Вторник, 20.10.2020, 14:06 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Ноябрь » 14 » «Фобос-грунт» спасению не подлежит
07:04
«Фобос-грунт» спасению не подлежит
«Фобос-грунт» спасению не подлежит

Оживить станцию «Фобос-грунт» на низкой орбите не удается. Это и не было предусмотрено проектной документацией, говорят эксперты. Возвращение аппарата на Землю в виде космического мусора специалисты ждут не раньше декабря.


 --------------------------------------------------------------------------------------------✂-------

С момента запуска автоматической научной станции «Фобос-грунт» прошло уже более трех суток, и шансы на ее «оживление» стремятся к нулю. Предпринятые в ночь на субботу новые попытки установить связь с аппаратом ни к чему не привели, сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли. «Никакой телеметрической информации от аппарата получено не было», – сказал собеседник агентства. По его словам, днем в субботу с аппаратом попробуют установить связь наземные станции Европейского космического агентства, но вероятность реанимировать аппарат с каждым часом уменьшается.

«Если ничего не получилось сделать за прошедшее с запуска время, вряд ли получится при новых попытках», – уточнил собеседник агентства.

Станция «Фобос-грунт» стартовала с космодрома Байконур 9 ноября, в 00.16 мск. Ракета-носитель «Зенит» успешно вывела аппарат на низкую околоземную орбиту с перигеем около 210 км и апогеем 310 км, автоматически раскрылись солнечные батареи. Затем должна была включиться маршевая двигательная установка для перехода «Фобос-грунта» с опорной орбиты на гиперболическую отлетную траекторию. Но произошла нештатная ситуация: двигатели не запустились.

По штатной циклограмме полета первый и второй импульс выдаются бортовым компьютером станции на двигатель в автоматическом режиме, но произошел сбой. Как утверждали инженеры НПО им. Лавочкина, создавшие аппарат, существовала возможность перегрузить программу бортового компьютера. Однако проектная документация станции «Фобос-Грунт» не предусматривала возможности управления аппаратом на низкой орбите, где он находится сейчас.

«Все, что сейчас делается, – чистая импровизация», – сообщил «Газете.Ru» обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

«После 02.00 9 ноября никаких сигналов с космического аппарата никто не слышал. Ни с передатчика на маршевой двигательной установке (МДУ), ни с передатчика на перелетном модуле (ПМ), – сообщил эксперт. – Говорят о затенении антенн станции, но это вряд ли. Из шести малонаправленных антенн (три передающих, три приемных) затенены две – одна передающая и одна приемная. Остронаправленная антенна не развернута и не при делах».

Стратегия поиска, по словам Лисова, заключалась 9 ноября в попытках приема с борта, а 10 ноября и позже – в попытках выдачи команд со станций «Спектр-X» для включения передатчика X-диапазона на перелетном модуле и последующего приема телеметрии. «Передатчиком на МДУ, похоже, управлять нельзя: он может включаться лишь по внутренней логике бортового комплекса управления, – размышляет эксперт. – Кроме того, выдавались команды прямого действия с целью включить бортовой ответчик 38Г6 и убедиться, что аппарат хотя бы способен принять и исполнить команду. На данный момент все попытки неуспешны».

«На низкой орбите аппарат только передает телеметрию передатчиком РПТ-111 на частоте около 630–640 МГц, на Земле ее принимают станции с аппаратурой МА-9МКТМ-4, – пояснил собеседник «Газеты.Ru». – Плюс к этому идут измерения параметров орбиты: в комбинации задействованы наземные средства «Кама» и бортовой прибор 38Г6. Все это работало на первом витке, сразу после отделения, и на втором – через полтора часа».

Первый импульс планировался на 02.55 мск (9 ноября), в конце второго витка станции вокруг Земли. Он должен был вывести «Фобос-грунт» на первую переходную орбиту. «После первого импульса вследствие снижения угловой скорости полета аппарата появляется возможность отслеживать его наземными средствами X-диапазона и вести двунаправленную связь с радиокомплексом перелетного модуля. Для этого были изготовлены станции «Спектр-X», поставленные на Байконур и на Медвежьи Озера в Подмосковье, – объяснил Игорь Лисов. – Это не те гигантские антенны, которые стоят в Евпатории, Уссурийске и тех же Медвежьих Озерах, которые предназначены для работы на расстояниях до Марса включительно. Это 12-метровые антенны для работы в первые две недели полета, на близких дистанциях». По словам собеседника «Газеты.Ru», до реконструкции они работали со спутниками «Молния».

