор продолжает соглашаться с версией откладывания поставок по техническим причинам. Но чем дольше будет затягиваться выполнение контракта, тем труднее им это будет делать. В конечном итоге, если контракт будет сорван, это действительно может очень сильно ударить по российско-иранским отношениям, так как Тегеран окончательно потеряет какое-либо доверие к Москве. И тогда Россия может потерять не только действующие и потенциальные крупные контракты в военно-технической сфере, но и в гражданской авиации, энергетике, железнодорожном транспорте и т.д. Например, иранский рынок пассажирских самолетов является одним из самых перспективных для российского авиапрома, так как закупать новые западные Боинги и Аэробусы Иран не может, и они готовы купить десятки новых Ту-204 и Ту-214. Уже есть контракт, по которому 5 Ту-204 будут поставлены иранской авиакомпании Iran Air Tour в конце 2010 и начале 2011 года, а сейчас идут переговоры о приобретение этой авиакомпанией еще 30 подобных самолетов. Эти и другие потенциальные контракты могут очень помочь российскому гражданскому авиастроению. В железнодорожной сфере есть перспективы не просто строительства железных дорог в Иране, но и создания транспортного коридора "Север-Юг”, который обеспечит транзит грузов между Северной Европой и Южной Азией по железным дорогам России, Азербайджана и Ирана. Ну а кроме этих и других экономических потерь, может быть нанесен и сильный удар по взаимодействию в политической сфере и тогда вести переговоры, в том числе по ядерной проблематике тоже станет значительно сложнее. Иран же, скорее всего, окончательно переориентируется на КНР, как своего основного политического и экономического партнера. Уже сейчас один только прямой товарооборот между этими странами близок к 30 миллиардам долларов и Китай стал главным иранским торговым партнером. В военно-технической сфере Пекину тоже есть, что предложить Тегерану, в том числе зенитно-ракетные комплексы HQ-9\FD-2000, являющиеся аналогами С-300. Но Россия может понести не только прямые потери из-за ухудшения отношений с Ираном, но и нанести удар по своей репутации крупного независимого игрока на международном рынке вооружений. И опять, как и в случае с соглашением Гор-Черномырдин, в обмен на все возможные реальные российские потери, от США мы можем получить только пустые слова и обещания, которые вряд-ли будут выполняться. | |
|
Всего комментариев: 0 | |