Пятница, 03.05.2024, 10:46 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Январь » 27 » История одного договора. Часть 1
12:02
История одного договора. Часть 1

Что-то странное происходит с переговорами по новому Договору об
ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).


картинка

15 января в Женеве после окончания рождественских и новогодних
каникул должен был начаться очередной (хотелось бы надеяться, что
последний) раунд переговоров между делегациями России и США по его
доработке. Но пока об этой встрече ничего не слышно. Между тем из уст
руководителей нашей страны в последние дни прозвучало немало заявлений и
по поводу будущего договора, и о роли ядерного оружия в укреплении
обороноспособности родного отечества. Они наталкивают на непростые
размышления...



Забытая история

В 1977 году в западной печати появляться сообщения о начале
развертывания в Советском Союзе новых ракет средней дальности,
размещенных на мобильных пусковых установках. Согласно им новые ракеты,
способные нести три ядерные боеголовки индивидуального наведения
мощностью по 150 кт, размещались на мощных шестиосных автомобильных
шасси, дальность их стрельбы составляет 5000 км.


картинка

Но более всего изумили высокие темпы и масштабы развертывания новых
систем. По оценке ЦРУ, Советский Союз довел темпы размещения до 50
пусковых установок в год (по одной каждую неделю) и к 1979 году стало
ясно, что Москва разработала какую-то новую стратегическую концепцию
насчет Европейского театра военных действий. Новые советские ракетные
комплексы в системе кодовых обозначений НАТО получили индекс SS-20 Sabre
(«Сабля»), а в оперативных документах МО СССР обозначались как РСД-10
«Пионер» (имеется определение РТ-21М) с ракетой 15Ж45. Появление
«Пионеров» стало результатом длительных концептуальных, теоретических и
практических работ в Московском институте теплотехники (МИТ),
возглавляемом А.Д. Надирадзе. Как уже указывалось выше, еще в 60-х годах
КБ Королева и Янгеля разрабатывали мобильные крмплексы МБР на
самоходном (гусеничном) шасси, экспериментальные образцы которых даже
демонстрировались на военных парадах на Красной площади. Но создать
мобильные стратегические комплексы на основе технологий 60-х не удалось.


картинка


В этих условиях разработка двухступенчатой твердотопливной ракеты, на
которой, наконец, будет решена проблема мобильности, была возложена на
МИТ, специализировавшегося на создании ракет на твердом топливе. Работы
по ее созданию начались в 1971 году. Проектирование автомобильного шасси
было возложено на КБ Минского завода колесных тягачей, к тому времени
уже имевшего опыт разработки колесных ПУ для оперативно-тактических
ракет (в частности, МАЗ-543 для комплекса 8К11 с ракетой Р-11/17).
Ракета разрабатывалась на основе использования двух верхних ступеней МБР
«Темп-2С» (РС-14), которые в соответствии с Договором ОСВ-1 были
запрещены к развертыванию. После практической отработки различных
технических решений по новой ракете и наземным агрегатам комплекса
испытания «Пионера» начались с 21 сентября 1974 года.


картинка

Испытания велись на полигоне Капустин Яр. Уже через полтора года
комплекс был принят на вооружение. Акт о о приемке комплекса на
вооружение РВ СН был принят Государственной комиссией 11 марта 1976
года. Ракета была оснащена моноблочной головной частью мощностью 3 Мт и
имела дальность стрельбы 4500 км. 10 августа 1979 года на полигон
Капустин Яр был доставлен более мощный вариант ракеты 15Ж53 с дальностью
полета 5500 км. Испытания проводились до 14 августа 1980 года, а 17
декабря новый комплекс с обозначением «Пионер-УТТХ» («улучшенные
тактико-технические характеристики») был принят на вооружение. Она имела
те же ступени, что и 15Ж45, изменения коснулись системы управления и
агрегатно-приборного блока. За счет модернизации командных приборов и
алгоритма работы бортового цифрового компьютера удалось повысить
точность стрельбы до 450 м. За счет повышенной энергетики двигателей был
увеличен район разведения боевых блоков. Ракета несла разделяющуюся
головную часть типа МИРВ с тремя ядерными боеголовками индивидуального
наведения мощностью 150 кт каждая. Комплекса преодоления системы ПРО
ракета не имела.