«Скорость разворота антенн недостаточна для отслеживания станции на совсем низкой орбите, на которой она болтается сейчас, – уточнил эксперт. – Кроме того, станции «Спектр-X» ударно вводились в строй перед самым пуском, и их работоспособность вызывает сомнения».

«Проектом предусматривалась поддержка станциями ЕКА, также работающими в X-диапазоне. На них есть быстроповоротные антенны, а бортовой радиокомплекс перелетного модуля работает на согласованных частотах и в стандартном формате. Вопрос о возможности выдачи с них команд спорный, но утверждается, что они выдавались», – сообщил Игорь Лисов.

«Совсем отдельный вопрос – что именно дало сбой на борту, не позволив выдать даже первый импульс и включить хоть какие-то передатчики, – сказал собеседник «Газеты.Ru». – Этот отказ может быть настолько серьезен, что все попытки достучаться до космического аппарата заведомо обречены. А может быть, он прост и исправим. Неизвестно».

Многие эксперты уже записали станцию в космический мусор и рассчитывают время и место падения её обломков.

По самым пессимистичным прогнозам, «Фобос-грунт» войдет в атмосферу в конце ноября, но, скорее всего, аппарат будет снижаться не так быстро. В частности, эксперт по орбитальному мусору NASA Николас Джонсон заявил SpaceflightNow, что «Фобос-грунт» в «нынешнем состоянии будет находиться на орбите до декабря – возможно, даже до конца декабря». Более точный прогноз специалисты смогут дать, когда станция подойдет ближе к верхним слоям атмосферы.

МОСКВА, 12 ноя — РИА Новости.
Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт", с которой до сих пор не могут связаться наземные службы, несколько увеличила высоту своей орбиты, что может быть как результатом выполнения маневра, так и утечки испаряющегося топлива, сообщают наблюдатели за спутниками на сайте SatObs.org.

Согласно данным американских военных, которые привел в своем сообщении в пятницу канадский наблюдатель Тед Молчан (Ted Molczan), орбита "Фобоса" несколько поднялась — примерно на 350 метров.

"Неясно, является ли это преднамеренным маневром или утечкой газа из двигательной установки или других систем", — отмечает он, добавив, что не исключена и ошибка в исходных данных.

По его словам, "Фобос-Грунт" на орбите находится в устойчивом положении, в отличие от второй ступени "Зенита", которая беспорядочно "кувыркается". "Если дело в утечке газа, то космическая станция тоже должна в конечном счете начать беспорядочно вращаться", — пишет Молчан.

Он добавляет, что подъем орбиты был зафиксирован после того, как зонд прошел зону видимости российских станций слежения на Байконуре.

Американские эксперты, мнение которых приводит сайт Spaceflight Now, отмечают, что ситуацию с возможным падением "Фобос-Грунта" на Землю сложно сравнивать с недавними падениями двух спутников — американского UARS и германского ROSAT — 13-тонный "Фобос" в два раза тяжелее UARS и в пять раз тяжелее ROSAT.

"НАСА прогнозирует, что в нынешнем состоянии "Фобос-Грунт" не войдет в плотные слои атмосферы до следующего месяца, возможно, даже до конца декабря. Это зависит от солнечной активности, от положения и стабильности самого аппарата", — сказал эксперт НАСА по космическому мусору Николас Джонсон (Nicholas Johnson).

Скорее всего "Фобос", как и другие аппараты упадет скорее всего в океан или в ненаселенной области. Однако если падение произойдет в заселенной зоне, то большое количество токсичного топлива — диметилгидразина — в его баках может представлять определенную опасность, отмечает он.

Кроме того, на борту "Фобоса" есть возвращаемая капсула, которая сконструирована так, чтобы пережить баллистический спуск в атмосфере.

Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" — первая за 15 лет российская АМС — предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, была запущена с космодрома Байконур в ночь на 9 ноября. Обе ступени ракеты-носителя "Зенит-2 SБ" отработали штатно, однако маршевая двигательная установка межпланетной станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу.

Источник.

"Фобос-Грунт" сам корректирует свою орбиту, утверждают эксперты

МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. Российская межпланетная станция "Фобос-Грунт", судя по данным о высоте ее орбиты, корректирует свою орбиту за счет периодического включения собственных двигателей, считает редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что за прошедшие три дня высота апогея станции снизилась на 6,5 километров — до 339,5 километра, высота перигея, которая должна была снижаться, наоборот увеличилась, примерно, на километр — до 208 километров по непонятным причинам. Наклонение аппарата поменялось на тысячные доли градуса, но это все равно было заметно, добавил он.

Критической высотой для космических аппаратов является уровень 180 километров. После этой высоты их падение значительно ускоряется и становится неконтролируемым.

"Наблюдаемые данные по станции "Фобос-Грунт" лучше всего объясняются тем, что аппарат сам держит свою ориентацию за счет периодического включения двигателей. Ни о какой коррекции высоты орбиты полета станции с Земли речи нет, она (станция) живет своей жизнью. То есть технически "Фобос-Грунт" "живой", только "говорить" не может", — сказал Лисов РИА Новости.

Источник.

Хронология

2010 г. 20 декабря — доставка китайского микроспутника «Инхо-1»;
2011 г. январь — сборка и электрические испытания;
2011 г. февраль-март — термовакуумные испытания;
2011 г. май-август — заключительные испытания и операции с космическим аппаратом;
2011 г. 17 октября — доставка АМС из г. Химки на космодром Байконур;
2011 г. 6 ноября — доставка РН с АМС «Фобос-Грунт» на ПУ № 1 СК 11П877-CM площадки № 45 космодрома Байконур;
2011 г. 7 ноября — начало работ по графику второго стартового дня на СК площадки № 45, набор стартовой готовности РН;
2011 г. 8 ноября — зарядка аккумуляторных батарей АМС, контроль температуры и давления в космической головной части РН; заседание Государственной комиссии по результатам 3-дневных испытаний РН на СК и принятие положительного решения о готовности РН к заправке компонентами топлива и пуску.
2011 г. 9 ноября — запуск
00:16:02.871 (МСК) — запуск;
00:27:31 (T+688 сек) — отделение АМС от ракеты-носителя (орбита близка к расчётной);
раскрытие панелей солнечных батарей АМС, приём телеметрической информации наземными измерительными пунктами, завершение построения ориентации межпланетной станции по Солнцу, заряд аккумуляторных батарей;
02:55:47.981 — первое включение маршевой двигательной установки АМС не состоялось; блок баков сброшен не был; после длительных поисков с привлечением российских и американских систем контроля космического пространства станция была обнаружена; вероятно, произошёл сбой при переходе от ориентации по Солнцу к ориентации по звёздам; возможно, что не прошла команда датчиков на включение двигательной установки; по уточнённым параметрам орбиты и запасу энергетики имеется 2-недельный запас времени, чтобы заново передать в АМС программу полёта;
вследствие низкой орбиты АМС возможность получения телеметрии существенно ограничена зонами радиовидимости; по результатам обработки и анализа данных будут подготовлены и заложены на борт необходимые программы и уставки для повторного включения маршевых двигателей

(А ведь когда то у нас был МКФ. sad

"Космонавт Юрий Гагарин" был продан по цене 170 долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив только буквы "АГАР". На сегодняшний день от всего МКФ осталось только одно судно — "Космонавт Виктор Пацаев", оно стоит в порту Калининграда, у причала "Музея Мирового океана". Иногда оно привлекается к работам по МКС — проводит периодические сеансы связи. Но в море не выходит, стоит "на привязи".Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции, постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов.)
И.И.И.
«Фобос-грунт» спасению не подлежит
Космонавт Юрий Гагарин

Предполагаемый план работ

2012 г. 29 сентября — прибытие к Марсу:

торможение и выход на 3-суточную орбиту искусственного спутника Марса;
отделение МДУ;
отделение микроспутника Инхо-1 и раскрытие его солнечных батарей;
отделение перелётного модуля от переходной фермы;

