23:36 Буратино зажигает: Худший кошмар Карабаса | |
Есть в российской армии удивительное оружие – тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино». Рекламные материалы «Росвооружения» утверждают, что ее залп уничтожает все живое в радиусе 3 км -----------------------------------------------------------------------------✂-------------------------- Залп «Буратино» – впечатляющее зрелище. Оставляя за собой огненный хвост, реактивный снаряд стремительно и точно летит к цели. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно лишь догадываться. Правозащитники называли эти машины посланцами ада и приписывали им массовое уничтожение мирных жителей. Причем отсутствие свидетелей подобных преступлений никого не смущало – сказано, все живое в радиусе трех километров, значит, так оно и есть. От свидетелей – только кучка пепла. Но почему же столь эффективное оружие никто кроме нас не производит, да и в нашей армии «Буратины» исчисляются единицами? «Популярная механика» решила внести некоторую ясность. Первый вариант установки – ТОС, с 24-трубным пакетом. Оружие химиков В 1980-х годах успехи советских оружейников в разработке термобарических и объемно-детонирующих боеприпасов произвели сильнейшее впечатление на отечественных военачальников. Еще бы – подрыв боеприпаса достаточной массы внешне производил эффект работы небольшого тактического ядерного заряда. Принять на вооружение такое эффективное оружие захотели практически все рода войск. Для пехоты началась разработка реактивных огнеметов «Шмель». Главное артиллерийское управление выдало заказ на проектирование термобарических боевых частей к реактивным системам залпового огня. ВВС приступили к созданию объемно-детонирующей авиабомбы ОДАБ-500. Ну а войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) решили обзавестись собственной тяжелой огнеметной системой ТОС. Зачем химикам такая система, мы точно не знаем, но есть сведения о разработке разных БЧ, в том числе и с отравляющими веществами бинарного типа. Создание нового оружия Управление РХБЗ доверило тандему – Омскому КБ транспортного машиностроения, знаменитому своими танками Т-80У, и Мотовилихинским заводам, из ворот которых вышли реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч». Заводы оправдали доверие, и такая установка была создана. Первый вариант назывался просто ТОС, а второй, ТОС-1, получил игривое название «Буратино». В отличие от ТОС установка ТОС-1 «Буратино» имеет увеличенный боекомплект – 30 ракет вместо 24. Как устроен «Буратино» Внешне ТОС-1 выглядит как основной боевой танк Т-72, башня которого заменена пакетом направляющих, вмещающих увеличенный боекомплект – 30 ракет (ТОС имел 24-трубный пакет). Каждая ракета калибра 220 мм оснащена ОДБЧ (объемно-детонирующей боевой частью). В отличие от ракет систем залпового огня большую часть длины реактивного снаряда ТОС занимает боевая часть, а не двигатель – стрелять на десяток километров нет нужды. В зависимости от модификации ракеты дальность стрельбы составляет от 2700 до 3500 метров. Пусковая установка расположена на поворотной платформе. Экипаж производит наведение установки на цель, применяя лазерный дальномер и баллистический вычислитель, обеспечивающие приемлемую точность стрельбы. Огонь может вестись одиночными выстрелами, «дуплетом» из двух стволов и серией с интервалом между выстрелами в четверть секунды, при этом все 30 ракет выпускаются всего за 7,5 секунд. Разрушительная мощь ракет «Буратино» поражает воображение – кирпичные постройки скрываются в облаке дыма и пламени, напоминающем маленький ядерный гриб, а когда дым рассеивается, взору предстают только дымящиеся руины. О том, что остается от засевшего в укреплениях противника, можно только догадываться. В комплекте с «Буратино» идет ТЗМ – транспортно-заряжающая машина. Боец невидимого фронта Долгое время «Буратино» был сверхсекретным оружием, хотя установка принимала участие в афганской войне. Однако после того, как в марте 2000 года телевидение растиражировало по всему миру работу ТОС-1 по селу Комсомольское, гриф «секретно» с установки был снят. Столь яркое появление сразу же породило массу легенд, в том числе и самых нелепых. Дескать, ТОС разрабатывался для «выжигания» зараженных в ходе биологической войны участков местности. На самом деле ТОС-1 поступил на вооружение инженерных войск как средство