картинка




В 1985 году был испытан новый вариант ракеты, имевшей облегченную
моноблочную головную часть мощностью 50 кт и дальностью 7400 км, но на
вооружение она не была принята. Двухступенчатая ракета массой 37 т
размещена на мощном шестиосном автошасси повышенной проходимости
МАЗ-547В (общая масса 80 т), которая в использовалась и как самоходная
ПУ МБР РС-14. Длина автошасси достигала 21,3 м, но, несмотря на это,
самоходная установка легко брала метровые подъемы и взбиралась на склоны
в 15 град, двигалась по любым покрытиям, имела радиус поворота 21 м,
что позволяло использовать существующую сеть дорог. Выпуск ракетной
системы был налажен на машиностроительном заводе в г. Воткинске
(Удмуртия), производство самоходных ПУ было налажено на Волгоградском
машиностроительном заводе «Баррикады». С принятием в августе 1976 года
«Пионера» на вооружение Советский Союз начал формировать полностью
мобильную группировку БРСД, которая в перспективе должна была вытеснить
все еще состоящие на вооружении шахтные ракеты Р-12 и Р-14.
картинка

Организационно боевые ракетные комплексы были объединены в полки,
которые имели на вооружении девять пусковых установок. Специально для
«Пионеров» были спроектированы и построены гаражные укрытия с
открывающейся крышей, в которых находились пусковые установки, пришедшие
с боевого патрулирования или проходящие технический осмотр. В случае
необходимости они могли осуществить боевой пуск прямо из гаража с
раздвижной крышей. По данным Пентагона, в 1986 году (последний год
развертывания) в РВСН насчитывалось 441 пусковая установка РСД-10, из
которых 243 были развернуты в европейской части СССР.


картинка

Столь массированное развертывание этих ракет не могло не
обеспокоить Запад, тем более в 1981 году было выявлено принятие нового
варианта «Пионера» с улучшенной ракетой 15Ж53 («Пионер УТТХ») с более
высокой точностью стрельбы, позволяющей уничтожать малоразмерные
высокозащищенные цели на всем Европейском континенте. Его разработка
велась с 1977 года в соответствии с постановлением СМ СССР, первый
испытательный пуск состоялся 10 августа 1979 года. Три боеголовки
усовершенствованного варианта «Пионер-УТТХ» (он был основной моделью)
имели способность наводиться на разные цели, что очень долго отрицалось
Кремлем. Советское руководство уверяло Запад, что ракеты этого типа не
оснащены системой индивидуального наведения и, следовательно, эти
системы нельзя расматривать как оружие первого удара, кроме того,
заявлялось, что принятие на вооружение этих ракет резко уменьшает
забрасываемый вес и мегатоннаж советского арсенала средней дальности.


картинка

Мобильное развертывание ракет объяснялось необходимостью сохранения
«Пионеров» при первом ударе противнике, сохраняя потенциал для
нанесения ответного удара возмездия. Высокая точность стрельбы
обеспечивалась применением спутниковой привязки к местности, что
необходимо при таком типе базирования. Велась разработка и варианта
«Пионер-3» с улучшенными эргономическими условиями для экипажа ракетного
комплекса, была повышена точность наведения боевых блоков. Серийное
производство ракет этого варианта в связи с договором по РСМД развернуто
не было.


картинка

Запад в лице комитета военного планирования НАТО, поставленный
перед необходимостью принятия ответных мер на развертывание новых
советских ракет, 12 декабря 1979 года заявил о решении начать
развертывание в Западной Европе новых американских БРСД «Першинг-2» и
крылатых ракет наземного базирования. Согласно этим планам было намечено
развернуть 108 ПУ ракет «Першинг-2» и 112 ПУ КР BGM-109 «Томагавк» (на
каждой ПУ размещалось четыре транспортно-пусковые контейнеры).


картинка

Распределение этих систем было определено следующим образом:
Великобритания обязалась разместить на своей территории 40 ПУ КР (160
готовых к пуску ракет), ФРГ – 108 пусковых установок баллистических
ракет «Першинг-2» и 24 ПУ КР (96 ракет), Италия – 28 ПУ КР (112 ракет),
Бельгия и Голландия – по 12 ПУ КР (по 48 ракет). Разработка БРСД
«Першинг-2» осуществлялась еще в начале 70-х годов фирмой
«Мартин-Мариэтта» для замены устаревающего оперативно-тактического
комплекса «Першинг-1». Как и его предшественница, новая ракета должна
была поступить на вооружение ракетных бригад сухопутных войск США.


картинка

Дальность стрельбы новой ракетной системы достигала 1800 км, что в
2,5 раза больше такого же параметра «Першинг-1» (740 км). Как и
советские «Пионеры», они размещались на автомобильных шасси (М757 фирмы
«Форд» — модернизация ПУ БР «Першинг-1»), но, в отличие от РСД-10,
американские ракеты размещались на прицепах. Серийные ракеты размещались
на реконструированной ПУ, представляющей собой двухосный рамный
полуприцеп, для буксировки которого используется 10-тонный тягач
немецкой фирмы МАН. Ракета оснащена высокоточной радиолокационной
системой самонаведения RADAG и имеет точность попадания в пределах 24-40
м от точки прицеливания, что является очень высоким показателем
(боеголовки «Пионера» имеют КВО в пределах 300-400 м, но оно
компенсируется значительно более мощной боевой частью). Ракета оснащена
моноблочной ядерной боеголовкой мощностью от 20 до 100 кт (воздушный
взрыв) или проникающей ядерной боеголовкой (подземный). Последнюю
планируется использовать для нанесения ударов по высокозащищенным целям
(шахтные ПУ баллистических ракет, подземные командные бункеры и др.). Ее
корпус выполнен из особой высокопрочной стали для выдерживания больших
ударных нагрузок при скорости соударения с грунтом более чем 610 м/с.
Корпус экспериментальной боеголовки при ударе и проникновении в грунт на
большую глубину продемонстрировал высокую механическую стойкость к
деформации, получив незначительные повреждения поверхности.


картинка

Траектория полета «Першинг-2» проходит по трем участкам –
начальный (маршевый), средний и конечный (самонаведения). Основная часть
среднего участка траектории проходит вне атмосферы на высоте около 300
км, при этом скорость головной части соответствует числу 12М.
Максимальную дальность ракета пролетает всего за 8-10 минут, что не на
шутку обеспокоило Москву. Размещение всех 108 ПУ ракет «Першинг-2» было
завершено к концу 1985 года. Они поступили на вооружение 56-й бригады
БРСД, размещенной в Западной Германии. Крылатые ракеты наземного
базирования стали новым направлением в классе систем средней дальности.
Разработка КР велась с конца 60-х годов, при их создании были применены
новейшие достижения в области реактивного двигателестроения, системы
наведения и программного обеспечения.


Детище фирмы «Дженерал-Дайнэмикс» BGM-109 представлял собой
небольшой летательный аппарат длиной 6,4 м и массой 1000 кг, с
дозвуковой скоростью 880 км/ч (0,7М) и оснащался малогабаритным
высокоэкономичным двухконтурным реактивным двигателем тягой 270 кг.
Первый успешный пуск наземного варианта «Томагавка» был произведен в мае
1982 года на ракетном полигоне в штате Юта. Первые серийные КР начали
прибывать на базе Гринхэм-Коммон в Великобритании уже в ноябре 1983
года. Каждый отряд крылатых ракет состоял из двух центров управления
полетом и четырех транспортно-пусковых установок (ТПУ) с 12 готовым к
пуску КР. Всего США наметили произвести 560 КР, из которых 96 было
принято складировать в США (464 КР, как указывалось выше, были
предназначены для размещения в пяти европейских странах). В отличие от
«Першингов-2» крылатые ракеты направлялись в распоряжение командования
ВВС США.


Ракета, обладающая весьма малой эффективной площадью рассеяния
(ЭПР), предназначена для маловысотного полета (порядка 30-60 м) и
способна поражать цели на дальности до 2500 км ядерной боевой частью
мощностью 250 кт (на порядок мощнее боеголовки «Першинг-2»). Ракета
оснащена комбинированной системой наведения, которая включает в себя
инерциальную систему и систему коррекции по контуру рельефа местности
TERCOM.


картинка

В последней используется радиолокационный высотомер, определяющий
данные о рельефе участка местности, над которой проходит полет. Эти
данные сравниваются с информацией о поверхности, хранящейся в бортовом
цифровом компьютере, что позволяет определять фактическое местоположение
КР с большой точностью (КВО стоставляет несколько десятков метров). По
мнению командования НАТО, крылатые ракеты эффективны для нанесения
ударов по ПУ стратегических ракет, вывода из строя аэродромов,
военно-морских баз, объектов систем управления и ПВО, поражение
группировок войск, в том числе и скоплений бронетанковой техники,
разрушение объектов в глубине территории СССР и стран Варшавского
Договора (мосты, плотины, электростанции, узлы коммуникаций).


картинка




Разрабатывались и КР воздушного базирования. В марте 1980 года
официальный представитель Пентагона сделал заявление о том, что после
изучения результатов летных испытаний КР AGM-86B (фирма «Боинг») и
AGM-109 («Дженерал-дайнэмикс», авиационный вариант BGM-109) командование
ВВС США остановило свой выбор на ракете фирмы «Боинг» и приняло решение
приступить к подготовке ее серийного производства. В 1981 году на
специально построенном фирмой производственном комплексе в г. Кент (штат
Вашингтон) началось их серийное производство. Через год завод вышел на
проектную мощность, собирая ежемесячно 40 ракет. Характеризуя эту
сделку, журнал «Тайм» писал, что «с момента окончания войны во Вьетнаме
это самый крупный отдельный контракт ВВС, стоимость которого превышает 4
млрд. долларов». Испытания ракет проводились с борта бомбардировщиков
В-52G над территорией учебно-испытательного полигона в штате Юта, затем
пуски КР осуществлялись над Тихим океаном на удалении около 100 км от
юго-западного побережья США с последующим полетом над территорией штатов
Калифорния,


картинка

Невада и Юта. По прочностным и аэродинамическим характеристикам, а
также по надежности и точности выведения на цель КР AGM-86B превзошла
ракету AGM-109, кроме того, она оказалась значительно более
технологичной и дешевой в производстве, и проще в обслуживании. Фирма
"Боинг” получила примерно половину от 4-миллиардного контракта (около 2
млрд.), остальные пришлись на долю "Макдоннелл-Дуглас” (система
наведения TERCOM), «Литтон индастриз» (инерциальная система ннаведения),
«Уильям рисёрч» (двигатель) и ряда мелких подрядчиков, поставляющих
отдельные узлы и компоненты ракеты.


Столкнувшись с проблемой перехвата КР, Москва была вынуждена
тратить огромные средства на разработку мощных систем ПВО, таких как ЗРК
С-300П, перехватчик МиГ-31 и сложнейших систем обнаружения, а для
уничтожения «Першингов-2» создавался войсковой самоходный ЗРК С-300В с
большими противоракетными возможностями.


картинка


Просмотров: 1153 | Добавил: Yurich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters