00:34 Первый выход человека в открытый космос | |
8-19 марта 1965 года Алексей Архипович Леонов совместно с П.И. Беляевым совершил полет на КК "Восход-2" в качестве 2-го пилота. 18.03.1965 г. Леонов впервые вышел в космическое пространство, удалился от КК на расстояние 5 м и провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 мин. 9 с. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ С КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ "ВОСХОД-2" НА СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКЕ. Воспоминания космонавта Е. Хрунова : В феврале-марте 1964 г.* у С.П.Королева появилась идея осуществления
выхода из космического аппарата в открытый космос. В будущем для работы
(как показала практика) это было необходимо. Во время подготовки к старту на космическом корабле "Восход-2". Байконур. В результате и скафандры, и перчатки, и системы шлюзования и
контроля, и все в целом пришлось отрабатывать нам самим. В самом начале
отработки скафандров быстро уставали кисти. Для сжатия руки в перчатке
нужно было приложить усилие 20–25 кг. Поэтому их приходилось постоянно
тренировать. Правда, у А.Леонова была очень сильная кисть, и если я
выжимал 60–65 кг, то Леонов – 90. Давление в скафандре создавалось 0.4
атм. На Земле нельзя было понизить атмосферное давление, поэтому
приходилось для придания жесткости скафандру наддувать его на 1.4 атм. Летом 1964 г. А.Леонов и я продолжали готовиться. П.И.Беляев был в
командировке или в больнице. Ю.Гагарина тоже не было. И тут приехал
Шарль де Голль. Н.С.Хрущев решил привезти его на космодром. И мы с
Леоновым должны были продемонстрировать де Голлю этот корабль и как
выходить в открытый космос. В Тюратам был направлен макет со шлюзом, и
нас назначили для показа. Стало понятно, что полетят те, кто принимал
участие в этом спектакле. Дублирующий экипаж. Фото из архива Д.Заикина. Вскоре стало ясно, что Д.Заикин не в состоянии освоить технику выхода и контроля ввиду малого времени. Я успел подготовиться лучше, поэтому было принято решение, чтобы меня поставили дублировать и командира, и выходящего. В результате я попал в очень сложное положение. На одной тренировке работал как выходящий и выполнял все свои функции, а на другой тренировался в качестве командира с Леоновым. То командир Беляев – я выхожу, теперь Леонов выходит – я командир. Это довольно щекотливое положение; и мне, и Леонову это особой радости не приносило. Были еще и личные взаимоотношения, что-то с полуслова понимаешь, что-то нет... Портрет космонавта П.И.Беляева. Больше всего по всем показателям к выходу подходил я, за меня же
был завод в Томилино. Тем более что мой вес – 66 кг, физически я был
очень хорошо подготовлен и выполнял все требования. На этой почве возник
один из конфликтов. Я мог делать то, что было не дано П.Беляеву, в
результате это посчитали как «закулисную подсидку». Он не может делать, а
я могу. На его стороне полностью был и Ю.Гагарин. Когда дело зашло
слишком далеко, мы собрались вчетвером (Беляев, Заикин, Леонов и я). На
такой работе надо либо нормально работать, либо расходиться. При разборе
я сказал, что если что-то делаю, то не буду имитировать, что этого
делать не умею. И почему я должен делать хуже, чем могу? П.Беляев был
вынужден согласиться. Раз решение о составе основного и дублирующего
экипажей принято, то уже все. Но и в этом случае я все равно говорил и
буду говорить все в глаза, нравится кому-нибудь это или нет. А за спиной
– никогда! И все потом стало нормально... Д.Заикин: На подготовку меня назначили во время очередного
медобследования в начале января 1965 г. по обнаружении у В.В.Горбатко
сердечной систулы. Во время подготовки ездили в Жуковский на базу ЛИИ
имени М.М.Громова и в Томилино на завод «Звезда», где изучали шлюзовую
камеру и скафандр (теорию и проходили тренировки по работе в нем). После
практических занятий по работе в скафандре осуществляли подъем на
высоту до 33 км в барокамере, работали по наддуву скафандра от 0.4 атм с
переходом до 0.27 атм, для того чтобы производить действия (открывать и
закрывать забрала, управлять бортовыми системами) на случай, если
произойдет разгерметизации кабины, а выходящий отрабатывал операции по
выходу. Это, как тогда называлось, «в сухую», т.е. на Земле. Потом в ЛИИ
летали на Ту-104ЛЛ и отрабатывали эти же действия в невесомости за 24
сек (за один полет делали порядка 10 горок). Подготовка продолжалась до
начала марта 1965 г. Заключительные тренировки проходили на Чкаловской в
большой камере СБК-80, где находился сам макет и действующий
тренажерный образец шлюзовой камеры. Нас поднимали «на высоту» (порядка
30 км), сидящий в макете с пульта управления проводил раскрытие шлюзовой
камеры, проверку герметичности, наддув, раскрытие переходного люка и
т.д. Соответственно, Хрунов «гулял», а я включал системы. На этой
заключительной тренировке присутствовали С.П.Королев, М.В.Келдыш,
С.М.Алексеев и др. Первым ее проводил основной экипаж, а через день –
дублеры. По окончании доложили, что экипаж выполнил тренировку. Королев
спросил нас: «Готовы ли вы в полном объеме?». Мы ответили, что готовы.
