22:50 Нефть – черная кровь империи | |
С середины XIX века, темная, дурно пахнущая, добываемая из-под земли
жидкость превратилась в кровь человеческой цивилизации.
Полезные свойства нефти человеку были известны еще в глубокой
древности. Выходившую на поверхность земли нефть иранцы называли naft,
турки – neft, греки – naphta, римляне – bitumen. А распространившееся
позже слово petroleum было создано с помощью синтеза двух слов:
греческого petros (камень) и латинского oleum (масло). Сначала нефть просто собирали в тех местах, где она выходила на поверхность земли. Позже стали копать колодцы. Бакинское ханство было окончательно присоединено к Российской империи в начале XIX века. Можно было бы считать, что именно к этому времени следует отнести рождение российской нефтяной промышленности. Однако это не совсем так. Нефтяная вышка на берегу реки Ухты
Еще в XVI веке в России собирали «горючу густу воду» с поверхности реки Ухта, доставляли в Москву, перерабатывали, а затем продавали в аптеках. Начало же систематическому исследованию, описанию и учету подземных
ископаемых в империи положил Петр I, создавший в 1700 году Приказ
рудокопных дел, переименованный позже в Берг-коллегию. Только в 1745 году архангельский купец Федор Прядунов отправился на
Ухту, надумав заняться добычей и «двоением» или «передваиванием» нефти.
Он добился от Берг-коллегии разрешения наладить нефтяной промысел и
обязался дважды в год посылать в Санкт-Петербург рапорты о состоянии
дел. Для «двоения» нефти Прядунов решил использовать опыт винокурения и
смолокурения. Свою нефть Прядунов именовал «желтым маслом», продавалась
она в аптеках Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, в «желтое масло»
добавляли растительное и использовали для освещения. Но на нефтяном деле
купец Прядунов не разбогател, а жизнь его закончилась трагически. За
неуплату налогов он был посажен в долговую тюрьму, где скончался в 1753
году. Потом промысел переходил в разные руки, через суд права на него в
итоге вернул сын Прядунова. Но и после смерти последнего дело захирело, и
к 70-м годам XVIII века промысел прекратил свое существование.
Подписанный в 1813 году Россией и Ираном Гюлистанский мирный договор признавал переход под юрисдикцию Российской империи части территорий Северного Кавказа и Закавказья, в том числе и Бакинского ханства. Хотя де-факто бакинские нефтяные промыслы отошли империи еще в 1806 году. На новые земли потянулись переселенцы из России. В их числе были и крепостные крестьяне из Владимирской области –
братья Герасим, Василий и Макар Дубинины, осевшие в Моздоке. В то время
на Северном Кавказе также добывали с помощью колодцев тяжелую нефть, в
основном на Сунженском хребте, близ Брагунов и в Беное. Ее и решили
перерабатывать Дубинины. В то время как Дубинины в Моздоке делали первые шаги в нефтепереработке, в Баку прибыл молодой ученый Николай Воскобойников – выпускник Петербургского горного кадетского корпуса. Всего через два года после начала работы на промыслах Воскобойников уже в 1827 году составил классификацию местной нефти, описал процесс добычи с помощью колодцев и разработал предложения по улучшению условий ее хранения. В 1834 году его назначили директором бакинских и ширванских нефтяных и соляных промыслов. В том же году Воскобойников направил министру финансов донесение с предложением организовать в Баку переработку нефти. Николай Иванович резонно указывал, что более 90% добываемой на Апшероне нефти продается в Иран и лишь оставшееся количество пудов перерабатывается и поступает на внутренний рынок. Это притом, что Россия закупала дорогой импортный, в первую очередь американский, фотоген. Как ни странно, но к донесению Воскобойникова правительство отнеслось
с вниманием. Уже в конце 1837 года в Балаханах заработал завод,
спроектированный Воскобойниковым, на котором впервые в мире была
применена перегонка нефти вместе с водяным паром, а нефть подогревалась
при помощи природного газа. Эти методы будут широко использоваться в
будущем, спустя многие годы после смерти Воскобойникова.
