23:07 "Командо соло" - самолет психологической войны | |
Боевые действия американцев в Афганистане, к удивлению многих, завершились неожиданно быстрой и убедительной победой. Весомый вклад в общий успех внесли самолеты психологической войны Lockheed ЕС-130Е "Коммандо Соло", действия которых позволили подорвать боевой дух талибов. -----------------------------------------------------------------------------✂-------------------------- В локальных конфликтах последнего десятилетия с участием США значительно возросла роль специальных операций, направленных на деморализацию войск противника и гражданского населения. Результат достигался путем целенаправленного влияния на сознание и образ мышления людей. Проведение подобных операций называют психологической войной. Образ мыслей современного человека весьма зависим от масс-медиа: телевидения, радио, печатных изданий. Поэтому при создании средств ведения психологической войны именно на них и делается ставка. То есть, основным оружием, "операций влияния" являются радио- и телепередатчики, установленные на мобильных средствах. Из последних наиболее гибким и удобным оказался специализированный самолет. Он способен быстро прибыть в нужный регион и автономно действовать там длительное время, располагает мощной силовой установкой, часть энергии которой можно использовать для питания электронной аппаратуры. А главное, действуя с большой высоты, он является не только "крылатой телерадиостудией", но и "летающей антенной", обеспечивающей хорошее покрытие сигналом даже в условиях сильно пересеченной местности. Такие специализированные самолеты появились в конце 80-х годов в США. В качестве носителя ВВС выбрали наиболее массовый "транспортник" С-130 "Геркулес", на базе модели которого С-130Е к тому времени уже были созданы "летающие командные пункты" и самолеты радиоэлектронной разведки. Все три модификации получили одинаковое обозначение — ЕС-130Е ("Е" по американской системе индексации указывает на "самолет со специальным электронным оборудованием"). Отличить их можно только по дополнительным индексам: самолет управления обозначается ЕС-130Е АВССС (построено 8 машин) . "Крылатый пропагандист" получил индекс ЕС-130Е RR и популярное имя "Ривет Райдер" ("Rivet Raider"), однако оно не прижилось и вскоре повсеместно (в т.ч. на официальном уровне) изменилось — вначале на "Волант Соло", а затем на "Коммандо Соло". По мнению экипажей, последнее лучше отражает специфику применения: "коммандо" указывает на принадлежность к силам специальных операций, а "соло" — что самолет всегда действует в одиночку. Транспортник в качестве "радиоэлектронного" самолета хорош тем, что имеет большие внутренние объемы и изрядный запас мощности силовой установки. В просторном фюзеляже можно разместить широкий спектр оборудования и обеспечить комфортные условия работы обслуживающим специалистам, а запас мощности — использовать для выработки электроэнергии для весьма "прожорливых" передающих станций (как помеховых, так и вещательных). ЕС-130Е RR в средине 90-х прошел несколько модернизаций и в нынешнем варианте "Коммандо Соло II" имеет комплекс аппаратуры для радиовещания в широком спектре частот и трансляции телепрограмм в общемировом цветном формате WWCTV. Шесть передатчиков, работающих в диапазоне от 450 кГц до 350 мГц, излучают сигналы с помощью 9 передающих антенн, установленных по всему самолету. Так, продольная проволочная антенна над фюзеляжем обеспечивает максимальную мощность радиовещания в боковых направлениях, а комплекс из четырех телевизионных антенн на киле — в стороны вниз. Выпускаемая из хвостового кока приемопередающая антенна переменной длины предназначена для особо точной настройки параметров сигналов — от этого, в частности, сильно зависит качество "картинки" на телеэкранах. Восемь радиоприемников работают в еще более широком диапазоне — от 200 кГц до 1000 мГц. Улавливаемое ими излучение поступает на 4 анализатора спектра частот, определяющих параметры принятых сигналов и позволяющих с высокой точностью настроить собственные передачи на частоту работающих радио- и телецентров противника. В состав оборудования входят также две связных радиостанции (AN/ARC-186 и AN/ARC-164) с аппаратурой засекречивания KY-58 и система пеленгации работающих станций противника. В качестве оборонительных средств на самолете установлена аппаратура предупреждения об облучении РЛС противника AN/AAR-47 с системой отстрела ловушек для защиты от ракет как с тепловыми, так и с радиолокационными головками самонаведения, и генераторы инфракрасных помех AN/ALQ-157. Экипаж состоит из двух пилотов, штурмана, офицера — руководителя операции и семи специалистов: инженера, специалиста по радиоэлектронному оборудованию и пяти операторов. Как правило, "Коммандо Соло" прибывали в зону назревающего конфликта еще до начала военной фазы, чтобы в спокойной обстановке определить рабочие частоты военных линий связи и вещательных теле- и радиостанций противника. После изучения местных проблем формировалась общая стратегия психологических операций, и в наземных студиях готовились конкретные, направленные на определенные социальные группы передачи. Затем они транслировались на всех языках, на которых