Понедельник, 06.05.2024, 08:31 | Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Август » 17 » Чудо-танки
21:10
Чудо-танки
картинка

Самый секретный "Бегемот"

Несколько лет назад, когда я ещё только набирал материалы по бронетехнике для сайта Aviarmor, в неистовых глубинах мировой сети мне попалась web-страничка сайта Track-Link. Надо отметить – вполне добротный сайт, посвященный моделированию. Однако, мой интерес тогда не касался моделей. На этой самой страничке была представлена фотография танка KV-VI "Behemoth” и короткая статья к ней.
-----------------------------------------------------------------------------------✂--------------------

Автором статьи являлся Brian Fowler. Судя по подписям, модель танка была построена в 1997 г., а на сайте она появилась в 2000 г. По словам автора, это был действительно секретный проект Советского Союза. Чтобы не быть голословным, ниже представлен перевод статьи (не дословный, оригинал можно найти по ссылке http://www.track-link.net/gallery/119).

"После коллапса Советского Союза на поверхности оказались новые факты относительно разработок секретного оружия, созданного во время 2-й мировой войны. Одним из наиболее интересных был КВ-6 "Бегемот”.
В июле 1941 года Сталин узнал о героическом противостоянии одного из танков КВ-2 частям 6-й танковой дивизии за несколько дней до этого. Учитывая огромный успех, который сопутствовал этому одиночному КВ-2, Сталин распорядился начать работы по разработке нового "сухопутного линкора” на его базе. Танк получил три башни и очень тяжелое вооружение и бронирование, что позволило бы ему успешно отражать все типы атак. Проект разрабатывался объединенной конструкторской бригадой под руководством Котина и Баркова. Когда проектировщики пожаловались Сталину, что установка трех башен сделала его слишком длинным и радиус разворота танка будет слишком большим, Сталин ответил: "Не надо разворачивать, направьте его прямо на Берлин”. Последний вариант проекта стал известен под названием КВ-6 "Бегемот”.
КВ-6 был многобашенным танком, состоявшим из компонентов танков КВ-1, КВ-2, БТ-5, Т-60 и Т-38. Использование существующих конструкций обуславливалось немецким вторжением и напряженной работой советской промышленности. По причине огромного веса танк оснастили специальным приспособлением, позволявшим преодолевать реки глубиной до 9 футов (2,74 м). Конструкторский коллектив разработал также убираемую наблюдательную башню, которую должны были использовать для управления огнем из гаубицы и ракетных установок.

Технические данные КВ-6
Экипаж: 15 человек и один комиссар
Высота: 15 футов и 3 дюйма (4,65 м)
Ширина: 10 футов и 10 дюймов (3,07 м)
Длина: 37 футов и 8 дюймов (11,58 м)
Масса: 138 тонн
Двигатели: три В-2 мощностью 600 л.с. каждый
Максиальная скорость: 13 миль в час (21 км\ч)
Максимальный запас хода: 98 миль (157 км) по дороге и 43 мили (69 км) по проселку
Бронирование: от 7 до 160 мм
Вооружение: две 152-мм гаубицы, две 76,2-мм пушки, одна 45-мм пушка, два 12,7-мм пулемета ДШК, два 7,62-мм пулемета Максим, 14 7,62-мм пулеметов ДТ, 16 ракет БМ-13, две огнеметные башни образца 1933 г.

История эксплуатации.
Первый опытный образец был закончен в 1941 году и срочно отправлен на защиту Москвы. В первой же атаке, проходившей в плотном зимнем тумане, задняя башня случайно прострелила центральную. После возникшего взрыва танк был полностью разрушен.
Второй опытный образец был закончен в январе 1942 года и отправлен на Ленинградский фронт. На нем были установлены специальные индикаторы, чтобы избежать прострела центральной башни. В первой атаке на немецкие позиции танк, преодолевая ров, переломился пополам. Возникшая искра подожгла вытекшую огнесмесь и в результате возникшего взрыва танк был полностью разрушен.
Третий опытный образец, показанный здесь (модель на фото), получил усиленный корпус и был также отправлен на Ленинградский фронт в начале 1942 года. Ему удалось сбить три немецких самолёта. Затем, во время первого боя танк вёл непрерывную стрельбу в течении трех часов. Огромная отдача постепенно отталкивала танк и в конце концов привела к детонации 152-мм снарядов, после взрыва которых танк был полностью разрушен.
После такого провала Сталин закрыл проект, а многие из конструкторов КВ-6 провели остаток своей жизни в сибирском ГУЛАГе. Танк КВ-6 был назван немногими выжившими немцами "Оркестр Сталина”, из-за многообразия навешанного на него вооружения”.

Вот это опус! В этом рассказе прекрасно всё. Танк имеет чудовищную массу и невероятное вооружение, включая две (!) 152,4-мм гаубицы в одной башне и ракетную установку. Двигательная установка состоит из трех 600-сильных моторов. В составе экипажа обязательно есть комиссар – что не может не радовать. Поворачивать танк не может, но это не главное. С такой массой КВ-6 запросто может переехать реку глубиной больше двух метров. Характеристики просто поразительные. Больше того, закончили свою недолгую карьеру танки КВ-6 одновременно феерично и трагично.
Первый образец сам себе прострелил башню и взорвался. Второй образец сломался пополам и взорвался. Третий образец сбил три самолёта и тоже взорвался. Как говорилось в одной известной песне из кинофильма "Формула любви” – в общем, все умерли. Конечно, за такое Сталин сгноил в Сибири почти всех разработчиков КВ-6. Смущает только то, что советский вождь был тираном, но уж никак не глубоким идиотом. Тем не менее, как бы в подтверждение своих слов, автор даже приводит внушительный список литературных источников:

Secret Soviet Armour of the Great Patriotic War Steven J. Zaloga; Arms and Armour Press, 1995
The Really Unknown War: A&E Presents: "Our Century"; Narrator: Burt Lancaster; Producer: Isaac Kleinerman
The Behemoths are Burning, Martin Cadin; Pinnacle Books, 1995
KV-VI in Action, Dan Egan and Paul Leray; Squadron/Signal Publications; Armor No. 41, 1996
Die Russischen Geheimnisseschwererpanzerkampfwagon, Walter J. Spielberger; Motobuch Verlag, 1996
Dreadful Din on the Eastern Front, Erich Maria Remarque Jr.; Podzun Verlag; 1951

Откуда всё это взялось? Кто все эти люди? Допустим, Стивен Залога известный историк, заслуживший себе имя многочисленными публикациями, основанными на реальных фактах. Но зачем же его так дискредитировать? Про Э.М.Ремарка вообще помолчу. Особенно порадовали издания "The Behemoths are Burning”, что в переводе на русский означает "Бегемоты горят”, и "KV-VI in Action”. Это просто праздник какой-то!

В последующие годы тема "Бегемота” ещё несколько раз всплывала на нескольких исторических сайтах. В частности – в 2005 году на Axis History Forum, где публика достаточно хорошо "подкована”, и потому появление КВ-6 однозначно расценили как шутку. Однако не тут-то было. Цветочки прошли и начались ягодки. Причем стараниями уже наших авторов…

Наш ответ "Бегемотам”

Труд Brian Fowler не пропал даром! Спустя семь лет, тиражом всего 3000 экземпляров, выходит книга В.О.Шпаковского "Танки. Уникальные и парадоксальные". Внимательно читаем аннотацию:
"Танки, прежде чем принять тот вид, в котором они существуют сейчас, прошли долгий путь развития. При этом иногда создавались какие-то головоломные конструкции и не замечались очевидные (на взгляд потомков) решения. Данное издание как раз и посвящено таким экзотическим проектам — их анализу и гипотезам о том, что могло бы быть, если бы мировое танкостроение пошло по другому пути.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей военной техники”.

Ключевая фраза – "как могло бы быть, если бы…” Автор и впрямь проводит анализ и строит различные гипотезы, относительно того, как можно было бы модернизировать или перестроить конструкцию того или иного танка. Читается книга интересно, но понимать её буквально не надо. Рассказ о танке КВ-6 отличный этому пример. Вот дословный отрывок из книги:
"Первый танк погиб, разломившись при переходе оврага, причем огнесмесь из лопнувших трубопроводов при этом разлилась, возник пожар, вслед за которым взорвались боеприпасы. Второй танк, конструкция которого была усилена, участвовал в боях, но как-то раз одна из башен произвела выстрел в другую, из-за чего в ней сдетонировал боекомплект.
Третий танк, прозванный немцами «сталинским оркестром» за его орудийно-ракетную разноголосицу, чтобы избежать случившейся катастрофы, получил специальные ограничители поворота башен. Маневренности у него не было никакой, однако Сталин на это внимания не обратил. Когда Котин решил все таки поинтересоваться у вождя, как такой танк будет поворачивать, тот вроде бы ему ответил, что как раз поворачивать-то ему и не придется, т. к. его задача — идти прямиком на Берлин!
Тем не менее, до Берлина дойти ему было не суждено. Во время одного из боев командир, видимо, плохо разбираясь в боевых возможностях этой машины, отдал приказ ударить по врагу залпом, развернув все орудия на один борт, из-за чего от сильной отдачи танк опрокинулся в оказавшийся рядом овраг. Огнесмесь при этом опять разлилась, и объятый пламенем «Бегемот» вновь подорвался на своих собственных боеприпасах. Строить в четвертый раз его уже не решились, но все равно все непосредственные разработчики его попали в лагеря!”

Как говорится – без комментариев. Видимо, господин В.О.Шпаковский тоже не особо вникал в глубины отечественного танкостроения. Да и зачем? Книга же называется "танки уникальные и парадоксальные”, так зачем же пропадать ценному "историческому” материалу.

картинка

Не прошло и года, как наши "фотошопные Кулибины” наваяли ещё один ответ капиталистическим вымыслам. В июне 2007 года в рубрике Shuschpanzer (из Живого Журнала, кто не знает) появилась статья от пользователя gleb_androsov под названием "Танк, который изменил ход войны”. Прошу оценить творческий талант автора.
"Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.
27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше — тем лучше, и того и другого. Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано "добро" на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152 мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76 мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35. Проектная масса — 135 т, двигатель — М17, 2х500 л.с., максимальная скорость — до 30 км/ч.
По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированным перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.
Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени.
Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк....
Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде — то может и войны б не было. Но история — наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит”.

Оригинал можно прочитать на сайте Shushpanzer или на сайте Картинки Глеба Андросова в разделе Техномания. Человек с юмором – один только "Педальный конь — транспортное средство будущего” чего стоит. Казалось бы, никакой серьёзности. Посмеялись – и хватит. Ан нет, нашлись ещё люди, который оценили этот пост со всей серьёзностью.

В 2008 году московское издательство Центрполиграф издаёт книгу "Специальное оружие Второй Мировой войны”. Авторами материалов являются Михаил и Вячеслав Козыревы. В книге достаточно много интересного материала по сверхмалым подводным лодкам, управляемым телетанкеткам, собакам-подрывникам и т.д. Однако, некоторые статьи посвященные бронетехнике вызывают определённые сомнения в плане их актуальности. К примеру, по мнению авторов, специальным оружием можно считать тяжелые танки Т-35, КВ и ИС. Почему – наверное потому, что они именно тяжелые. Но это ещё не так бросается в глаза. Для меня настоящим откровением стала статья Т-35\Т-135, где "секретному танку” посвящен целый абзац. Причем авторы лишь сократили статью от gleb_androsov, не потрудившись глубже изучить историю танков КВ. Просвещенный читатель наверняка отличит правду от вымысла, а вот в памяти простого "любителя” военно-технической литературы навсегда останется чудо-танк Т-135.

Просмотров: 1269 | Добавил: Yurich | Теги: КВ-6, KV-VI Behemoth, танки, Т-135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь и архив
Меню сайта
Форма входа
Поиск
На сайте
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика посещения сайта с 03.05.2011
free counters