22:50 Императорский фарфоровый завод | |
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), основанный в 1744 году в
Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы
стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Первоначально ИФЗ именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименонование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года. Кобальтовая сетка, фирменный стиль ИФЗ В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производства фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову. Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого
золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание
фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической
химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал
саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья,
приближался к китайскому. Предметы из Собственного сервиза Императрицы Елизаветы Петровны, ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-е — 1760-е В самом начале Виноградовского периода рисунки были монохромными и упрощенными, в конце выполнялись тонкие миниатюры на фарфоре. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет из царской казны. Пакетовая табакерка графини М.Е.Шуваловой. ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-е. Ставок с крышкой (конфетница). Д.И.Виноградов. ИФЗ, Санкт-Петербург. 1748 С воцарением Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». С самого начала царствования Екатерины II перед ИФЗ была поставлена задача выпускать художественный фарфор и работать на прибыль. Потребность двора в фарфоре была велика, постоянные заказы двора позволяли ИФЗ не гнаться за дешевизной изделий в ущерб художественному качеству выпускавшегося фарфора. Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм. Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а
Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы
Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные
сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский»,
насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали
настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы.
Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и
отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе
изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур),
расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников,
ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал
вазы. Наиболее показательным, отразившим особенности стиля высокого русского классицизма, а также самым значительным произведением из фарфора эпохи царствования Александра I (1801 – 1825) стал «Гурьевский» сервиз. «Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I, выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. Существует предположение, что общая разработка «Гурьевского» сервиза принадлежала выдающемуся архитектору Жану Тома де Томону. «Гурьевский» сервиз прославлял русский народ и Россию. В Петергофском дворце он «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», к «Гурьевскому» сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота. Тарелка из Гурьевского сервиза. Ваза с фигурой орла из Гурьевского сервиза, проект С.С.Пименова. ИФЗ, 1809-1816 В конце Александровского периода в фарфоре ИФЗ исчезает чистота
стиля, возрастает дисгармония между формой и росписью, утрачивается
ценность фарфора как материала. В память об императоре Александре I
после его кончины на ИФЗ была изготовлена небывалая по тем временам ваза
высотой более двух метров с профилем Императора на одной стороне и
изображением земного шара, опоясанного надписью «Россия», на другой. Алексей Воронихин. скульптор, модельщик. Две вазы При Николае I 1825 – 1855 в составе фарфоровой массы стали использовать привозную лиможскую глину. Выделка фарфоровых пластов и крупных предметов достигла высокого технического совершенства. Применялся особый способ золочения изделий, позволявший наносить прочную позолоту, долгие годы сохранявшую превосходный вид, мягкую полировку и блеск, — этот способ был впоследствии утрачен. Для декорирования фарфора использовалась и платина. Художественная деятельность ИФЗ при Николае I была эклектична и стилизованна, что в те времена было свойственно всем ведущим мануфактурам Европы. После отставки Пименова руководство ИФЗ взял на себя Императорский двор при непосредственном участии Николая I, которому представлялись на утверждение проекты создаваемого фарфора. Под руководством Алексея Воронихина были исполнены большие сервизы «Гербовый», «Золотой», «Бабьегонский». В период правления Николая I на ИФЗ выполнялось огромное количество фарфора для подарков, в т.ч. подарки для английской королевы, прусского короля, наследных принцев и принцесс. Были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН). Федор Солнцев. скульптор, художник. Сервиз с вензелем «ВККН». Фарфор ИФЗ создавался по немецким и французским образцам, изданиям восточных, античных и русских древностей. Вазы на ИФЗ выполняли по трем основным типам: «медицис» — по форме античного кратера из коллекции Медичи, «фюзо» — веретенообразные вазы и «бандо» — яйцеобразные вазы с уплотненным книзу туловом и коронообразным горлом. По заказам двора выполняли зеркальные рамы и подзеркальники, камины, футляры для часов, столы, табуреты, люстры, подсвечники. Для украшения ваз, зеркал и каминов применялись лепные фарфоровые цветы. Фарфоровые букеты мастера Петра Иванова были высшим достижением фарфорового мастерства, однако состав массы знал лишь мастер, и после его смерти секрет был утерян. Букет бисквитный 1850 г. Мастер П. Иванов В 1830-40-е гг на ИФЗ работали искуснейшие живописцы, создатели форм и орнаментов. Живописцы копировали на фарфоре картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Корреджио, Рембрандта, Тициана, Рубенса и других, создавали картины, удивительно схожие с оригиналом, несмотря на трудности в получении идентичных оригиналу оттенков в фарфоровой росписи, краски которой проходят многократный обжиг. На вазах и пластах писались портреты, копировались и иконы. На тарелках изображались преимущественно батальные сцены и фигуры военных. Цветочная роспись отличалась большим разнообразием. Цветы рисовали с натуры: их поставляли из заводской оранжереи или организовывали поездки в Ботанический сад. Достоинства живописи ИФЗ были отмечены золотой медалью Всемирной Лондонской выставки. В 1844 году был открыт заводской музей, начала формироваться коллекция редких книг по искусству, рисунков и гравюр, на основе которой была создана библиотека ИФЗ. К началу царствования Александра II ИФЗ полностью работал на
импортном сырье. За год до отмены крепостного права в 1861 г., рабочим
ИФЗ была дана вольная, однако многие остались работать на ИФЗ. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики. В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. События 1917 года оказали огромное влияние на развитие искусства русского художественного фарфора XX века. В истории отечественной керамики была открыта новая яркая и уникальная страница.После Октябрьской революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован и был переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). После Февральской революции 1917 года бывший ИФЗ находился на грани развала и полного забвения, однако в марте 1918 года ГФЗ был взят под опеку Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос поставил перед коллективом задачу сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, создать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», производящую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Агитационный фарфор был своеобразным художественным документом революционной эпохи. В декоре агитационного фарфора художники использовали советскую эмблематику и геральдику, актуальные политические лозунги и призывы. В фарфоровой пластике появились выразительные образы современников – красноармейцев, рабочих, матросов. Кузьма Петров-Водкин, художник. Декоративная тарелка «Свадьба». Представители группы художников «Мир искусства» после 1917 года создали на Государственном фарфоровом заводе совершенно новые декоры – фарфор агитпропа, деревенские мотивы, мир русских сказок и былин, супрематизм. Руководил заводом выпускник Политехнического института Петр Фрикен. Впервые после долгого перерыва начали делать фарфор из отечественного сырья и самостоятельно изготавливать краски. Художественная политика ГФЗ в первые послереволюционные годы была составной частью плана монументальной пропаганды с четко очерченными идейно-художественными принципами. В 1920 году ГФЗ посетил Максим Горький, он выразил восхищение новым советским фарфором и отобрал фарфор для зарубежных выставок, на которых он предложил показать фарфор ГФЗ. По указанию В.И.Ленина, производство художественного фарфора на ГФЗ стало носить исключительно экспортный характер, и агитационный фарфор стал едва ли не единственным предметом экспорта современной художественной промышленности республики. Создание послереволюционного фарфора связано, прежде всего, с именем Сергея Чехонина, назначенного руководить художественной частью производства. Он ввел в фарфор тему новой советской государственности. В создании фарфора ГФЗ принимали участие Василий Кузнецов, Наталия Данько (серия скульптур-шедевров агитационного фарфора), Рудольф Вильде, Михаил Адамович, Зинаида Кобылецкая, Мария Лебедева, Натан Альтман, Мстислав Добужский, Василий Татлин, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Борис Кустодиев, Александр Матвеев, Николай Андреев и многие другие. В 1918 году по приглашению Чехонина на ГФЗ пришла Александра Щекотихина-Потоцкая. Главной темой ее творчества была тема России. Александра Щекотихина–Потоцкая, скульптор, художник. Тарелка с блюдцем «Венчание». Почти весь агитационный фарфор, за исключением скульптуры, основывался на новой росписи изделий из запасов «белья» в императорских кладовых. Старая марка фарфора затушевывалась, рядом ставилась новая советская марка. В поисках новых современных форм к фарфору обратился основоположник супрематизма Казимир Малевич с учениками. Ряд эскизов для фарфора исполнил Василий Кандинский. На волне успеха «Русских сезонов» Дягилева на ГФЗ создавался фарфор на тему театра. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ГФЗ получил большую золотую медаль, золотые и серебряные медали получили также скульпторы и художники ГФЗ. Помимо художественного фарфора, на ГФЗ выпускали химический и технический фарфор и оптическое стекло для советской промышленности. Борис Кустодиев, художник, скульптор. Скульптура «Гармонист», скульптура «Танцующая женщина». Наталия Данько, скульптор. Скульптура «Работница» Василий Кандинский. Эскиз росписи молочника. Михаил Адамович, художник. Декоративная тарелка «5-я годовщина Красной Армии» С 1925 года завод стал называться Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В.Ломоносова (ЛФЗ). Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года отменило все творческие течения в искусстве и литературе и нацелило творческих работников на освоение метода социалистического реализма. Фарфору отводилось важное место в борьбе за идеологическое содержание широких зон материальной культуры. С началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок. Михаил Мох, художник. Сервиз «Металл». Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство. В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций. Алексей Воробьевский, художник.Эдуард Криммер, скульптор. Набор из двух чайников В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий». В сложных экономических условиях начала 1990-х гг. ЛФЗ продолжал выпускать фарфор высокого качества.1993 — 1998 Завод стал АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод», акции были распределены между работниками. 1998-1999 Основные акционеры – иностранные инвестиционные фонды Delta Capital (29.8%), KKR (около 30%), Stoomhammer Amsterdam (около 25%). 2002 – 2005 В 2002 году 75%+1 акцию ЛФЗ приобрели Галина и Николай Цветковы. В начале 2000-х гг. ЛФЗ выпускает 3700 наименований, включая посуду, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы. Новые владельцы ЛФЗ полагают, что брэнд ЛФЗ – историческая реликвия, а потому ему вполне по силам выйти на уровень таких международных торговых марок, как Wedgwood, Meissen, Herend. В 2003 году ЛФЗ приобрел два завода французской семейной фирмы Deshouliere. ЛФЗ вновь стал официальным поставщиком фарфора для Кремля и правительственных учреждений. Основные рынки сбыта за рубежом – США, Германия, перспективные рынки – Восточная Европа, Азия, Ближний Восток. С 2005 года завод называется ОАО "Императорский фарфоровый завод". ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений под брендом "Императорский фарфор". Иван Ризнич, скульптор, художник. Нина Славина, скульптор. Сервиз «Полярный мак» Инна Олевская, скульптор, художник. Форма и декор фарфоровых изделий из композиции «Да внемлют же поэтам веки» Татьяна Афанасьева, скульптор, художник. Сервиз «Гипербола» Музей фарфора В начале 2003 года на базе музейной коллекции и в стенах ИФЗ создается новый отдел ГЭ «Музей фарфорового завода». К этому времени на заводе сменился собственник, и владельцами завода стала семья Г. и Н. Цветковых. Источники: Несколько фотографий работ ИФЗ в разные годы (отовсюду в интернете) Овчарка Марка синяя "ЛФЗ". 1970-е годы. Автор модели (1955 год) — скульптор Воробьев Б.Я. Статуэтка "Голубка" Марка синяя "ЛФЗ". Конец 1960-х годов. Автор модели (1966 год) — скульптор Криммер Э.М. Марка синяя "ЛФЗ". Из серии "Золотой ключик". 1960-1970-е годы. Автор модели и росписи (1958 год) — скульптор Муратов Н.Е. Серия "Золотой ключик" по мотивам сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" была выполнена на ЛФЗ, в нее входили 4 фигурки: Скульптура "Тигр" Автор модели и росписи (1958 год) — скульптор Муратов Н.Е. Марка синяя "ЛФЗ". 1960-1970-е годы. Скульптура "Лось" Зелёная марка "ЛФЗ". 1950-е годы. Автор модели (1950 год) — скульптор Б.Я. Воробьев. Стоящий в такой позе лось — символ г. Манчегорска. Статуэтка "Танец" Марка синяя "ЛФЗ". 1950-е годы. Автор модели — скульптор Велихова (Баскакова) Софья Борисовна. Статуэтка "Узбек с бубном" Без марки. 1950-1960-е годы. Автор модели — скульптор Велихова (Баскакова) Софья Борисовна. Из серии "Дружба народов": юноша в национальной одежде бьет в бубен. Статуэтка Узбечка с корзиной выпуск конец 50-х прошлого века < Чайный сервиз "Игра". Повар с котом Статуэтка "Мальчик "Карацупа" в голубой пилотке, 1960-е гг. У меня такой тоже есть Дог. 60-70г. Слон 1960-е Подвеска «Золотой» Анималистическая скульптура б.р. «Голубой» форма «Рыба-диск б.р.» Анималистическая скульптура с.р. форма «Рыба» Сервиз чайный «Русский лубок» форма «Тюльпан» | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||