говорят в данном регионе. "Коммандо Соло" обычно ведут вещание с максимальной высоты, летая по замкнутой эллиптической траектории. Этим достигается наилучшее "покрытие" сигналом, так как наиболее мощное излучение направлено вниз и в стороны от самолета. В случае возможного огневого противодействия зоны вещания располагались вдоль границ, вне досягаемости средств ПВО (Югославия, Ирак). При отсутствии угрозы (Панама, Гаити, Афганистан) самолеты действовали непосредственно над территорией страны. Заняв эшелон в зоне, ЕС-130Е включает приемники и выпускает хвостовую антенну. После точной настройки на диапазоны, используемые армией, местным радиовещанием и телевидением, "Коммандо Соло" начинает трансляцию собственных передач, причем сразу на нескольких волнах. Вещание ведется в прямом эфире, в записи либо в режиме ретрансляции — как сказал один из офицеров 193-й эскадрильи, "мы можем принимать речь президента из Белого дома через спутник и немедленно транслировать ее в прямом эфире". Не забыта и пресса — над густонаселенными районами практикуется сброс листовок. Оборудование для дозаправки в полете позволяет находиться над зоной вещания по 10-12 часов непрерывно. За время своего существования 193-я эскадрилья успела "поработать" над большинством известных "горячих точек". Впервые ее "летающие телецентры" собирались применить против Ирана во время освобождения заложников из захваченного посольства, однако из-за срыва на начальном этапе операция была отменена. Но в "Буре в пустыне". ЕС-130Е уже вовсю обрабатывали иракцев с двух сторон одновременно — из Турции и Саудовской Аравии. Их программы, известные как "Голос Персидского залива", способствовали массовой сдаче в плен солдат Саддама Хуссейна. В 1994-м "Коммандо Соло" использовались во время операции по поддержке демократии в Гаити, где вели вещание для гражданского населения. "Психологические операции" с участием ЕС-130Е проводились также в Гренаде, Панаме, Югославии и Косово. В Афганистане "Коммандо Соло" развернули битву за умы афганцев с субботы 20 октября, после двух недель интенсивного "сотрясения мозгов" бомбами. В передачах между музыкой и новостями ненавязчиво внедрялись мысли о неизбежном поражении талибов и просьбы держаться подальше от их позиций и военных объектов. А вот бортовые телепередатчики здесь остались без употребления — Талибан запретил телевидение еще в 96-м году как противоречащее корану. Действенность радиопропаганды косвенно можно оценить по скорости разгрома талибов: за неделю наземной операции они потеряли столицу и 25 провинций из 30, а через две недели остались только в пещерах, и это при не слишком активных атаках вдесятеро меньших по численности войск Северного альянса! Кроме своего прямого назначения -ведения психологических операций -ЕС-130Е можно использовать в качестве самолета радиоэлектронной разведки и РЭБ, для нарушения работы систем связи, телевидения и радиовещания противника. Самолеты "Коммандо Соло" вполне могут применяться и для сугубо гражданских целей — обеспечения местного вещания в случае стихийных бедствий и катастроф, доведения до пострадавшего населения инструкций и рекомендаций по эвакуации и т.п., временной замены региональных масс-медиа либо расширения спектра их вещания. В 1998 году США решили пополнить парк 193-й эскадрильи, состоявшей на тот момент из 4 ЕС-130Е RR "Коммандо Соло II" (серийные номера 63-7828, 63-7869, 63-9816, 63-9817). На основе "Геркулеса" нового поколения — C-130J, получившего новые высокоэкономичные двигатели и суперсовременную авионику, было заказано еще два самолета для "психологических операций". Первый EC-130J RR получили в 2000-м, второй — в 2001 -м. Третий — заказали в 1999 -м со сроком поставки в 2002 г. Как показал опыт применения, практически безоружные (в общепринятом смысле) "Коммандо Соло" по своей боевой эффективности оказались покруче стратегических бомбардировщиков. Бомбы с В-1, В-52 и даже суперсовременных и баснословно дорогих В-2 просто убивали солдат и офицеров, к чему на войне быстро привыкают. Передачи же ЕС-130Е сокрушали самое главное -веру в цели борьбы и в грядущую победу, без которой любая армия теряет волю к сопротивлению. На вооружении 193-й эскадрильи также находятся четыре самолета ЕС-130(CL) ("Comfi Levi") — одних из самых секретных самолетов ВВС, известных под именами "Сеньор Хантер", "Сеньор Скаут" и "Комфи Леви". Публично один из этих самолетов демонстрировался только один раз — на Парижском авиасалоне 1993 г. Тогда же было указано его официальное предназначение — радиоперехват и глушение радиопереговоров противника. 193-я эскадрилья поставляет только летные экипажи EC-130(CL), специалисты же радиовойны придаются Командованием электронной безопасности, дислоцирующегося в Форт-Миде. Это же командование отвечает за расшифровку и анализ перехваченных сообщений. Сообщается, что самолеты ЕС-130(CL) практически перед каждым вылетом на задание перегоняются на авиабазу Эндрюс, где на них устанавливается специальная аппаратура, которая после полета демонтируется там же. Летно-технические характеристики: Модификация EC-130E Размах крыла, м. 40.41 Масса, кг. Топливо, кг. Максимальная скорость, км/ч. 621 | |
|
Всего комментариев: 0 | |