09:23 Как восстанавливают данные: взгляд изнутри | |
Восстановление данных (Data Recovery, DR) — одна из малоприметных, но незаменимых отраслей компьютерного сервиса, нечто вроде информационного МЧС. Всем известно, что в наше время данные стоят значительно больше, чем накопитель, на котором они находятся. В случае аварии жесткого диска (HDD), RAID-массива или твердотельного устройства (флешки, карты памяти, SSD) пользователь прежде всего хочет получить обратно свои файлы, а сама «железка» отправляется в корзину или меняется по гарантии. Задачу реанимации данных как раз и решает DR. --------------------------------------------------------------------------------------------✂------- Не
будем в сотый раз говорить про ненадежность любого накопителя и
жизненную необходимость резервного копирования. Людскую самонадеянность и
лень не перешибить ничем. Здесь ситуация такая же, как с мытьем рук
перед едой: все давным-давно знают, что делать это надо, но каждое лето
тысячи горемык попадают на больничные койки. объемы HDD, разнородные типы данных и места их хранения, общий доступ и т.п.) организовать «правильный» бэкап не так уж просто. Сисадмины знают, что восстановить даже корпоративный сервер или базу данных после аварии удается не всегда: имеющиеся резервные копии зачастую неполны, устарели либо просто не читаются. Что уж говорить про частных, порой малоопытных пользователей… Примерно так и выглядит обращение в фирму, занимающуюся восстановлением данных. Только, пожалуйста, не снимайте крышку в домашних условиях — каждая пылинка может поставить крест на ваших надеждах Так что необходимость привести в чувство проблемный жесткий диск или флешку и снять ценную информацию возникает регулярно. Накопители далеко не всегда доходят до полной неработоспособности — нередко сбоит лишь какой-то один участок. По закону подлости, именно там располагаются самые нужные файлы, и скопировать их обычным образом не получается. Нередко содержимое дисков портится программным путём — это и зловредные вирусы, и сбои ОС при поддержке прикладных программ, и ошибочные действия самого пользователя (отформатировал не тот раздел, преждевременно выдернул флешку и т.п.). Во всех этих случаях в дело вступают специалисты Data Recovery. Эти компьютерные спасатели извлекают, казалось бы, безвозвратно потерянные файлы — на радость владельцу и в прибыль себе. Впечатляющий результат достигается использованием разнообразного инструментария и, конечно, обширной подготовкой и опытом. Компаний, специализирующихся на восстановлении данных, в России не так уж много — бизнес этот сложный, требующий немалых вложений в оснащение, подбор сотрудников и раскрутку. Специалистов DR, кстати, нигде не готовят — приходится выискивать способных энтузиастов-самоучек. Вообще, в Data Recovery все держится именно на людях. Ведь на освоение тонкостей профессии уходит не один год и не один десяток убитых накопителей (конечно, не клиентских, а специально купленных на опыты). Постоянно надо учиться работать с новыми моделями дисков и флешек — «на дату», как выражаются ремонтники, они приходят уже через полгода после появления на рынке. Архитектура становится все сложнее, конструкция — нежнее, ну а плотность записи и объем достигают каких-то фантастических показателей. Требования к чистоте, точности и скорости работ резко растут. Нельзя забывать и про «старичков», ведь 10-15-летние диски не такое редкое явление на приемке. Для этого специально сохраняются старые стенды и «музейное» DOSовское ПО. А на дальней полке доживают свой век приводы для устаревших сменных носителей — дискет, разномастных кассет с магнитной лентой, магнитооптических дисков, картриджей ZIP, JAZ и прочей экзотики. Время от времени приносят и это. Чтобы всерьез заниматься восстановлением данных, необходим широкий кругозор и разносторонняя практика. Уверенность приходит лет через пять, поэтому здесь преобладают зрелые специалисты. В отрасли насчитывается немало 40-50-летних «ветеранов», есть и 60-70-летние «аксакалы». В общем, с обычным компьютерным сервисом все это здорово контрастирует. Тут, пожалуй, больше аналогий с медициной. Мы попросили директора московской компании R.Lab Николая Хозяинова рассказать о том, как устроен бизнес в сфере восстановления данных DR, а также дать несколько советов. Николай Хозяинов на «капитанском мостике» офиса. Здесь он бывает не каждый день: управлять бизнесом DR можно и дистанционно Илья Зайдель: Как вы оцениваете место Data Recovery в информационном обществе? Николай Хозяинов: Примерно как место спасательной службы на горнолыжном курорте. Илья Зайдель: То есть прокатиться с ветерком — это здорово, но можно и ногу сломать, а то и под лавиной оказаться. Кто обычно обращается за помощью к спасателям? Николай Хозяинов: К нам идут и частные заказчики, и бизнес (от малых предприятий до международных компаний), и IT-компании, передающие субподряды для своих клиентов. Ни одну категорию нельзя назвать основной, объем работ распределен равномерно. Выделю небольшой, но важный для нас сегмент — услуги для других DR-компаний. Они время от времени передают сложные заказы, с которыми сами не могут справиться (специалист Data Recovery не будет «доламывать» диск клиента, если он не уверен в своей подготовке или технической базе. Он обратится к более опытному коллеге, этого требует профессиональная этика. — И.З.). У нас не принято рассказывать о проблемах клиентов, поэтому случаи из