уничтожения укрытого противника, что традиционно было задачей саперов. Прикрытый противопульной броней, «Буратино» может подойти к огневой точке на дальность прямого выстрела и несколькими ракетами полностью уничтожить ее. Танковое шасси позволяет 46-тонной машине иметь подвижность, сопоставимую с танками и БМП. Однако тяжелая огнеметная система – вовсе не чудо-оружие, как, впрочем, и любой другой образец боевой техники. Большие размеры и сравнительно слабое бронирование делают машину уязвимой для гранатометов, противотанковых ракетных комплексов, скорострельных пушек. Поражение пускового пакета может привести если не к подрыву боевых частей, то к самопроизвольному пуску ракет. Хаотически разлетающиеся реактивные снаряды способны натворить массу бед для своих же войск. Именно поэтому в Чечне установки работали строго под прикрытием танков (1–2 впереди и по одному с боков) и после залпа «Буратино» сразу уползал в укрытие. Но труд огнеметчиков никогда не был легким. Действия ТОС-1 в боевой обстановке как раз и напоминают тактику бойцов, скрытно подбирающихся с ранцевым огнеметом к ДОТу. Штучная вещь Точное количество «Буратин» в армии нам неизвестно, но их число измеряется единицами. Почему же столь эффективное оружие не производится массово и не пользуется спросом на внешнем рынке? Дело в том, что удел «Буратино» – участие в локальных конфликтах и контртеррористических операциях. Но как раз для таких операций требуются не огнеметы, а высокоточные «хирургические инструменты», сводящие к минимуму потери среди гражданского населения. При полномасштабных же боевых действиях «Буратино» полностью проигрывает, например, РСЗО «Смерч», способной всего за 38 секунд отправить 12 ракет со 100-килограммовой термобарической головной частью на расстояние 90 километров. ТОС-1 ("Объект 634") Боевая машина (БМ) реактивной системы залпового огня Боевая машина (БМ) реактивной системы залпового огня (РСЗО) содержит базовое шасси 1 танка с сохранением конструктивного исполнения и взаимного расположения узлов и механизмов силовой установки, трансмиссии, отделения управления механика-водителя и ходовой части. На шасси 1 смонтирована пусковая установка (ПУ), включающая поворотную платформу (ПП) 2 с выносными кронштейнами 3, на которых через оси цапф 4 и опорные кронштейны 5 закреплен транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 6 с направляющими пусковыми трубами 7 под ракеты 8. С целью снижения высотных габаритов БМ (по сравнению ТОС-1) ТПК 6 удлинен и выполнен с трехрядным размещением пусковых труб 7 (всего 24), которые выполнены с возможностью пуска, как минимум, двух типов ракет 8 по энергетической мощности. ПП неподвижно соединена с подвижным погоном 9 погонного устройства танка и совместно с корпусом шасси 1 образует боевое отделение, внутри которого закреплены аппаратура силовых приводов 10, механизм привода горизонтального наведения (ГН) 11, корпус станции привода вертикального наведения (ВН) 12, сидения наводчика 13 и командира 14, пульт управления 15 приводами наведения ПУ, прицел 16, дальномер 17, прибор наблюдения 18 командира с выводом оптических входных окон наружу. Снаружи на ПП закреплены люк 19 наводчика, люк 20 командира и башенка 21 командира. Спереди по оси ПП смонтировано устройство 22 с гидроцилиндром 23, соединенным с гидросистемой 24 танка для стопорения ТПК в транспортном положении. А для обеспечения устойчивости БМ во время ведения огня на кормовом листе корпуса шасси 1 закреплены через шарниры поворотные выносные опоры 25 с гидравлическими приводами 26, соединенными с гидросистемой а спереди закреплена гидравлическая опора 27, при этом на корпусе шасси 1 спереди смонтированы пусковые трубы 28 системы дистанционной постановки дымовой завесы. В конце 70-х возникла идея разработки тяжелой реактивной огнеметной системы залпового огня, с боевыми частями, наполненными зажигательными и термобарическими смесями. Такой комплекс, включающий боевую машину — пусковую установку, НУРСы и транспортно-заряжающую машину, был создан в начале 80-х гг. в Омском Конструкторском бюро транспортного машиностроения и получил название ТОС-1 (тяжелая огнеметная система). Опыт боевого применения ТОС-1 в Афганистане и в Чечне показал ее высокую эффективность и определил направления дальнейшего совершенствования системы. В Чечне ТОС-1 применяли при штурме г. Грозный и села Комсомольское. Тяжелая огнеметная система "ТОС-1", предназначена для комплексного поражения целей за счет воздействия высоких температур и избыточного давления. ТОС-1 может передвигаться в боевых порядках мотопехоты и танков, поражать атакующую живую силу противника с открытых и закрытых огневых позиций. В состав ТОС-1 входит боевая машина РСЗО, выполненная на базовом шасси танка, которая содержит пусковую установку (ПУ), включающую поворотную платформу (ПП) с выносными кронштейнами, на которых через оси цапф и опорные кронштейны закреплен транспортно-пусковой контейнер (ТПК) направляющими пусковыми трубами для НУРС. Наведение ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами от СУО, состоящей из прицела, квантового дальномера (КД), баллистического вычислителя (БВ) и датчика крена. Вид сверху на рабочие места экипажа Повышение тактико-технических характеристик ТОС осуществляется за счет совершенствования ее конструкции. В систему управления огнем введены датчики крена и дифферента, подключенные к баллистическому вычислителю (БВ), а в качестве оптического прицела использован качающийся панорамный прицел, на отражателе которого закреплен датчик суммы углов дифферента ПП и угла места цели, подключенный к БВ, а на дифференциале механизмов горизонтирования прицела и ввода углов вертикального наведения в прицел дополнительно закреплен сумматор (датчик) углов места цели, прицеливания и дифферента ПП, который подключен к электрогидравлической системе привода вертикального наведения (ВН), причем электрические выходы БВ и прицела подключены к электрогидравлической системе привода ВН через переключатель режимов работы, при этом привод ВН, ПУ и датчик обратной связи последовательно соединены между собой, а датчик обратной связи выполнен в виде принимающего прибора, корпус которого жестко закреплен на ступице выносного кронштейна ПП, а его выходной вал через промежуточный вал и соединительное устройство связан со ступицей опорного кронштейна ТПК.. Общий вид ТЗМ (вид спереди и сверху) Общий вид ТЗМ (вид сбоку) На верхнем носовом листе корпуса шасси 1 приварены кронштейны 7 под передние ложементы 8 и раму 9 для крепления защиты и настила 6. Оборудование включает в себя: съемная крыша 10, рубка 11, кронштейны 12, задние ложементы 13, ложементы 8, 13 с элементами их крепления, консольно-поворотный кран 15 с выдвижной колонной 16, лоток 17 с досылателем и элементами его крепления в транспортном положении, механизм выверки 18 с направляющими под его установку, броневую защиту 19 наружного оборудования с элементами ее крепления, гидросистему 20, электронасосный агрегат 21, электрооборудование 22. Машина выполнена на базовом шасси танка, используемого в качестве базового шасси ПУ, в машине рабочие места командира и оператора размещены в средней части корпуса шасси, закрытой съемной крышей с люком и рубкой со смотровыми приборами, а в настиле рамы между ложементами выполнен центральный прямоугольный проем, вытянутый вдоль оси машины над люками экипажа, при этом ложементы установлены с обеспечением фиксации укладки боекомплекта головной частью снарядов в сторону носа машины, а кран и крановое оборудование смонтированы на раме с возможностью заряжания ПУ с перемещением снарядов боекомплекта вперед по ходу движения машины и стопорения стрелы крана в походном положении между ложементами на высоте ниже уровня верхней кромки бортов и снабжены двухскоростным гидравлическим приводом с ускоренным режимом холостого хода в сравнении с режимом рабочего хода, причем борта рамы изготовлены из броневых плит и оснащены трособлочным устройством, используемым для подъема откидных бортов при переводе машины из рабочего в транспортное положение, при этом боковые борта шарнирно связаны со щитками, располагаемыми между откинутыми в рабочее положение передним и боковыми бортами и фиксируемыми с передним бортом, а задний борт выполнен в виде двух фигурных створок, связанных с рамой через вертикальные шарниры, кроме того, щитки могут быть снабжены фиксаторами, а на боковых торцах переднего борта жестко закреплены кронштейны с пазами под пальцы упомянутых фиксаторов, а в средней части корпуса шасси перед перегородкой моторно-трансмиссионного отделения установлены дополнительные топливные баки. Вид сверху на отделение управления со снятой крышей. | |
|
Всего комментариев: 0 | |