12:36 Подводный мотоцикл из Ейска | |
Если вы по каким-то причинам не хотите (или не можете) освоить
акваланг, а полюбоваться красотами подводного мира хочется, есть
оригинальный способ исполнить своё желание: оседлать подводный мотоцикл.
Недавно в России был создан аппарат такого типа. И он на голову
превосходит зарубежные аналоги. Мы побеседовали с одним из его "родителей" – Дмитрием Рябикиным. Подводный мотоцикл позволяет человеку погружаться без какого-либо специального снаряжения. При этом корпус пловца находится в воде, а голова – в своего рода шлеме, по сути, являющемся водолазным колоколом. Сюда постоянно подаётся воздух из баллона, закреплённого на мотоцикле, и отсюда пилоту этой необычной машины открывается удивительный вид на подводное царство. Ну а электромоторы аппарата позволяют ему передвигаться в разных направлениях. Таков в общих чертах принцип действия подводного мотоцикла, давно известный, к примеру, по аппарату Breathing Observation Bubble, ныне переименованному в Scuba Scuta. Когда мы узнали, что в России организовано производство оригинального
подводного мотоцикла, бьющего своего заокеанского предшественника по
всем статьям, мы с удовольствием выяснили подробности. — Дмитрий, расскажите, пожалуйста, пару слов о себе. Где вы работаете? — Я работаю дизайнером в области компьютерной графики. Но дайвинг — моя страсть и вторая профессия (я работал инструктором по дайвингу). — Когда вам пришла в голову мысль создать подводный мотоцикл? — 5 лет назад в какой-то телевизионной передаче я увидел сюжет, как за океаном катают туристов на подводных аппаратах с прозрачными сферами. Мой первый вопрос был: а как они видят сквозь эти сферы? Казалось, что не очень здорово (что впоследствии и подтвердилось). Тогда я стал обдумывать собственный вариант такой машины. Совершенно свободный полёт под водой — главное преимущество российского подводного мотоцикла перед импортными аналогами (фотографии Дмитрия Рябикина). — Когда и на какие средства вам удалось разработать и построить первый образец Aqua Star? — Два года тому назад я собрал небольшую команду единомышленников. Я занялся организационными вопросами, а мой брат — техническими. На собственные деньги мы разработали свой подводный мотоцикл. Дмитрий Рябикин. — Ваш аппарат, по крайней мере, по общей идее и по компоновке, схож с Scuba Scuta. Это вызвано одинаковыми задачами мотоциклов? В какой мере, создавая Aqua Star, вы оглядывались на проекты предшественников? — Похожую форму аппаратам диктует окружающая их подводная среда, а колокол — так от него никуда не деться. Что касается предшественников, мы старались не повторять их ошибки в конструкции. — Чем же неудачны прежние подводные мотоциклы? — В мае 2006 года по нашему приглашению из Австралии приехал Джон Доусон (John Dowson), один из создателей Breathing Observation Bubble/Scuba Scuta. Доусон привёз к нам один такой экземпляр, чтобы мы могли сравнить его с нашим проектом. После 3-месячных испытаний австралийской машины в Геленджике мы полностью разочаровались в ней: Рядом с австралийским мотоциклом — Тимофей Рябикин. В седле аппарата — Лиза, дочь Дмитрия (фото Дмитрия Рябикина). 1. Сферическое стекло сильно искажает видимость. Средняя рыбка превращается в гуппи. В общем, видно плохо, глаза устают через несколько минут. А ещё стекло потеет. И ради чего, спрашивается, вы опустились под воду? 2. Аппарат этот плохо управляемый и не манёвренный. Чтобы на нём развернуться, нужно описать дугу радиусом в несколько десятков метров. 3. Scuba Scuta постоянно соединён тросом с буйком на поверхности. Он не даёт ему опуститься ниже заданной глубины. Так что на этом мотоцикле вы можете либо зависнуть на этой одной, заранее определённой длиной фала, глубине, либо сразу всплыть. Без промежуточных вариантов. За время испытаний Scuba Scuta мы прокатили на нём около 50 человек — восторгов я не слышал. — Так в чём ваш мотоцикл превосходит своего иностранного "сородича"? — Первое что мы сделали, это отказались от сферического стекла. Я разработал дизайн с прямыми стёклами, предусмотрев их обдув, чтобы не запотевали. Вторая главная задача — манёвренность и управление. Для этого мы добавили мотоциклу второй двигатель. Благодаря нехитрой системе наш аппарат может зависать в любой точке и разворачиваться на месте. Никакие буйки ему не нужны. До глубины 12 метров вы можете спокойно на нём плавать, причём со скоростью до 7 километров в час. Ещё мы отказались от дорогих гелевых аккумуляторов и пользуемся обычными автомобильными батареями. Поскольку на Азовском море вода мутная и никогда не бывает прозрачной, испытания Aqua Star (после тестов в бассейне) перенесли на берег Чёрного моря — в Геленджик (фотографии Дмитрия Рябикина). — А что делает второй двигатель, и как он управляется? — Это маневровый движок, который находится в передней части аппарата (сбоку видите "жабры"?). Он и позволяет машине зависнуть в нужной точке. Пилот сам регулирует положение мотоцикла, нажимая и удерживая кнопку. — А каковы основные параметры Aqua Star? — Запас энергии в аккумуляторах достаточен для 2,5 часов работы. А воздуха в баллоне хватает на 40 минут. Высота мотоцикла составляет 1,5 метра. Весит он 18 килограммов без грузов, батареи и баллона. В сборе же — больше 50 килограммов. — Как же приходится поднимать мотоцикл из воды (и опускать его)? Нужно ли какое-то устройство, или можно руками вытянуть? — Чтобы опустить Aqua Star в воду, необходим небольшой кран или мачта с лебёдкой. Трём крепким парням тоже можно попробовать это сделать, но есть вероятность получить травму. — Насколько сложно управлять этой машиной? Нужны ли тренировки перед погружением новичка, или достаточно короткого инструктажа? — Освоить Aqua Star можно за 15 минут. На нашем аппарате катаются все. Даже те, кто по каким-либо причинам не может освоить дайвинг. "Морской ангел" пока существует лишь в виде рисунков (иллюстрация Дмитрия Рябикина). — Машина будет выпускаться серийно? Если да, то кто займётся производством? Сколько будет стоить мотоцикл и каковы предполагаются масштабы производства? — Презентация Aqua Star состоялась 18 сентября этого года в Геленджике. Мы создали одноимённую фирму, которая и будет продавать аппарат по цене в 250 тысяч рублей. Aqua Star запущен в серийное производство в Ейске. У нас есть отдельный сборочный цех, а также в изготовлении узлов нам помогают два местных завода. Пока планируется выпускать пять аппаратов в месяц. — Где любители дайвинга, которым такой мотоцикл окажется не по карману, могли бы испытать Aqua Star в деле? — На следующий летний сезон несколько прокатных точек с мотоциклами
Aqua Star, как мы надеемся, заработают по всему Черноморскому побережью.
Мы будем продавать или сдавать в аренду свои аппараты дайвинг-центрам,
которые и будут катать туристов. — После первого же испытания Aqua Star я прозвал его "летающим мотоциклом". Находясь внутри этого аппарата, вы ощущаете управляемый полёт в невесомости. В общем, от этой модели я добился чего хотел. Впереди разработка 2-местного аппарата. Несколько моторов позволят "Морскому ангелу" обрести ещё большую манёвренность, чем подводный мотоцикл (иллюстрация Дмитрия Рябикина). — Можно чуть подробнее? Как будут размещены на нём седоки. И интересно, как будет решён вопрос обзорности для пассажира? — Мы планируем создать два вида двухместных аппаратов. Открытого типа и закрытого. Первый — похож на одноместный мотоцикл, но здесь уже двое пловцов располагаются один за другим. Пассажир будет вести наблюдение через большие боковые окна. А в машине закрытого типа два человека расположены рядом. Этот аппарат назван нами "Морской ангел". По устройству он ближе к миниатюрной подлодке. | |
|
Всего комментариев: 0 | |