практики приводить не буду. Разве только самые общие. Так, регулярно
приходится восстанавливать информацию после попыток её уничтожения
различными варварскими методами. Например, корзину с жесткими дисками
как-то выкинули из окна. Компьютеры и ноутбуки после пожаров, протечек
тоже приносят. Был ноутбук после цунами. Еще приносили ноут, побывавший в
пыльной буре. Его брали в африканскую экспедицию, пыль проникла в диск и
убила головки. Насчет веб-камеры и думать не стоит: если IT-специалист захочет
украсть данные со своего рабочего места, никакая камера его не
остановит. Что касается сезонности, то она выражена слабо. Лишь летом число
заказов незначительно снижается. Тут действуют разнонаправленные
факторы: компьютеры в период отпусков используются менее интенсивно,
зато учащаются аварии дисков из-за перегрева. Прошлым летом таких
случаев было много. Также возрастает поток карт памяти, которые приносят
клиенты после турпоездок. Компьютеров на рабочем месте существенно больше одного. Заказов на восстановление данных поступает много, они выполняются порой не один день, так что все стенды при деле Илья Зайдель: В каких случаях вы не можете восстановить данные или вообще не беретесь за работу? Зависит ли это от состояния накопителя, от поведения клиента или чего-то еще? Николай Хозяинов: Допускаю, что возможно такое поведение клиента, при котором мы не возьмёмся за работу, но реально с подобным пока не сталкивались. Мы берёмся за работу во всех ситуациях, когда существует принципиальная возможность восстановления информации. К «безнадежным» случаям, например, относятся: Тяжелые повреждения пластин жесткого диска — запилы, при которых магнитный слой вместе с данными сдирается с пластины и оседает в виде пыли на фильтре;[i] [i]Порча модулей служебной информации, содержащих так
называемые адаптивы. Все модули хранятся в служебной зоне жесткого диска
и используются в процессе его инициализации при включении. Адаптивы
задают настройки, уникальные для данного экземпляра, например
коэффициент усиления и микросдвиг каждой головки. Без их применения
пользовательские данные считать невозможно, даже если всё остальное в
идеальном состоянии. Другие адаптивы, хотя бы и от диска-близнеца, здесь
не помогут, а подобрать их пока нереально; Восстановление данных на выезде технически возможно в простых
случаях. Однако время квалифицированного специалиста стоит дорого, и
конечная цена такой услуги будет довольно высока. Но несколько раз нам
такое заказывали. Илья Зайдель: Возможно ли удаленное восстановление данных
через Интернет или другие каналы связи? Ведь многим людям боязно
отправлять свой накопитель по почте в Москву, а в своем городе подобного
сервиса нет. Николай Хозяинов: Скорее, бизнес сам пришел. Мы с партнёром
руководили компанией, которая занималась обслуживанием оргтехники.
Ремонт компьютеров и принтеров, заправка картриджей, локальные сети,
офисные АТС — в общем, делали почти всё. С опытом пришло понимание того, что восстановление данных не
сочетается с какой-либо другой деятельностью. Поэтому я начал отходить
от технической работы и сейчас выполняю только администраторские
функции. Устаревшие диски и приводы в R.Lab. На верхней полке — артефакты докомпьютерной эры: есть чем развлечь гостей Илья Зайдель: Я слышал, что некоторые наши специалисты DR летом колесят по Европе, гостят у коллег и выполняют накопившиеся сложные заказы. Попутно передают свой опыт. И отдых, и заработок. Но вернемся к нашим делам. Сейчас широко используются RAID-массивы, благо эта функция встроена почти в каждую материнскую плату. Как вы восстанавливаете данные с массивов и что можете посоветовать их пользователям? Николай Хозяинов: Пользователям могу посоветовать делать резервные копии, массив — не панацея. С ними к нам часто обращаются. В общих чертах восстановление данных с RAID-массивов выполняется так: сначала снимаются посекторные копии с неисправных дисков, если таковые имеются, затем массив собирается программными методами на нашем оборудовании. В простых случаях, если у вас есть нужное количество образов на
исправных дисках (для RAID 5, например, это n-1, где n — общее
количество дисков в массиве), массив можно собрать самостоятельно. По
этой теме в Сети есть немало полезных материалов. Восстановление данных с неисправных SSD действительно стоит дорого,
20000 рублей и выше, и, к сожалению, снизить цену пока возможности нет.
Данные с SSD восстанавливаются так же, как и с флешек, принципы
одинаковые, просто объём работы намного больше. Там надо выпаять все
микросхемы памяти, считать их содержимое, и, самое сложное, собрать из
считанного образ диска. Разумно будет взять модель, которая выпускается как минимум полгода
(чтобы не нарваться на «детские болезни») и чьи характеристики в
точности соответствуют требованиям рабочего места — не меньше, но и не
больше. Скажу о модных «зеленых» сериях: низкий нагрев и шум в них
достигаются за счет уменьшенной скорости вращения (5400-5900 об./мин) и
замедленного позиционирования головок. Поэтому для размещения ОС и
вообще для произвольного доступа они не очень подходят, зато отлично
служат как хранилище мультимедийных данных. Один из стеллажей с дисками-донорами. Это примерно треть от общего количества. Покупка доноров — существенная статья расходов любой DR-компании, ведь одна и та же модель может выпускаться в десятке несовместимых вариантов (по комплектующим и прошивке) Илья Зайдель: Почему флешки стали такими ненадежными? Как правило, при активной эксплуатации они больше года не живут — ломаются, либо начинают «глючить», портить и терять данные. В то же время у меня есть флешка 6-летней давности, и она до сих пор в полном порядке, разве что краска облезла. Николай Хозяинов: Основная причина — давление рынка, требующего от производителей «больше, быстрее и дешевле». Отсюда и следствия: удешевление элементной базы и конструкции всеми доступными способами. Экономят даже на припое, а дискретные стабилизаторы и фильтры уже давно не ставят; максимально сжатые сроки разработки и тестирования новых моделей.
Зачастую на рынок попадают непроверенные сырые решения, ведущие к скорым
отказам; Илья Зайдель: На вашем сайте выложен ряд бесплатных утилит для восстановления данных. Вы не боитесь, что это уменьшит число ваших клиентов? Николай Хозяинов: Магнитная лента или жесткий диск.
Перезаписываемые оптические диски (CD-R/RW и DVD±R/RW), вопреки
расхожему мнению, довольно быстро становятся нечитаемыми. Рекламный срок
хранения в 30 лет не подтверждается (главная причина здесь — исходно
низкое качество болванок. Выбирать их по брендам сейчас сложно ввиду
разброса партий и частых подделок. Также играет роль износ пишущих
приводов и несоблюдение условий хранения, на самом деле довольно
жестких. — И.З.). Комплект поставки PC-3000. В него входят кабели, переходники и щупы для всех разновидностей жестких дисков, присутствующих на рынке, включая довольно экзотические (применяющиеся например, в Appe iPod classic) Аппаратно PC-3000 представляет собой плату расширения для шины PCI, на которой имеются два проприетарных IDE-порта, а также контроллер питания для управления подключенными дисками. Порты позволяют вычитывать данные на скорости до 100 Мбайт/с, что близко к пропускной способности шины. Для нынешних гигантских объемов HDD (до 3 Тбайт, а в скором времени 4 Тбайт) этого уже недостаточно, и ACE разработала плату PC-3000 дляшины PCI Express. Новая плата оснащена 4 портами SATA и 2 портами IDE и позволяет одновременно вычитывать данные с четырех накопителей на скорости до 120 Мбайт/с каждый. Путем замены микросхем SATA-мостов на более производительные скорость может быть поднята до 170 Мбайт/с, что дает достаточный запас на будущее. Серийный выпуск платы PCI Express начнется в конце года после бета-тестирования на реальных задачах. При этом всё ПО будет идентично для обеих версий комплекса. Для полноценного Data Recovery одного PC-3000 недостаточно. Ведь комплекс работает на низком уровне (модули «служебки» и сектора пользовательской зоны диска), а клиенту в конечном счете нужны его файлы. При восстановлении данных с поврежденных накопителей применяется программный продукт ACE Data Extractor. Ему уже больше десяти лет, и он вобрал в себя немало наработок, позволяющих справляться с тяжелыми случаями. Так, DE может (разумеется, в тесной связке с PC-3000) вычитывать данные в технологическом режиме. При этом у диска могут быть отключены неисправные головки, модифицирована микропрограмма для обхода блокирующих проверок и т.п. В обычном режиме такой диск в готовность не выходит и чаще всего просто «стучит». Подобное тонкое вмешательство зачастую позволяет скопировать нужные файлы, не прибегая к перестановке головок — процедуре дорогой, трудоемкой и недостаточно предсказуемой. Ведь поиск донора может затянуться, а головки не всегда «приживаются». В то же время, благодаря высокой плотности записи, требуемый файл во многих случаях умещается на одной дорожке и может быть успешно вычитан, если соответствующая головка жива. Недавно появилось новое расширение DE — программный комплекс Data
Extractor RAID Edition. Как следует из названия, он ориентирован на
восстановление данных из поврежденных дисковых массивов. Это стало
актуальной проблемой в связи с широким распространением
RAID-контроллеров — они встраиваются в большинство материнских плат. При
этом надёжность массовых контроллеров довольно низка: при малейшем сбое
диска-участника или даже намеке на него (увеличенное время отклика и
т.п.) массив разрушается и становится недоступным для ОС. К тому же и
пользователи нередко «добивают» массив своим неквалифицированным
вмешательством. | |
|
Всего комментариев: 0 | |