Пятница, 03.05.2024, 10:21 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 17 » Вышедший из штопора
18:10
Вышедший из штопора
картинка

«Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумывая ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы концы – перо к перу – и вошел в отвесное пике… Скорость – это мощь, скорость – это радость, скорость – это незамутненная красота».
Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.

Константин Арцеулов родился 17 Мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка. Он приходился внуком по матери знаменитому художнику-маринисту И. А. Айвазовскому и с самого детства разрывался между тягой к морю, тягой к небу и тягой к живописи.

24 сентября 1916 года русский летчик, Константин Арцеулов, впервые преднамеренно выполнил штопор и вывел из него самолет.
-------------------------------------------------------------✂------------------

картинка

Константин Арцеулов

В 1905 году Арцеулов, как потомственный моряк, поступил в Морской кадетский корпус, но по состоянию здоровья был отчислен и в 1908 году вернулся домой. Решив пойти по стопам деда, Константин пытался поступить в Академию художеств в Санкт — Петербурге, но, увлекшись авиацией, устроился на авиационный завод Щетинина — простым рабочим в сборочный цех.

Позже при заводе открылась школа пилотов и Арцеулов записался в неё. Летали в Гатчине. Самостоятельно Константин вылетел после... единственного проверочного полёта. 7 Сентября 1911 года окончил авиационную школу Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания "Гамаюн" ( пилотский диплом № 45 ). Затем работал лётчиком — инструктором.

Первую мировую войну Константин начал в кавалерии, заслужив за неполных 8 месяцев пребывания на фронте 3 награды.

картинка

Несмотря на нехватку в армии лётчиков ( к началу Первой Мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек ), ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. 4 Августа 1915 года, сдав в Севастопольской авиашколе экзамен на военного лётчика, прапорщик 12-го Белгородского уланского полка Арцеулов был зачислен в ряды 18-го корпусного авиаотряда. Воевал он довольно успешно. Летая на "Фармане", выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийской стрельбы.

Во время одного из вылетов ( а летал Арцеулов больше всех, по несколько вылетов в день ), он встретил в воздухе возле аэродрома германский "Альбатрос С.III". Завязался бой и Арцеулов этот "Альбатрос" подбил. Самолёт немного пострадал при падении, но лётчик остался жив и его удалось "откачать" в госпитале, а самолёт достаётся Константину, как трофей.

Самолёт привезли на аэродром, механики и мотористы быстро его отремонтировали и он стал вполне пригодным для полётов. Перебрали мотор, поставили новый винт, залатали крылья. Даже внесли некоторые усовершенствования в саму конструкцию: маслорадиатор с верхнего крыла переместили на борт фюзеляжа. Выхлопной патрубок, торчащий спереди и сильно коптящий, убрали под двигатель, что было технически более верно и даже улучшало аэродинамику самолёта.
картинка

На этом трофейном "Альбатросе" Константин Арцеулов совершал смелые полёты на разведку в расположение противника и привозил ценные данные перед готовящемся наступлением нашей армии.

В начале Июня 1916 года совместно с Е. Н. Крутенем провёл на московском заводе "Дукс" испытания отечественного истребителя "Моска". К тому времени,к 3-м наградам, которые он заслужил в кавалерии, добавилось "аннинское" оружие "За храбрость" и орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В начале августа 1916 года Арцеулова перевели в 8-й авиационный отряд истребителей, базировавшийся в Белоруссии, под Луцком (ныне в Украине). Там его самолётом был "Ньюпор-11" с оригинальной установкой конструкции В. В. Иордана под пулемёт "Льюис" с магазином на 47 патронов, которую Константин Арцеулов успешно модернизировал. Пулемёт был установлен довольно высоко над центропланом, параллельно оси двигателя, для стрельбы вне диска винта. Пулемёт мог откидываться почти в вертикальное положение и им можно было пользоваться как шкворневым для ведения огня снизу вверх. Получалась своеобразная пулемётная установка, в которой была осуществлена комбинация неподвижного пулемёта с подвижным. Константин Арцеулов с успехом применял её в воздушных боях, 18 раз выходя победителем в схватках с противником.

картинка

Арцеулов воевал дерзко, самоотверженно. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов, провёл десятки воздушных схваток. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских лётчиков — асов Первой Мировой войны, таких как А. Казаков, Е. Крутень, В. Ткачёв... ( Некоторые источники, в том числе и Советская Военная Энциклопедия, указывают на 18 воздушных побед. У Арцеулова было 18 удачно проведённых боёв, в результате которых противник выдворялся за линию фронта, но ни одной формально подтверждённой победы не имелось, (герою нужен счёт его побед???) ).

...Это событие произошло в 11 часов утра 24 Сентября 1916 года.
Самолёт "Ньюпор" ( заводской № 1710 ) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле лётчика перешла в крутое пике. В том же полёте Арцеулов повторил штопор, но сделал уже 5 витков.

картинка

Через несколько дней уже все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора, а в октябре штопор был введён в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побеждён и стал фигурой высшего пилотажа.

картинка

Вскоре русские военные лётчики — ученики Арцеулова — стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолёт сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полёте уходили из зоны обстрела.

картинка

Таран Нестерова. Рисунок К. Арцеулова

В 1933 году Константин Константинович был необоснованно репрессирован . В 1937 году он был полностью реабилитирован и освобождён. По причине большого перерыва в лётном стаже в авиацию не вернулся. Работал художником-оформитетем. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе, писал мемуары. Член Союза художников СССР. Умер 18 Марта 1980 года в Москве. Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени.

картинка
С. Королёв в кабине планера, рядом с ним С. Люшин и К. Арцеулов

картинка



картинка
Просмотров: 933 | Добавил: Yurich | Теги: русская авиация, война, крылья, история, первые авиаторы, русский авиатор, штопор, россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters