17:43 Владимир Путин выступил с посланием ФС | |
В День 20-летия российской Конституции Владимир Путин огласил Послание Федеральному Собранию. О точечной корректировке Конституции Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде
всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и
свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы. При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершённый, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой — необходимы. О местном самоуправлении Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем.
Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это
хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с
полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с
одного уровня власти на другой: из района — в регион, с поселения — на
район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и
коррупционные скандалы. Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах… Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности. О межэтнических отношениях Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, —
это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы,
многие трудности социально-экономического и территориального развития, и
коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же,
провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к
искажённому пониманию истинных причин межэтнического напряжения. Его
провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые
культуры, уважения к традициям — как своим, так и чужим. Это своего рода
аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся,
обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные
сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую
мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода
сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для
вандализма и кровавой бузы. О майских указах президента — 2012 Порой приходится слышать, что на реализацию всех заявленных планов и
целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи…
Экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не
повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения,
чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Прошу актуализировать
все государственные программы… Поэтому наряду с повышением зарплат, что, разумеется, нужно делать, и мы это будем делать, но все-таки нужно реализовать целый комплекс других мер, чтобы все задачи-то были выполнены. Это что за меры? Это переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причем как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений. Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленной цели. Проведение преобразований затянулось, и затянулось недопустимо. В результате люди, потребители услуг кардинальных изменений не чувствуют. Мы выделяем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов Российской Федерации. О школах и детских садах Уже дано поручение начиная со следующего учебного года предусмотреть
в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты
должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные
заведения. Есть ещё одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие 5–6 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастет на миллион. Обращаюсь к правительству, Федеральному Собранию, региональным властям: нам нужно оценить масштаб этой проблемы. Предусмотреть эффективные решения, в том числе надо так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу… Конечно, оговорюсь, что это не федеральный уровень ответственности, а региональный и даже местный, но нам нужно понять масштаб проблемы. Нельзя отмахиваться. Если он имеет огромное значение для страны и приобретает такие формы, то думаю, что без федеральной поддержки здесь не обойтись. О демографии и доступном жилье За январь-октябрь текущего года в России зафиксирован естественный
прирост населения. Такие результаты мы имеем впервые с 1991 года. Это
очень хороший показатель. Рождаемость превысила смертность почти в
половине субъектов Российской Федерации. Причём во всех регионах Урала и
Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она
опережает среднероссийские показатели. Хочу напомнить, что один из лучших показателей рождаемости в нашей стране фиксирован в конце 80-х годов. И тогда же был достигнут пик жилищного строительства. Сегодня жилищная политика вновь должна стать одним из решающих факторов демографического развития. Правительство уже определило подходы к реализации программы строительства доступного жилья. В её рамках до конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 миллионов квадратных метров жилья со всей социальной инфраструктурой, чтобы семьи со средним достатком могли улучшить свои жилищные условия. Я предлагаю назвать эту программу «Жильё для российской семьи», чтобы концентрировать внимание на этой проблеме. В целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 миллионов квадратных метров жилья, что выше рекордного показателя 1987 года. Тогда было построено 72,8 миллиона квадратных метров. Современные технологии позволяют строить много, недорого относительно и качественно. Но при этом нужно решить несколько задач. Прежде всего, принять наконец все изменения в законодательство, которые разблокируют наконец процесс предоставления земельных участков под застройку, сделать это в течение ближайших месяцев… Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил решение, но не начал вовремя строить — верни землю. Следующий барьер, который сдерживает стройку, — это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Нужно создать специальные инструменты для решения этой проблемы, определиться с финансовыми источниками и организационной формой… И, наконец, нужно навести порядок с разрешительными процедурами. Они до сих пор не унифицированы. Прошу установить единый исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур, и сделать это уже до конца марта 2014 года. Коллеги прекрасно понимают, почему так происходит, почему до сих пор не решается. Очень коррумпированная сфера потому что. В этом вся проблема. О новых факторах развития Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер. По объёмам ВВП Россия — это, конечно, хорошо — вошла в пятёрку крупнейших экономик мира. Однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаём от ведущих стран в два-три раза. Необходимо форсированно преодолеть этот разрыв. Для этого — в полную силу задействовать новые факторы развития. Какие факторы? Они тоже хорошо всем известны. Это высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии. Поручаю правительству совместно с Российской академией наук провести корректировку перспективных направлений развития науки и техники. В соответствии с этими приоритетами должен строить свою работу и недавно созданный Российский научный фонд. Он призван сосредоточиться на финансировании фундаментальных исследований и программ с длительным горизонтом реализации. Рассматриваю эту работу как общенациональную задачу… Сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один — только один — становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России — менее одного процента. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель — 12 процентов, в Германии — 7–8, а у наших соседей в Финляндии — 20. Поэтому техплатформы должны быть нацелены на конкретный результат, на получение патентов и лицензий, на практическое внедрение разработок. Нам необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии… Также надо провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. В
последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных
проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого
создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие. Но
создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития
экономики… Уже неоднократно звучала идея, которую я, разумеется, поддерживаю: все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах… Завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета! И наоборот: создадим условия для таких предприятий — такие доходы появятся. Кроме того, надо предусмотреть для малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей возможность платить налоги и страховые
взносы по принципу «одного окна». Это разные платежи, ннужно просто
свести их в одно место и чтобы в одно время можно было платить… Об иностранцах — трудовых мигрантах Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. И конечно, если они живут и работают в России, пользуются системами образования и здравоохранения, они должны нести соответствующие обязательства, платить налоги и другие платежи… Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он
работает у физического лица. Предлагаю, чтобы юридические лица и
индивидуальные предприниматели также имели возможность нанимать
иностранного работника на основе патента… Система патентов должна быть
дифференцированной и стимулировать приток в Россию прежде всего
профессиональных, образованных специалистов, знающих русский язык,
близких к нашей культуре… Эти меры поставят дополнительный барьер для иностранных граждан, которые, если говорить прямо, занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью, или работают нелегально, зачастую в нечеловеческих условиях, и сами, к сожалению, становятся жертвами преступников. О борьбе с офшорами В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации
экономики… Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у
меня есть предложения. Вот они. Они есть, кстати говоря, такие способы, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда. Вводятся в странах с развитой рыночной экономикой. И работает такая схема. Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, — регистрируйся в российской юрисдикции. О развитии восточных территорий России Подъём Сибири и Дальнего Востока — это наш национальный приоритет на
весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по
масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными. И что также важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни. А чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территориях, активно задействуем возможности Фонда развития Дальнего Востока. До 1 июля 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые для их работы, имея в виду важность и масштабность этой задачи. Прошу председателя правительства взять эту работу под личный контроль… Об исторической ответственности России, «толерантности» и консерватизме Мировое развитие становится всё более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России. И не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы. В том числе в международных отношениях. Накал военно-политической, экономической, информационной конкуренции в мире не снижается, а только усиливается. И другие центры влияния внимательно следят за усилением России. Мы всегда гордились своей страной. Но мы не претендуем на звание
какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или
региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не
навязываем своё покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы
будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь
уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности
народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства,
как Россия, с её великой историей и культурой, с многовековым опытом не
так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно
совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого
государства. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию
по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли
духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей
традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни
религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей
гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция. Но
говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он
препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует
движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному
состоянию. | |
|
Всего комментариев: 0 | |