Оценка была дана положительная, таким же было заключение о готовности
экипажа. Е.В. Хрунов (10 сентября 1933-19 мая 2000 г). Е.Хрунов: Когда мы прилетели в первой половине марта 1965 г. на космодром, то С.П.Королев лично встречал оба экипажа. Он хорошо меня знал еще по моей учебе в академии. Более того, Королев смотрел материалы по полетам на невесомость и знал состояние Беляева. Однако Гагарин был настроен категорически и так сказал: «Ты успеешь слетать, у тебя здоровье нормальное, а Беляева могут списать каждый день. Раз так, пусть Беляев слетает, а ты потом». С какой-то стороны Гагарин был прав, но не совсем… Поэтому, когда оба экипажа, начальник ЦПК, врач и Гагарин прилетели на космодром, то, несмотря на свою занятость, у трапа самолета нас встречал Королев. Поздоровавшись, он задал первый вопрос: как Хрунов подготовлен в качестве командира, с тем чтобы заменить Беляева? Гагарин это дело «скомкал» и сказал, что Беляев готов. Тогда Королев повторил вопрос: «Я спрашиваю, готов ли он?» – «Да, он готов», – ответил Гагарин. Официальная фотография экипажа перед стартом. Перед стартом была неприятность. Полностью собранный корабль стоял на стапелях, и рядом с ним на лебедке, зафиксированной при помощи защелки («собачки»), располагался двухметровый шлюз, в наддутом состоянии, подвешенный люком вниз. Таким образом его проверяли в течение суток на герметичность. Солдат, оставленный Королевым для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскакивает, шлюз падает и рвется. А запасного нет. Есть только тот, на котором мы тренировались. Так вот именно его и поставили на этот корабль. А. Леонов и П. Беляев на пути к стартовой... Разговоры же о том, что С.Королев, якобы, дал указание П.Беляеву – что, если А.Леонов не вернется, отстрелить его, а самому возвращаться – не соответствуют действительности. Мы все время были вместе, и сказать такое Королев не мог. Авантюры было много… Перед стартом Н.П.Каманин разговаривал с каждым. Мы с ним сели в маленьком кабинете и начался честнейший разговор один на один: – Женя, скажи мне, можно лететь на этом корабле или нет? Я всех тонкостей не знаю, но мне нужно принимать решение. – Николай Петрович, – отвечаю я. – Вы мне задали очень сложный вопрос. Я очень хочу лететь в космос. И если я Вам скажу, что на нем нельзя лететь, Вы тут же отстраните меня от полета. Но, если Вы обещаете, что независимо от сказанного мною в оценке готовности корабля Вы не измените своего отношения ко мне... – Жень, я прошел всю эту славу в таком же возрасте. Я тебе говорю: ты мне скажи честно, а отношение к тебе не изменится, только больше уважения будет. – В данной ситуации этот полет – чистых кровей авантюра, но я все равно полечу, если Вы меня назначите. – Спасибо, если бы ты ответил по-другому, значит, ты врешь, а тогда доверия было бы меньше. Д.Заикин: Когда нас назначили дублерами, то я посчитал, что основной экипаж был определен заранее, не ожидал другого решения и знал, что не полечу. Е.Хрунов: Полет выполнили 18–19 марта 1965 г. После возвращения Леонова в корабль они привязались к креслам и подали команду на отстрел шлюза. Во время этой операции датчики солнечно-звездной ориентации «залепились». На 16 витке на Земле включают программу ориентации и спуска. На 17-м витке руководство их ждет внизу, а они и не пытаются снижаться, т.е. система автоматической ориентации не срабатывает. Им дают команду перехода на ручное управление. Они начинают ручную ориентацию. Теперь об этой системе. Если в нормальных условиях человек может спокойно считывать показания приборов, то в корабле «Восход-2», чтобы читать инструкции, нужно было становиться на голову. Ручная ориентация корабля по Земле проходила при помощи ВСК («оптического глаза» корабля) (в «Востоках» он был сделан прямо перед сидящим человеком, т.к. корабль был одноместным. – А.Г.). Пока они уточняли точность ориентации, опоздали с включением двигателя на 45 сек, поэтому в Пермь и улетели. После посадки тоже была целая «драматическая ситуация». Они провели там две ночи. В первую ночь к ним не пришли. Какой-то гражданский вертолетчик, сбрасывая им мешок с одеждой, побоялся зависнуть и выбросил его на горизонтальной скорости полета 100–120 км. Он куда-то упал, снег глубиной 2 метра – и космонавты его не нашли. Космонавты П.И.Беляев (слева в ушанке) и А.А.Леонов (справа в шлемофоне) и экспедиция спасения: инженер-полковник В.С.Беляев (в середине) и В.Н.Волков (справа над ним). На второй день к поисковикам приехал зам. главкома ВВС
С.И.Руденко, чтобы посмотреть, что и как там происходит, но оказался
старшим и ему пришлось командовать группой спасения и эвакуации. Космонавт Алексей Леонов Беляев Павел Иванович (1925-1970). Воспоминания о поиске экипажа КК «Восход-2» Беляев В.С., участник поисковой группы Когда прошел спуск, сообщили о том, что они сели и засечены ПВО и
станциями слежения... Доклад поступил от экипажа: они на Земле, все в
порядке. Мы, естественно, успокоились, и нам дано было разрешение ехать
отдыхать. Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам.
Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег
протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали
расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл,
все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет
сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные
мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы
нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И
стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была
вторая ночь без сна. Леонов стал шутить. Все звания и должности даны на период указанных событий. Алексей Архипович не только космонавт, а ещё и художник. | |
|
Всего комментариев: 0 | |