2013 г. февраль — прибытие к Фобосу:

сближение и посадка ПМ на Фобос (предполагаемое место посадки — см. фото);[15]
взятие проб грунта;
отделение от ПМ и старт возвращаемого аппарата с Фобоса и выход на околомарсианскую орбиту;

2013 г. сентябрь — отлёт ВА к Земле;
2014 г. август — прибытие ВА к Земле:

отделение спускаемого аппарата (капсулы) от ВА;
вход СА в атмосферу Земли;
аэродинамическое торможение СА с 12 км/с до 30 м/с;
приземление СА на полигоне Сары-Шаган в Казахстане (арендован Россией);

Общее время экспедиции — 3 года. Масса доставляемого грунта — 100—200 грамм.

Открытое письмо ведущего специалиста НПО имени Лавочкина [полгода до запуска Фобос-Грунт]

Заместителю председателя Правительства РФ Иванову Сергею Борисовичу
Уважаемый Сергей Борисович!
Не так давно СМИ показали Ваше выступление на коллегии Роскосмоса, в котором Вы весьма критично оценили текущее состояние дел в курируемой Вами отрасли. Конечно, уровень Вашей осведомленности в этом вопросе несравним с моим, до недавнего времени бывшим просто ведущим специалистом в ОКБ ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина». Но, на мой взгляд, истинное положение с созданием космической техники более удручающе, чем может показаться. Поскольку проектированием отдельных узлов, устанавливаемых на изделия, я занимался непосредственно, то смею настаивать на своем пессимистическом мнении.
Несколько примеров, позволяющих оценить отношение к проектированию новой техники, практикуемое в этом НПО.
Недавно, в январе этого года, после неоднократных отсрочек был наконец-то запущен аппарат «Электро-Л». Приводы остронаправленных антенн, установленных на нем, разрабатывал я. Такие же приводы (с некоторыми модификациями) будут установлены на аппаратах «Спектр» и на одном из аппаратов спецназначения. Так вот: проектирование этих весьма ответственных механизмов проводилось вообще без технического задания, на основании устных распоряжений, часто весьма противоречивых. И уже когда приводы изготавливались, только тогда пришло техническое задание на их разработку. Сами же антенны определились еще позже. Где я угадал, где не очень… Это пример по не самому сложному механизму, устанавливаемому на изделие, просто мне более понятному. Но такой подход – обычная практика в НПО им. С.А. Лавочкина. Добиваться же соблюдения норм, принятых в космической отрасли, весьма чревато будущими неприятностями. Впоследствии этот факт я очень даже ощутил на себе.
Еще из жизни. Напрочь отсутствует теоретическое обоснование принимаемых технических решений, хотя по ЕСКД и предусмотрены этапы, предваряющие выпуск рабочей документации. Решающим критерием являются не научно апробированные аргументы, а то — понравится ли конструкция начальнику, или нет. Просто исходя из его эстетических ощущений. Какой-либо инженерный диспут невозможен в принципе. Царит постулат: я начальник – ты дурак. Апеллировать к должностной инструкции бесполезно: это пустая бумажка, а в моем случае (для ведущего специалиста) таковой просто не существовало! Особенно же неприемлемы руководством ОКБ честные (именно не формальные, а объективные, с учетом вероятных условий эксплуатации) расчеты надежности. После моих упорных настояний, что надежность является определяющей в космической технике, поскольку содержит в себе прочностной и другие показатели, а в конечном итоге определяет конструкцию в целом, один из не последних руководителей остроумно возразил: «Надежность – продажная девка империализма. Надо будет – я (именно Я!) заплачу директору Центра надежности и он напишет ту цифру, какую надо». В основном так и происходит – в отчетах, отсылаемых в ЦНИИМАШ, формально ставится нужное число девяток, а далее жизнь показывает, угадали или нет.

Проследить в реальном времени за станцией «Фобос-грунт» можно ЗДЕСЬ. Только отображаться станция начинает не сразу. Нужно подождать полминуты-минуту.

Просмотров: 736 | Добавил: Yurich | Теги: Фобос-грунт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters