19:29 Конец "Золотой Рыбки" | |
На северодвинской "Звездочке" утилизируется уникальная титановая АПЛ Северодвинск. 2 марта. ИНТЕРФАКС СВЕРО-ЗАПАД — Специалисты северодвинского Центра судоремонта "Звездочка" приступили к утилизации уникальной атомной подводной лодки К-222 ("Анчар"), прозванной "Золотая рыбка". "Работы ведутся в рамках гособоронзаказа. Операция по утилизации АПЛ уникальна, как и сама лодка, так как резка идет без выгрузки топлива", — сообщил "Интерфаксу" источник в администрации Северодвинска. Он подчеркнул, что "при организации работ учитываются все необходимые меры безопасности". Собеседник агентства при этом не стал объяснять причины, по которым было принято решение утилизировать АПЛ до решения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о результатах тендера по выбору международного консультанта по проекту выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов АПЛ. Ранее в ЕБРР "Интерфаксу" сообщили, что заказчиком этого проекта является Федеральный центр по ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки "Северное измерение". Сам же контракт касается двух проектов — выгрузки ОЯТ из единственной российской титановой подлодки и утилизации плавтехбазы "Лепсе", базирующейся в Мурманске. Первая титановая атомная подводная лодка К-222 находится у причала Центра судоремонта "Звездочка". По оценке специалистов, это опытная высокоскоростная АПЛ — уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении. В 1989 году подлодка была исключена из состава ВМФ, в 1999 году отбуксирована для утилизации на "Севмаш". Однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки субмарин. На протяжении почти десяти лет гражданский экипаж предприятия обеспечивал живучесть корабля, а затем выполнил перевод субмарины в ЦС "Звездочка". АПЛ К-222 была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года. В 1971 году на ней была установлена скорость в 44,7 узла, что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок. Носовая часть подводной лодки его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют "восьмерку". Верхний цилиндр — первый отсек, а нижний — второй. Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков — девять. Первоначально предполагалось, что после постройки головной субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта. Рождение Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е каждый житель Советского Союза заплатил рубль за эту подводную лодку. Поэтому сами создатели полушутя называли своё творение «золотой рыбкой». Правда, 20 миллионов удалось сэкономить, и эти средства были переданы на опытную эксплуатацию подводной лодки. 28 августа 1958 г. было принято партийно-правительственное
постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом
энергетической установки и развитии научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». В
качестве первоочередных ставились задачи увеличения скорости подводного
хода и глубины погружения по сравнению с АПЛ 1-го поколения в
полтора–два раза. Намечалось создание энергетической установки
уменьшенных габаритов со снижением суммарного удельного веса реакторов и
турбин в 1,5–2 раза, нового малогабаритного ракетного
противокорабельного комплекса с подводным стартом, дальноходных
скоростных двухплоскостных торпед, способных использоваться при глубинах
погружения, вдвое больших, чем на лодках существовавших проектов.
Предполагалось внедрение новых конструкционных материалов, позволяющих, в
комплексе с принятием других мер, снизить водоизмещение и размеры АПЛ.
Все это должно было обеспечить качественное превосходство советских
подводных лодок над перспективными американскими субмаринами. Рассматривалось три альтернативных основных конструкционных материала для изготовления прочного корпуса – сталь, алюминий или титан. В конечном итоге было решено выбрать титан. Это позволяло резко снизить массу корпуса (а значит и водоизмещение корабля). Таким образом, значительно уменьшался один из важнейших демаскирующих признаков лодки – её магнитное поле. Но если вы думаете что делать конструкции из титана просто, то вы
очень и очень ошибаетесь. Титан капризный материал и при высокой
температуре поглощает из воздуха водород и становится хрупким. Сварку
конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами
легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в
герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных
костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон
скапливался возле пола. После рассмотрения двух типов реакторов – более простого и
освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического
(теплоноситель первого контура – сплав свинца и висмута) – был выбран
первый, как более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими
удельными параметрами. В состав ракетного комплекса входила также аппаратура
предстартового контроля, приборы бортовой системы управления ракетной
стрельбой, связанные с гидроакустическим комплексом, комплексом
управления торпедной стрельбой, навигационным комплексом, а также
стабилизатором управления курсом и глубиной. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ • К-162, с 1978 г. К-222 [з/н 501]. Заложен 28.12.1963 г. на «Северном машиностроительном предприятии» (№402) в Северодвинске; спущен на воду 21.12.1968 г.; 13.12.1969 г. начал заводские ходовые испытания, достигнув рекордной подводной скорости 42 узла и 31.12.1969 г. введён в строй; в начале 1970 г. вошёл в состав КСФ; в 1970 г. на глубоководном полигоне установлен абсолютный рекорд подводной скорости 44,7 узла (неофициальный); с 01.1970 г. по 12.1971 г. корабль был в опытной эксплуатации, пройдя около 40000 миль (в т.ч. около 30000 под водой), с 09.1971 г. совершил поход в Атлантику на полную автономность, продемонстрировал высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец «Саратога» ВМС США; с 1972 г. по 1974 г. проходил ремонт на «Севмашпредприятии»; в 1988 г. выведен в резерв; в начале 1990-х гг. выведен из состава флота, расформирован и передан на утилизацию. ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООРУЖЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ Проект 661 «Анчар» | |
|
Всего комментариев: 0 | |