Рост населения и развитие экономики в XIX веке требовали смены привычных осветительных приборов. Светильники с растительным или животным жиром, свечи и лучины давали тусклый свет. Ворвань горела ярче, но была слишком дорога, как и добываемый из угля «городской газ». Камфин (производное скипидарного масла) давал много света, но был
крайне пожароопасен. В 1853 году львовский фармацевт Игнацы Лукасевич с помощью
конструктора Адама Братковского сконструировал лампу, которую мы до сих
пор называем керосиновой. Керосиновые заводы в Баку Керосиновый завод, нач. 20 в К 70-м годам XIX века в США уже 34 компании производили керосин. В России в это время также работали нефтеперерабатывающие или, как их называли, керосиновые заводы: в Сураханах, Дрогобыче, Фанагории (Таманский полуостров), Москве, Грозном, Керчи, Нижнем Новгороде, Балахне на Волге, под Ярославлем и т.д. Крупнейшим из них был построенный рядом с Баку, в Сураханах, нефтеперегонный завод купца Василия Кокорева. Разбогател Василий Александрович на винных откупах, «кокоревская
водка» в те времена была понятием нарицательным, означавшим дешевый и
низкокачественный продукт. Сколотив состояние на торговле алкоголем,
Кокорев начал вкладывать деньги в строительство железных дорог, создал
крупнейший в России по размерам капитала Волжско-Камский коммерческий
банк, но до этого занялся нефтяным делом. Керосиновая станция прямого сообщения
Нефтяной фонтан, кон. 19 в Принято считать, что впервые метод промышленного бурения скважин для
добычи нефти был использован в США Эдвином Л. Дрейком в 1859 году у
городка Тайтусвиль, на северо-востоке Пенсильвании. В эту глухомань
бывший железнодорожник Дрейк был направлен в 1857 году акционерами
«Пенсильвания рок ойл компани» и «Сенека ойл компани», решившими
добывать нефть с помощью бурения, применявшегося при добыче соли. Тогда
месторождения соли бурили практически везде, где она добывалась, в том
числе и в России. Один из первых "нефтяных колодцев", сооруженный Эдвином Дрейком В августе 1859 года инвесторы, чье терпение и финансы истощились, направили Дрейку письмо с требованием расплатиться по счетам и свернуть работы. Но еще до того, как его получил адресат, бур в Пенсильвании дошел до нефти. Не позаботившиеся заранее о хранении долгожданного черного золота добытчики разливали его во всю имевшуюся посуду – вплоть до кастрюль. Дрейк срочно скупил все свободные бочки из-под виски в Тайтусвиле. Он уже праздновал победу, но финал этой истории был грустным: из-за неосторожного обращения с банальной лампой вся добытая Дрейком нефть сгорела в ужасном пожаре. Дрейк же, чье имя вошло в историю мировой нефтяной отрасли, окончил свою жизнь в полной нищете. Между тем метод бурения для добычи нефти был впервые в мире применен в
России. Первым в 1844 году предложил бурить скважины на нефть ударным
способом инженер Ф.А. Семенов. Его предложение четыре года пылилось на
столах столичных министерств, но наконец в 1848 году первая скважина
была пробурена на Биби-Эйбатском месторождении у Баку. Однако она не
дала нефти, и метод не получил распространения. В 1864 году попытку
повторил полковник Новосильцев, пробуривший скважину у Анапы. На этот
раз опыт оказался удачным, и бурение постепенно начало проникать в
российскую нефтедобычу. Спустя 5 лет бурение скважин было вновь начато и
на Апшеронском полуострове.
Граф Михаил Рейтер В 1877 году министр финансов граф Михаил Рейтерн распорядился взимать
пошлину на импортный керосин в золотом исчислении, что фактически
превращало продукт в неконкурентоспособный товар на российском рынке.
Одновременно был отменен акциз на производимый в России керосин, что
резко увеличило прибыли местных производителей. Инженер Владимир Шухов Ее смог решить гениальный русский инженер Владимир Шухов, который в 1879 году изобрел форсунку. Новшество запустили в производство на своих заводах братья Нобель, из-за чего за ним закрепилось название «нобелевская форсунка». Мазут в качестве топлива быстро завоевал признание, всего за 10–15 лет на нефтяные «остатки» перешли флот и железные дороги. Нефтепромышленники сократили выработку керосина и в погоне за прибылью предпочитали торговать «остатками». Доходило до того, что к мазуту примешивалась сырая нефть, что делало применение «остатков» в виде топлива опасным.
Поскольку в империи основным регионом нефтедобычи был Апшеронский
полуостров, то доставка нефти и нефтепродуктов в Центральную Россию шла в
том числе по Каспию и Волге. Нефть и нефтепродукты перевозились сначала
в деревянных, позже железных бочках, что было довольно дорого. Жалуясь
на жадность судовладельцев, нефтепромышленники пытались придумать новые
способы доставки. Эстакада для налива нефтепродуктов в вагоны-цистерны Судовладельцы и нефтепромышленники, ранее насмехавшиеся над братьями,
в срочном порядке начали переоборудование своих флотилий. Новость о
революционном способе перевозки нефти распространилась быстро, и во всем
мире его тогда именовали не иначе как «русский способ». Эстакада для
налива нефтепродуктов в вагоны-цистерны Естественно, опыт братьев
Артемьевых дорабатывали и совершенствовали. Между прочим, изобретение русскими инженерами нефтеналивных барж и танкеров сыграло не последнюю роль в том, что лондонский купец Маркус Сэмюэль, основатель компании Shell, ныне являющейся одним из крупнейших в мире нефтяных концернов, смог одержать победу над Standard Oil, потеснив детище Рокфеллера сначала на азиатских, а затем и европейских рынках. В 1890 году Сэмюэль, мечтавший создать компанию, которая поколебала бы мировое господство Standard Oil, отправился с ознакомительной поездкой в Баку. Именно здесь он впервые увидел нефтеналивные танкеры и понял, что именно станет козырной картой в его тяжелой борьбе с Рокфеллером. «Ему были нужны танкеры, чтобы не перевозить керосин в бочках. Экономия места и веса и выигрыш в объеме значительно снижали затраты на транспортировку в пересчете на галлон… Сэмюэлю был нужен новый, более крупный, технически более совершенный тип танкера, и он дал заказ на разработку и строительство таких судов. Ему были нужны гарантированные поставки из Батума больших объемов керосина по цене, в которую была бы заложена экономия, полученная при переходе на новую форму транспортировки. Ему необходимо было получить доступ в Суэцкий канал, что сокращало путь на четыре тысячи миль и таким образом еще больше снижало цены и увеличивало преимущество над Standard, чья нефть перевозилась на парусных судах вокруг мыса Доброй Надежды… Постройка первого танкера близилась к завершению в Уэст-Хартлспуле.
Он получил имя «Мурекс» – по названию вида морских раковин, что стало
традицией для всех последующих танкеров Сэмюэлей. Это был памятник
Маркусу-старшему, торговцу раковинами. Нефтяной караван Азы нефтерынка по Нобелю Нефтепромышленное предприятие Нобелей в Баку. На заводе. Начало нового этапа в развитии нефтяной промышленности России в конце XIX века многие ее исследователи напрямую увязывают с основанием в 1879 году "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель"), объединившего добычу, переработку, реализацию, а также многие технические разработки в данной отрасли. Уже в ходе первого этапа — становления — оно опередило всех конкурентов. А в начале марта 1917 года Эммануил Нобель мог с полным правом выступать "от имени всей русской нефтяной промышленности". Несколько слов о нобелевских ноу-хау. Первые нефтяные вышки Нобелей Далее "Товариществом" была проведена коренная модернизация
транспортной системы, включая сооружение нефтепроводов, создание
наливного флота (танкеров), налаживание железнодорожных перевозок в
вагонах-цистернах. Важно также отметить, что все оборудование
изготавливалось на заводах "Товарищества" по чертежам и проектам братьев
Нобель. Эммануил Нобель Глава семейства Нобелей — Эммануил, — всячески поощрял многих российских "технических" самородков. К примеру, он поддержал молодого русского ученого В.Шухова, распылительные форсунки которого, используемые в котлах для сжигания мазута, совершили подлинный переворот в паровой энергетике ... ... В то же время Нобелям удалось не только привлечь к нефтяному делу в России значительные капиталы с Запада, но и осуществить оттуда "приток мозгов" для нужд отечественной промышленности. Так, в сотрудничестве с немецким изобретателем Рудольфом Дизелем было организовано массовое производство дизельных моторов для нефтеналивного флота. В 1918 году Эммануэль Нобель, чудом спасшийся от Советов, продал весь свой бизнес рокфеллеровскому Standard Oil of New Jersey за смешную цену – 7 500 000 долларов. И правильно сделал, поскольку спустя неполных два года вошедшие в Баку большевики первым делом национализировали все промыслы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |