19:13 12 августа - День Военно-воздушных сил (День ВВС) | |
День Военно-воздушных сил отмечается в России 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил». В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ
номер 397, согласно которому вводился в действие Штат
воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12
августа принято считать началом создания военной авиации России. Русский Императорский военно-воздушный флот Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация) В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолеты и начала подготовку пилотов. В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский
витязь и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские
авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей
экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия
имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала
самолеты использовались только для разведки и корректировки
артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю
1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому
показателю другим воюющим странам. Игорь Сикорский (в центре, перед пропеллером) стоит с группой друзей перед Ильей Муромцем в марте 1914 г. Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в
вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый
воздушный таран. История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция (переворот) привела к развалу государства, вооружённых сил и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России. Военно-воздушные силы СССР Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3. Одним из первых испытаний Советских ВВС в действии стала гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109. Великая Отечественная война В 1939 авиация принимала участие в советско-финской войне, где провела более 100000 самолето-вылетов. Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям, но в среднем один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов, что значительно лучше чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй. За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолетов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128. [3] К 22 июня 1941 советская авиационная промышленность авиапром выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки. Большие потери Военно-воздушные силы понесли в июне 1941. В первые дни войны немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле и уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух. Германия за 22 июня потеряла 35 самолетов. По программе Ленд-лиза СССР в годы войны получал самолеты и от Союзников. За годы войны было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600: 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. Холодная война После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждений тыла. В ВВС в 1960—1980-х годах основными были: Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные). В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца. Вместе с государством прекратили существование Военно-воздушные силы, финансирование новых разработок прекратилось. Начался делёж ВВС между независимыми республиками СНГ. ВВС России После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением [7] из США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ. В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа. Современное положение Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим[8]. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах, и по этой причине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.[9][10] В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям советского времени[11], что дало основание многим экспертам полагать, что процесс перевооружения российской авиации начался[12]. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году. Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта. С праздником ВВС! | |
|
Всего комментариев: 0 | |